Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальных классах на тему "Работа над морфемным составом слова" (суффиксы)
методическая разработка по русскому языку по теме

Сафронова Ирина Михайловна

В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов. неправильному выполнению заданий. Одной из таких тем является изучение морфемного состава слова, в частности суффиксов. В занимательной форме дети образовывают слова при помощи разных суффиксов. Такая работа вызывает радость познания и удовольствие от успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                             Внеклассное мероприятие

                                                по русскому языку,                             проведённое в начальных классах

МОУ СОШ с. Каменка

Ноябрь  2009/2010уч.г.

Учитель: Сафронова И. М.


Тема:

«Работа над морфемным составом слова»

(суффиксы)



  Цели и задачи:


  1. формировать умения  учащихся, связанные с морфемным анализом слов, с правописанием суффиксов;


  1. активизировать познавательную деятельность учеников, их работоспособность;


  1. вызвать интерес к данной работе;


  1. эмоционально настроить детей, чтобы каждому ребёнку захотелось выполнить данное задание;


  1. вселить уверенность в ученика, что он сможет это выполнить;


  1. установить доверительные и добрые отношения между учителем и учеником.

                                                                                   

                                                                                 




Учитель:

 - В курсе русского языка  есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов, неправильному выполнению заданий. Одной из таких тем является изучение морфемного состава слова, в частности суффиксов.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Сегодня мы будем образовывать слова при помощи разных суффиксов.

Суффиксы

-очк-

-еньк-

-к-

придают словам ласкательный оттенок. Вот о чём они нам рассказывают

Мы суффиксы любви и ласки,

Глаза мы превращаем в глазки,

Акулу хищную и злую

Мы обращаем в рыбку золотую.

А если только повелим,

Ножищи Гулливера мы в ножки

Чиполлино превратим!

Например:                  глаза – глазки

                            рыба – рыбочка

                            рыжий – рыженький

- Вы большие мастера образовывать слова.

Хорошему мастеру – честь и хвала!

Беритесь за дело скорей, детвора!

Образуйте новые лова с суффиксами:

-очк-                 -к-                -еньк-

в следующих словах:

Юра -            берёза-         чёрный-

ваза-             рыба-            Миша-

роза-             ягода-            деревня-                  

. . .                 . . .                  . . .

(ученики образуют, записывают новые слова и выделяют морфемы)

Словообразовательные суффиксы               -оват-                -еват-

придают словам оттенок неполноты качества. Это понятие вы  проще поймёте в следующем стихотворении.

От качества нашего пища вкусней,

А цвет у предмета намного нежней,

Капусту готовим чуть-чуть кисловатой,

А перец добавим чуть-чуть горьковатый,

Идёт помидор красноватый в соленье,

В подарок от суффиксов вам угощенье:

                                                                               сок и арбуз.

(ставлю перед детьми сок и арбуз)

Сок чуть кислый – кисловатый.

Арбуз сладкий – сладковатый.

 -   Такие суффиксы, как         -ущ-            -ющ-            -ищ-

используются в словах с увеличительным значением.

Работа наша нелегка –

С увеличительным оттенком

Мы строим новые слова!

Смотрите, как здорово получается!

Большой – большущий,

Хвост      - хвостище,

Жадный – жаднющий.

- Внимание, внимание, новое задание!

Для вас получила я заказ:

Требуется объединить слова

1.Лапищи             5. Злющий

2. Хитрющий       6. Ножищи

3. Большущий      7. Ручища

4. Усищи               8. Когтищи

в группы с одинаковыми суффиксами          -ущ- (-ющ-),  -ищ-.

И так три группы:

-ущ-       -ющ-       -ищ-

 . . .           . . .          . . .

- А сейчас узнаем,  о чём нам расскажут суффиксы

-а-,  -тель-,  -и-,             -ов-,  -щик-

Откроем мы секрет для вас:

Профессий не было б без нас.

Профессия готова,

Когда мы встанем в слово!

Корень в этих словах прост,

Двойным суффиксом оброс.

1. Учитель               3. Строитель

2. Писатель             4. Водитель

- Предлагаю игру «Доскажи словечко»

Два весёлых человечка

                                               Игру затеяли в словечко.

Один сказал: «Водитель!»

 Другой сказал: «Строитель!»

Затем был крановщик

И мастер-часовщик.

Все словечки перебрали,

Очень много слов набрали.

Вот конец игры настал,

Называется – финал.

Чем бы кончилась игра,

Этого не знаю я.

Два весёлых человечка

Убежали за словечком.

