Контрольные работы по русскому языку 4 класс программа Школа России
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Крашенинина Татьяна Михайловна

Контрольные работы  по русскому  языку составлены  в соответствии с УМК  "Школа России". В работы входят диктанты, изложения  по программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_raboty_za_4_klass.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5

Входной  контрольный  диктант.

1 уровень.

Доброе дело.

         На пригорке  росла  одинокая  берёза. Осенний  ветер  больно  её  хлестал.

        Пришли на пригорок  ребята. Они  выкопали  ямы, посадили яблони. А чтобы  защитить  яблоньки от ветра, посадили рябину, берёзу, ёлку.

        Часто  школьники  приходили  в молодой  сад. То  побелят стволы известью, то зажгут дымные  костры.

        Выросли большие деревья. Зацвели молоденькие яблони. Люди любовались садом. Осенью из сада  шёл  аромат  яблок.

СЛОВА  ДЛЯ СПРАВОК: росла, аромат.

2 уровень.

Чудесный  сад.

       У  нас  в стране  есть чудесный  сад. В этом  саду  на черёмухе  висят  крупные  вишни. На рябине  зреют  сладкие     ягоды, а на  яблоньках  растут  груши. Эти чудесные  деревья  вырастил  наш  русский  учёный  Мичурин. Студенты   и опытные  садоводы  учились у Мичурина. Теперь всюду в нашей  стране выращивают чудесные  сады. Осенью и летом  собирают  богатый  урожай  ягод и фруктов.

СЛОВА  ДЛЯ СПРАВОК: черёмуха, собирают.

Грамматические  задания:

  1. Выполните  фонетический  разбор  слова.

1 вариант. –берёза

2 вариант – рябина

  1. Разберите  предложение  по членам и выпишите словосочетания  с вопросами.

1 вариант – первое предложение

2 вариант –второе  предложение

  1. Разберите  по  составу  слова.

1 вариант –яблоньки

2 вариант – школьники.

Урок 20

Контрольный диктант  по теме «Однородные  члены  предложения».

Золотой  дождь.

        Шумит в лесу  золотой  дождь. Все  лето  листочки  подставляли  солнцу  свои  ладошки, щёчки, спинки. Они  пропитались  солнцем и стали  золотистыми.

        Летят, скачут, плывут  листья. Позолотили они  дорожки и тропинки. Ёлочки  жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы  под листиками  спрятались.

        Пришла  осень. Зашумел в лесу  золотой  дождь. Полетели  листочки  иволгами по ветру, запрыгали  белками по  сучкам. Понеслись  куницами  по земле. Весело и быстро  кружит  ветер  яркое и пёстрое  лесное  золото.

Грамматические  задания:

  1. Выпишите  предложение с однородными  второстепенными  членами  предложения и разберите  его по частям  речи и членам  предложения.
  2. Выпишите  из  предложения  два  словосочетания  с вопросами.
  3. Выполните  фонетический разбор  слова.

Урок 31.

Контрольный диктант  по теме  «Предложение».

Зайчик.

        Зайчик  родился  летом, у него  сразу  были  открыты  глаза. Шёрстка  у зайчика  была  серая и пушистая. Зайчиха  приказала  зайчонку  лежать  тихо и никуда не бегать, а сама  ушла  за кормом. Малыша  кормила  родная мать и другие  зайчихи. Скоро  зайчик  окреп, вырос, начал есть  сочную  траву и бегать  по лесу. Он познакомился с птицами и лесными  зверьками. В густой  траве и кустах  зайчик  прятался с птицами и лесными зверьками.  Так зайчишка  жил и не тужил, а затем  наступила осень.

                                                                                                  (По  Г. Скребицкому)

        Грамматические  задания:

  1. Найдите сложное  предложение и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.
  2. Выпишите  из текста  три  слова с безударными  гласными, проверяемыми  ударением, припишите три родственных  слова.
  3. Выполните  фонетический  разбор  слов  глаз, мать.

Урок 61.

Контрольный диктант  по теме

«Правописание падежных окончаний  имён  существительных».

Яшка.

        На старой пихте  рядом с избушкой  живёт коршун  Яшка.

