Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Лихонина Евгения Алексеевна

     

    Тема: Третье склонение имён существительных.

     

    Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 с.МАЛАМИНО

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

    Учитель  начальных классов

       Лихонина Евгения Алексеевна                                     

       

     

    Тема: Третье склонение имён существительных.

    Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения.

    Задачи урока:

    Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

    Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

    Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

    Оборудование: компьютер; мультимедийная презентация PowerPoint (необходимые ресурсы для запуска: Windows 2003/XP/); карточки для самостоятельной работы «Лови ошибку»

     Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса  в двух частях. – Москва: Дрофа, 2011г.

                                               Ход урока.

    I.Организационный момент

    Учитель.      Внимание! Проверь, дружок,

                          Готов ли ты начать урок!

                          Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

                          Книжки, ручки и тетрадки?

                          Есть у нас девиз такой:

                          Всё, что надо под рукой!

    II. Проверка домашнего задания.

     1. Блиц-опрос

    - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    - Имя существительное изменяется по … и …

    - Сколько падежей в русском языке?

    - Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

    - Определите падеж существительного у дороги

    - Какого рода существительное облако?

    - Назовите предлоги Д.п.

    - На какие вопросы отвечает Т.п.?

    - Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

    III.Чистописание, словарная работа.

    1. Загадка.

    Учитель. Отгадайте и спишите загадку: (на доске)

    Вдруг из ч.рной темноты

    В небе выросли цветы.

    Учитель. Какая буква пропущена в слове чёрной (темноты)?

    Учитель. Напишите Ё, это слово надо запомнить.

    Учитель. Кто отгадал загадку?  Назовите отгадку. (Салют)

    Мультимедийная поддержка. Слайд №1

    2. Работа над значением слова.

    Учитель. Дайте определение  слову салют.

    Мультимедийная поддержка. Слайды  №2, 3

    Салют – торжественная форма приветствия или отдания почестей (выстрелами, ракетами, флагами, фейерверками) в ознаменование торжественной даты, события.

    Салют – пионерское приветствие, выраженное в поднятии над головой кисти правой руки с сомкнутыми пальцами.

    Слово салют заимствовано из французского языка.

    3. Подбор однокоренных слов.

    Учитель. К  слову «салют» подберите однокоренные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень:

             Салют, салютный, салютовать.

    4. Синтаксический разбор предложения.

    Учитель. Выполните разбор предложения по членам:

    Вдруг из чёрной темноты

    В небе выросли цветы.

    Учитель. К какому склонению относится слово салют?

    - Как вы определили?

    - А как вообще можно определить склонение существительного?

    Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со склонением  имён существительных, будем учиться определять склонение существительных по их существенным признакам: роду и окончанию.

    IV. Работа над новым материалом.

    1. Повторение правил о склонении имен существительных.

    Учитель. Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры. Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.

     2.  Объяснение нового материала.

           Мультимедийная поддержка. Слайд №4

            Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь,  деревня, лошадь,

    капуста, помидор, малина, степь, блюдце.

    Учитель. Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в   первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.

    (Проверка). Мультимедийная поддержка. Слайд №5

    Учитель. Что вы заметили? (остались слова)

    Учитель. Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

    Учитель. Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3   склонения).

     Мультимедийная поддержка. Слайд №6

    Учитель. Выделите у этих существительных окончание и укажите род.

    Учитель. Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению?

    V. Физминутка.

         Игра «Доскажи словечко»:

    Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа; если имя существительное 3 склонения – присесть. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)

    1. Пышный хвост торчит с верхушки.

    Что за странная зверушка?

    Щёлкает орехи мелко.

    Ну, конечно, это … (белка)               хлопок

    1. На жарком солнышке подсох

    И рвётся из стручков … (горох)       два притопа

    3. Шубка – иголки,

    Свернётся он – колкий.

    Рукой не возьмёшь.

    Кто это? … (ёж)                     два притопа

    4. Лесники её котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

    Потому что это … (рысь)                        присесть

    5. Кто же это ходит

     В каменной рубахе?

    В каменной рубахе

    Ходит … (черепаха)                            хлопок

    6. Чтобы было, где писать,

    В школе нам нужна … (тетрадь)            присесть

    VI. Закрепление нового материала.

    1. Распознавание склонения имён существительных.

    Мультимедийная поддержка. Слайд №7

    Учитель. Прочитайте имена существительные данной группы:

    М.дведь, п.ртфель, к.рабль, меб.ль, к.ртофель, прист.нь, прору.ь, мес.ность, л.донь. к.л.ндарь.

    Учитель. Что общего в этих словах по написанию? (они все с ь на конце слова)

    - Что обозначает ь в этих словах? (мягкость согласных звуков)

    - К какому склонению относятся эти существительные? (ко 2 и 3   склонению)

     - Запишите их в два столбика. (Проверка)

       Мультимедийная поддержка. Слайд №8

    Учитель. Объясните вставленные буквы. (Проверка)

               Мультимедийная поддержка. Слайд №9 

                 

     Учитель. Подберите ещё по 2 слова в каждый столбик (с ь на конце)

      Учитель. Сделайте вывод: как определить склонение существительных? (нужно знать род и окончание существительного)

     2.   Физминутка для глаз. 

    Мультимедийная поддержка. Слайд №10

    3. Самостоятельная работа. 

                                   Игра «Лови ошибку!»                              

      1 скл.                                   2 скл.                             3 скл.

     суббота                              товарищ                         радость

     аллея                                  город                              вещь

     дорога                                уголь                              честь

     билет                                  яблоко                            медаль

     яблоня                                малина                           словарь

     автомобиль                        корень                            смелость

     ( Проверка)

    Мультимедийная поддержка. Слайд №11

    VII. Итог урока

    Учитель. Выбери утверждение. 

    Мультимедийная поддержка. Слайд №12

    Сегодня я на уроке:

     

    Научилась (научился) …

    Было интересно …

    Было трудно …

    Я понял (поняла), как …

    VIII. Домашнее задание   

    Придумать и записать в 3 столбика по 5 существительных 1, 2, 3 склонения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

    Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

    Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"

    Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...

    Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

    Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

    Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

    Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

    Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

    Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

    Урок русского языка 3 кл. "Склонение имён существительных"

    Здесь представлен конспект урока русского языка по системе "Начальная школа XXI века"...