Предлагаю вам сыграть:

Слова к вопросам подобрать.

1) Человек, управляющий самодвижущейся машиной.

2) Перевозчик на пароме.

3) Тот, кто читает книги.

4) Человек, демонстрирующий на себе одежду.

5) Человек, который пишет книгу.

6) Тайный агент сыскной полиции.

- Запишите и разберите слова по составу.

( водитель   , паромщик    , читатель    , манекенщик    , писатель    , сыщик  )

В гостях у нас ещё суффикс           -ник-

Народу служит суффикс   -ник-,

Он на вопросы отвечать привык.

Чем занят человек? Кто он?

За корнем встанет  -ник-,

Родится проводник, охотник

Меткий, лыжник быстрый,

Старательный, прилежный ученик!

Например:                лыжи – лыжник     ,  продолжите сами

охота – охотник

 

- Фокусы из слов я показывать готов,

Лишь заклинанье нашепчу –

Ряд слов волшебных получу.

- Запишу слово свет, образую от него однокоренные слова:

 рассвет        светает             светит        светильник

- Попробуйте сами показать фокусы из слова:

печь     - . . .

- Схемы превращу в слова,

это будет фокус два!

Подберите слова к схемам, используя суффикс  -ник-

               

- А ласковый и добрый суффикс         -чик-  не только стал «уменьшать» слова,   делать  их добрыми и ласковыми:

лимон – лимончик             диван – диванчик

 

но и образовывать слова, обозначающие профессии,-

лётчик             переводчик

- А сейчас все засучили рукава,

Будем строить мы слова.

Берём кирпич, раствор для кладки

И развернём в тетрадке

Большую стройплощадку!

Груз  +  чик  +          = грузчик

Из  +  воз  +  чик  +       = извозчик

Рас  +  сказ +  чик +      =рассказчик

- Сообщить вам очень рада:

Составлена для вас шарада.

- Корень тот же, что в слове плетение, суффикс тот же, что в слове извозчик, приставка та же, что в слове переход. Отгадайте слово.

плетение     извозчик      переход      (П е р е п л ё т ч и к)

- Вот и новый суффикс      -ёр-

Я – суффикс  -ёр-,

Меня зовут актёр.

В театре без меня

Профессий не бывает,

Вот, например: дублёр, гримёр!

Но вот беда: буквы потерялись, слова поломались,

Чтоб слова быстрей спасти,

Буквы нужно нам найти.

Назовите специальности в театре, названия профессий с суффиксом   -ёр-.

а к т ё р                  д у б л ё р               г р и м ё р

- А суффикса   -иц-  особая примета –

Давать названия предметам.

Легко предмет мы узнаём

По веществу, которое хранится в нём.

Сахар    – сахарница             Хлеб     - хлебница

Салат     - салатница              Мыло      - мыльница

- Суффикс  -иц- наградила природа

величать особ женского рода!

Ученик – ученица

Мастер – мастерица

Именинник – именинница

Мельник –  ?

Осёл – ослица

Козёл – ?

Лев – львица

Гусь – ?

Даю совет:  скажу тебе на ушко,

Если ты попал в «ловушку»,

Наугад ты не пиши,

А у взрослого спроси!

- А вот среди мяса господин!

Не скрою я, друзья, от вас,

Мясные суффиксы мне

Повстречались первый раз!

-ин-

Баранина           Свинина

- Поиграем в «Шивровку»

Ключ в руке , пошла игра,

Шифр разгадывать пора.

Шифровальщик должен знать,

Как его расшифровать.

гобадирананисвинатенилявянатина

(Говядина, баранина, свинина, телятина)

- Найдите суффиксы в этих словах и расскажите, какую роль они выполняют.

Нас ждут «ягодные» суффиксы

Знаешь ли ты, ученик!

Имя ягодам дал суффикс   -ик-,

И, как будто им за это неловко,

В благодарность склонили головки.

(показать картинки: голубика, черника)

Черника               Голубика

- Много суффиксов ещё,

Но скажу на этом: «Всё!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе для коррекционной школы

Интеллектуальная игра "Крестики-нолики" по русскому языку...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе

Внеклассное мероприятие в форме командной игры для учащихся начальной школы....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ  СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА»....

Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»

Эта презентация является дополнением  к внеклассному мероприятию по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"...

Сборник внеклассных мероприятия по русскому языку для начальной школы (3 класс)

Предлагаю ваше вниманию, собственную методическую разработку "Сборник внеклассных мероприятий по русскому языку для начальной школы". В данном сборнике представлены блок конспектов внеклассн...