          Для  Яшки я ловлю мелкую рыбу. Наловлю целую банку и высыпаю в траву. Коршун слетает с верхушки  пихты, радостно и пронзительно кричит.

        Однажды я один остался в избушке. Сидел на поваленной  берёзе и рисовал. Рядом стояло  ведро с хариусом для ухи. Яшка вдруг слетел с дерева, уселся на край  ведра и стал  клевать хариуса.

                                                                               (По Ю.Ковалю)

Ночной гость.

        Наш двор засыпало  снегом. Мы ходим от двери до  ворот по узкой  тропинке. Ночью стояла удивительная  тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко  падал на книгу. В тетради были  новые  стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо  прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим  стеклом я заметил  синичку. Вот так ночной гость!

                                          (Из книги «Сборник  упражнений по русскому  языку»

                                                   Автор Г.Н. Сычёва).

Грамматические  задания:

  1. Выпишите из текста  два словосочетания с именем существительным, поставьте  вопрос  от главного  слова к зависимому, определите  падеж  имени  существительного.
  2. Разберите как часть  речи слова:

1 вариант -  по тропинке,

2 вариант – в тетради.

  1. Первое предложение  разберите  по частям  речи и членам  предложения.

Урок 67.

Контрольный диктант  по теме

«Имя  существительное».

Зимой.

        В  деревне  мороз  запушил  деревья  снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом.  Ребята  размели  каток. Коньки  у всех  готовы. Ловко и легко скользят  ребятишки  по льду. На Коле и Вите  спортивные костюмы. У бегунов  блестят  от счастья  глазки. Старшие  ребята  разъехались  в разные  стороны. Малыши  катаются  цепью. По льду  бегает  за ребятами  Шарик и всем  мешает.  Весело и радостно  звучат  детские  голоса.

Грамматические  задания:

  1. Последнее  предложение  разберите  по членам.
  2. Первое и второе  предложения по вариантам разберите по частям  речи.
  3. Выпишите три имени  существительных в единственном  числе, укажите  склонение, падеж, род. Запишите их во множественном  числе  родительного, дательного и предложного  падежей.

Урок 69.

Контрольное  списывание.

  1. уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Зелёный друг.

        У  нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих  лучей  солнца и высыхания. Народ выращивает леса там, где  наши  обширные  поля  надо спасать  от ветра и песка. Мы сажаем  лес  там, где овраги  жадно гложут  края  пашен. Зелёный друг – лес  своими  могучими  корнями  укрепит  почву, остановит  овраги.

        Лесничества  выращивают  молодые  деревца в специальных  питомниках. Рассаду сажают  ранней  весной или поздней  осенью. В питомнике  часто  работают  студенты лесотехнического  института.

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

  1. уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Зелёный друг.

        У  нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих  лучей  солнца и высыхания. Народ выращивает леса там, где  наши  обширные  поля  надо спасать  от ветра и песка. Мы сажаем  лес  там, где овраги  жадно гложут  края  пашен. Зелёный друг – лес  своими  могучими  корнями  укрепит  почву, остановит  овраги.

        Лесничества  выращивают  молодые  деревца в специальных  питомниках. Рассаду сажают  ранней  весной или поздней  осенью. В питомнике  часто  работают  студенты лесотехнического  института.

1уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Зелёный друг.

        У  нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих  лучей  солнца и высыхания. Народ выращивает леса там, где  наши  обширные  поля  надо спасать  от ветра и песка. Мы сажаем  лес  там, где овраги  жадно гложут  края  пашен. Зелёный друг – лес  своими  могучими  корнями  укрепит  почву, остановит  овраги.

        Лесничества  выращивают  молодые  деревца в специальных  питомниках. Рассаду сажают  ранней  весной или поздней  осенью. В питомнике  часто  работают  студенты лесотехнического  института.

1  уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

 

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

Урок 88.

Контрольный  диктант  по теме «Имя  прилагательное».

1 уровень.

Дятел.

        Спинка  у дятла  чёрная, крылья пёстрые, на головке  шапочка  с красным  кантиком. Лапки  у него  большие, когти  цепкие.

        Наступила  холодная и голодная зима. Нашёл  дятел  в лесу  корявое  дерево  с трещинкой на стволе и начал  сосновые  и еловые  шишки  таскать. Засунет  шишку в трещинку, выбирает  из неё  семечки. Некоторые  семечки  он роняет  на землю. Пройдут  годы, около  зимней  столовой  вырастут  молодые  деревья.

        Берегите, ребята, лесных  птиц!

                                                                         (По Д. Горлову)

2 уровень.

Новая школа.

        Таня с Алёнкой  пошли  в новую  школу. Светлое  поле  лежало по сторонам  деревенской  дороги. В поле  было уже  пусто. Хлеб  убран, жёлтая  стерня  слабо  блестела  на солнце. А за  полем стоял  нарядный  сентябрьский  лес.

        Дорога спустилась в зелёный овражек. А когда поднялась на горку, стало видно новую просторную  школу. Вот она  стоит  на зелёной  луговине и блестит  на солнце  большими  и  чистыми  окнами.

                                                      (По Л. Воронковой)

Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  одно  предложение   с однородными   членами  и разберите  по членам  предложения.

2.В  предложении  укажите  род и падеж  имён  прилагательных  и  имён  существительных.

3. Словосочетания  поставьте  в родительный, дательный и предложный  падеж  единственного  числа.

Урок 99.

Контрольный  диктант  по темам  

«Местоимение», «Имя  прилагательное».

-  Прослушайте  текст, а затем его озаглавьте.

        Январским  утром в город приехал  новый  житель  и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький  старичок. Его никто не знал. Он не занимался  ремеслом. Рассказать  о его  жизни  было нечего.

        Весной  незнакомец  разбил перед домиком  клумбы, посадил  редкие  сорта  цветов. Очень  хорошо  было у него  летом! К нему начали  ходить  ребята. Он рассказывал  им интересные  истории, показывал  старинные  монеты. Их он  собирал  давно. Скоро  дети  и старик  стали  неразлучными  друзьями.

Грамматические  задания:

  1. Выпишите три  словосочетания  с личными  местоимениями. Укажите  падеж  и начальную  форму.
  2. Разберите по членам  предложения.

1 вариант.

Хорошо было у него  летом! Он рассказывал им интересные  истории, показывал  старинные  монеты.

2 вариант.

Январским  утром  в город  приехал  новый  житель  и поселился  на окраине. К  нему  начали  ходить  ребята.

-Выпишите  три  словосочетания  с именами  прилагательными, укажите, в каких  падежах  они  стоят.

Урок  115.

Контрольное  списывание.

Где  раки  зимуют?

        Я реш..л  посм..треть: где  же  раки  з..муют?  Ударили  первые  м…розы, и на оз..ре  образовалась  тонкая  к..рочк..ка  льда.

        Друз..я  пом..гают  мне  надеть гидрок..стюм и разб..вают  лёд  у  бер..га. Под  в..дой  сумрач..но и хол..дно. Плыву в глуб..ну. Начинается  глубокая  яма, и на её дне  пухлый  слой ила,  на котором  видны  буг..рки.

        Вдруг  буг..рки  начинают  шевелит..ся и выт..гивают..ся  длинные  усы, показывают..ся  бусинки  глаз.  Раки  л..жат  смирными р..дами, ут..пают в иле  по самые  гл..за. Стоило  сл..гка  задеть  раков, как  они  вскакивают  из своей  п..остели и сп…сают..ся  бе..ством. Но  только  я отплываю в стор..ну, и раки  снова  возвращают..ся  на дно  ямы.

        Но не все  з..муют в иле.  Некоторые с..дят  под  створками  раковин, под  ут..нувшими  суч..ями, а в  ржавом  в..дре  устраивалась  целая  компания.  Консервные  банки представляли  собой  рачьи   особняки.

                                                                  (По Ю. Астафьеву)

Грамматические  задания:

  1. Спишите  текст. Вставьте   пропущенные  буквы.
  2. Укажите  спряжение  глаголов. Любые три  глагола разберите  по составу.
  3. Укажите  род, тип склонения, падеж  имён  существительных.
  4. У прилагательных  выделите  окончания, обозначьте  падеж.
  5. Первое  предложение  разберите  по членам. Из последнего  предложения  выпишите  словосочетания с вопросами.

Где  раки  зимуют?

        Я реш..л  посм..треть: где  же  раки  з..муют?  Ударили  первые  м…розы, и на оз..ре  образовалась  тонкая  к..рочк..ка  льда.

        Друз..я  пом..гают  мне  надеть гидрок..стюм и разб..вают  лёд  у  бер..га. Под  в..дой  сумрач..но и хол..дно. Плыву в глуб..ну. Начинается  глубокая  яма, и на её дне  пухлый  слой ила,  на котором  видны  буг..рки.

        Вдруг  буг..рки  начинают  шевелит..ся и выт..гивают..ся  длинные  усы, показывают..ся  бусинки  глаз.  Раки  л..жат  смирными р..дами, ут..пают в иле  по самые  гл..за. Стоило  сл..гка  задеть  раков, как  они  вскакивают  из своей  п..остели и сп…сают..ся  бе..ством. Но  только  я отплываю в стор..ну, и раки  снова  возвращают..ся  на дно  ямы.

        Но не все  з..муют в иле.  Некоторые с..дят  под  створками  раковин, под  ут..нувшими  суч..ями, а в  ржавом  в..дре  устраивалась  целая  компания.  Консервные  банки представляли  собой  рачьи   особняки.

                                                                  (По Ю. Астафьеву)

Грамматические  задания:

  1. Спишите  текст. Вставьте   пропущенные  буквы.
  2. Укажите  спряжение  глаголов. Любые три  глагола разберите  по составу.
  3. Укажите  род, тип склонения, падеж  имён  существительных.
  4. У прилагательных  выделите  окончания, обозначьте  падеж.
  5. Первое  предложение  разберите  по членам. Из последнего  предложения  выпишите  словосочетания с вопросами.

Где  раки  зимуют?

        Я реш..л  посм..треть: где  же  раки  з..муют?  Ударили  первые  м…розы, и на оз..ре  образовалась  тонкая  к..рочк..ка  льда.

        Друз..я  пом..гают  мне  надеть гидрок..стюм и разб..вают  лёд  у  бер..га. Под  в..дой  сумрач..но и хол..дно. Плыву в глуб..ну. Начинается  глубокая  яма, и на её дне  пухлый  слой ила,  на котором  видны  буг..рки.

        Вдруг  буг..рки  начинают  шевелит..ся и выт..гивают..ся  длинные  усы, показывают..ся  бусинки  глаз.  Раки  л..жат  смирными р..дами, ут..пают в иле  по самые  гл..за. Стоило  сл..гка  задеть  раков, как  они  вскакивают  из своей  п..остели и сп…сают..ся  бе..ством. Но  только  я отплываю в стор..ну, и раки  снова  возвращают..ся  на дно  ямы.

        Но не все  з..муют в иле.  Некоторые с..дят  под  створками  раковин, под  ут..нувшими  суч..ями, а в  ржавом  в..дре  устраивалась  целая  компания.  Консервные  банки представляли  собой  рачьи   особняки.

                                                                  (По Ю. Астафьеву)

Грамматические  задания:

  1. Спишите  текст. Вставьте   пропущенные  буквы.
  2. Укажите  спряжение  глаголов. Любые три  глагола разберите  по составу.
  3. Укажите  род, тип склонения, падеж  имён  существительных.
  4. У прилагательных  выделите  окончания, обозначьте  падеж.
  5. Первое  предложение  разберите  по членам. Из последнего  предложения  выпишите  словосочетания с вопросами.

Урок  118.

Контрольный  диктант  по теме  «Глагол».

1 уровень.

Лесные  жители.

        Не  всякого  лесного  жителя  ты  сможешь  увидеть.  Очень  редко   мы  видим, как  промелькнёт  рыжий  хвост  на лугу. Семейство  лосей  степенно  шествует  к водопою. Озорной  бельчонок  прыгает  с ветки на ветку  в парке.

        И  только  зимой  мы видим  следы  кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят  следы  полёвки. Попадаются  поваленные  деревья  у реки. Это  работают  деловитые  бобры.

        Егери  по следам  узнают, какие  животные  зимой  обитают  в их  лесах. Весной  в половодье  зверям  бывает  нужна  помощь  человека. Помнишь  историю  деда  Мазая и зайцев? И сейчас  лесники, охотники, егери  спасают  зверушек  в половодье.

2  уровень.

Полярный  день.

        С юга  прилетаем  на самолёте в далёкий  северный  порт  Мурманск. Скоро  настанет  вечер и  стемнеет. Летом  на Крайнем  Севере  темноты  не бывает.  Солнце  днём и ночью  ходит  по небу  кругом.

        Зимой  солнце  совсем  не встаёт  из-за  горизонта. Только звёзды  горят  на чёрном  небе. Иногда  полыхает  полярное сияние.

        Трудно  человек  привыкает  к ночному  солнцу. По ночам  очень  много  людей  гуляет  по улицам.  Многие  сидят  на скамейках. Читают  газеты. Рассматривают  витрины  магазинов. И даже  дети  находятся  ночью  на улицах  и греются  на солнышке.

Грамматические  задания:

  1. Укажите  спряжение  глаголов  в тексте.
  2. Разберите  первое  предложение  по частям  речи и членам  предложения.
  3. Выпишите  три  словосочетания  с безударными  гласными, проверяемыми  ударением.

Урок 132.

Контрольный  диктант по теме  

«Правописание  личных  окончаний  глаголов».

1 уровень.

Волга – кормилица.

        Близка  река  Волга  всем  россиянам. На  Волге  в давние  времена  русские  люди  вставали  на борьбу  со своими  врагами. Под  Сталинградом  разбили  фашистов.

        Называют  Волгу  рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

        На Волге  я Ярославле и Тольятти  машины  выпускают. Вниз по реке  плывут  пароходы, проносятся  суда  на подводных крыльях.

        На самоходных  баржах  везут  вниз  по Волге  легковые и грузовые  машины, пшеницу, нефть, сборные  дома, станки и рыбу.

        Перегородили  Волгу  большие  плотины. Волга  даёт  электрический  ток нашей стране.

                                                                                           (По  С.Баруздину)

2  уровень.

Вечер  в лесу.

        За вершинами  леса  скрылось  солнце. Дышит  и оживает  земля. Пахнет  весенними  почками. Показалась из земли  зелёная  стрелка  молодой  травы. Заливаются  звонкой  трелью  соловьи в густых  деревьях. На  вершине  старого  дуба  воркует  голубь. Глухо  турлычат  в  прозрачных  весенних  лужах  лягушки. Пролетают  над лесом  дикие  утки.

        Страшно  ухнул  и захохотал филин. Ниже  спускается  весенняя  прохладная  ночь.

                                                                                       (По  Е. Серовой)

Грамматические задания:

1.Выпишите  из текста  пять  глаголов, разберите их по составу,  рядом запишите  их  в неопределённой  форме.

2.Проведите  морфологический  разбор  глаголов  дышит, пахнет.

3.Последнее  предложение  текста  диктанта  разберите  по частям  речи,  членам  предложения, выпишите  словосочетания  с вопросами.

Урок 155.

Контрольное  списывание.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

Урок  161.

Итоговый  контрольный  диктант.

1 уровень.

Мальчик.

        В окопчике  спал мальчик. Стиснув  на груди  руки, поджав  босые  ноги, мальчик  лежал  в зелёной  вонючей  луже и тяжело  бредил  во сне. Его голова  была  откинута  назад. Лицо  было покрыто  царапинами, синяками. От яркого  света  фонарика  мальчик  проснулся, вскочил. Его  глаза  дико  блеснули. Он  выхватил  из-под  себя  гвоздь. Егоров  перехватил  горячую  руку  мальчика  и закрыл  ладонью  ему  рот. Мальчик  заметил, что рядом с ним  русские. Радостная  улыбка  вспыхнула  на лице, и он  сказал  только  одно  слово – «наши» - и потерял  сознание.          

           Слова  для  справок:  фонарик, из-под. (В последнем  предложении  объяснить  постановку  знаков  : тире и кавычек).

2  уровень.

Чёрное  золото.

        Ты знаешь, что такое  золото? Это драгоценный  металл  жёлтого  цвета. А  слыхал  ты  про  чёрное  золото? Чёрным  золотом  называют  нефть.

        Без нефти  остановились бы на  дорогах  автомобили, в полях – тракторы, не плавали  бы  красивые  корабли, не ездили бы тепловозы, не  летали  бы быстрокрылые  самолёты. Машины, корабли  и тепловозы  движутся,  работают  благодаря  нефти. Много  полезных  вещей  даёт  людям  нефть.

        Нам  нужны  целые  моря  нефти.  Пройдут  годы, и мы  будем  добывать  чёрного  золота  во  много  раз  больше, чем  сейчас. А  учёные  смогут  из неё  изобрести  много  нужных  и  полезных    предметов.

Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  предложение  с  однородными  членами  предложения  и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.

2.Выпишите 2-3  словосочетания  имени  существительного с прилагательным, определите  падеж, склонение  имён  существительных.

3.Выполните  фонетический  или  морфологический  разбор  слова (по выбору  ученика).

4. Выпишите 3-4  слова  и разберите  по составу.

Урок 18.

Изложение – повествование.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Урок 40

Изложение  по коллективно  составленному  плану.

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

        

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Урок  47.

Изложение.

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Урок 65.

Изложение.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Урок  84.

Изложение.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

 

Урок  103.

Изложение  по самостоятельному  составленному  плану.

Рыжая  помощница.

        Рыжая  кумушка  повадилась  ходить  на колхозную  пасеку. Пчёл  оставляют  зимовать  в омшанике. А там  их начинают  донимать  мыши. Лиса.  Старательно  ловила  мышей  на зимовье. Пчеловоды  её не трогали.

        Но  однажды  лиса  повстречалась  на пасеке  с кошкой  Муркой. Та тоже  ходила  ловить  мышей. Не могла  стерпеть  этого лиса. Шерсть у неё встала  дыбом, хвост  трубой. Бросилась она  на соперницу. Кошка  юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут  она  и попала в руки  пчеловода. Узнал он свою  помощницу из леса, засмеялся и отпустил её.

        А  лиса и на следующее  утро  пришла  спокойно  мышковать  у омшаника.

                                                                       (По Б. Александрову).

Рыжая  помощница.

        Рыжая  кумушка  повадилась  ходить  на колхозную  пасеку. Пчёл  оставляют  зимовать  в омшанике. А там  их начинают  донимать  мыши. Лиса.  Старательно  ловила  мышей  на зимовье. Пчеловоды  её не трогали.

        Но  однажды  лиса  повстречалась  на пасеке  с кошкой  Муркой. Та тоже  ходила  ловить  мышей. Не могла  стерпеть  этого лиса. Шерсть у неё встала  дыбом, хвост  трубой. Бросилась она  на соперницу. Кошка  юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут  она  и попала в руки  пчеловода. Узнал он свою  помощницу из леса, засмеялся и отпустил её.

        А  лиса и на следующее  утро  пришла  спокойно  мышковать  у омшаника.

                                                                       (По Б. Александрову).

Рыжая  помощница.

        Рыжая  кумушка  повадилась  ходить  на колхозную  пасеку. Пчёл  оставляют  зимовать  в омшанике. А там  их начинают  донимать  мыши. Лиса.  Старательно  ловила  мышей  на зимовье. Пчеловоды  её не трогали.

        Но  однажды  лиса  повстречалась  на пасеке  с кошкой  Муркой. Та тоже  ходила  ловить  мышей. Не могла  стерпеть  этого лиса. Шерсть у неё встала  дыбом, хвост  трубой. Бросилась она  на соперницу. Кошка  юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут  она  и попала в руки  пчеловода. Узнал он свою  помощницу из леса, засмеялся и отпустил её.

        А  лиса и на следующее  утро  пришла  спокойно  мышковать  у омшаника.

                                                                       (По Б. Александрову).

Рыжая  помощница.

        Рыжая  кумушка  повадилась  ходить  на колхозную  пасеку. Пчёл  оставляют  зимовать  в омшанике. А там  их начинают  донимать  мыши. Лиса.  Старательно  ловила  мышей  на зимовье. Пчеловоды  её не трогали.

        Но  однажды  лиса  повстречалась  на пасеке  с кошкой  Муркой. Та тоже  ходила  ловить  мышей. Не могла  стерпеть  этого лиса. Шерсть у неё встала  дыбом, хвост  трубой. Бросилась она  на соперницу. Кошка  юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут  она  и попала в руки  пчеловода. Узнал он свою  помощницу из леса, засмеялся и отпустил её.

        А  лиса и на следующее  утро  пришла  спокойно  мышковать  у омшаника.

                                                                       (По Б. Александрову).

Рыжая  помощница.

        Рыжая  кумушка  повадилась  ходить  на колхозную  пасеку. Пчёл  оставляют  зимовать  в омшанике. А там  их начинают  донимать  мыши. Лиса.  Старательно  ловила  мышей  на зимовье. Пчеловоды  её не трогали.

        Но  однажды  лиса  повстречалась  на пасеке  с кошкой  Муркой. Та тоже  ходила  ловить  мышей. Не могла  стерпеть  этого лиса. Шерсть у неё встала  дыбом, хвост  трубой. Бросилась она  на соперницу. Кошка  юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут  она  и попала в руки  пчеловода. Узнал он свою  помощницу из леса, засмеялся и отпустил её.

        А  лиса и на следующее  утро  пришла  спокойно  мышковать  у омшаника.

                                                                       (По Б. Александрову).

Урок  124.

Изложение.

Помогли  инвалиду.

        Дело  было  в Молдавии. Эта страна  очень  сильно  пострадала от  нашествия  фашистов. Все сёла и города её  были сожжены.

        После  войны  вернулся в своё  село Андрей  Воротняк. Вернулся он инвалидом. У него осталась  только  одна  нога. Жену  его  убили  фашисты, детей не  было. И  стал  Андрей  жить одиноко.

        Колхоз  помог  Андрею  построить  хату. Дали  ему  работу  на мельнице. Уходит  туда  Андрей  рано  утром,  возвращается  поздно  вечером.

        Тяжело ему  передвигаться  на  костылях.  Плохо  у Андрея  дома, одиноко он  живёт. На  дворе  у него пустынно.  У  других  сады  распускаются, а у  него  всё  разрушено. А как  ему  в саду  работать  с одной  ногой?

        Возвращается  он  однажды  с  мельницы  поздним  вечером. Медленно  идёт  по селу. Куда  ему  торопиться? Подошёл  Андрей  к своей  хате, открыл  калитку и замер. Его ли это  дом?  Возле  дома  стоял  молодой  сад.  Он  вырос  за  день.  Утром,  когда  Андрей  уходил  на  работу, никаких  деревьев  не было. Кто же  насадил  здесь  молодые  деревца?

        Андрей  переходил от  деревца  к деревцу. Он ощупал  тоненькие  стволы. Вот  вишня, вот  груша, абрикос. Всё сделано  по-хозяйски: деревца подвязаны к колышкам, лунки  после  поливки  присыпаны землёй. В одном  месте  земля  ещё  не успела  просохнуть. На  влажной  грязи  видны  следы  маленьких босых ног. И тогда  Воротняк  понял  всё.

        Кто же  были эти  чудесные  садовники,  посадившие  инвалиду  молодой  сад? Это  были  сельские  пионеры. Они  достали  в питомнике саженцы   фруктовых  деревьев  и насадили  сад, пока  Воротняк  был  на  работе.

        Так  пионеры  помогли  человеку, пострадавшему  в боях  за  Родину.

Изложение.

Мяч.

        Хороший  мяч прислал  дедушка  внуку из Москвы. Мяч  был тугой  и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались  мячом, гладили его  руками.  Они  горели  желанием  поиграть  в мяч.

        Алёша  жалел мяч. Он положил  его  в сетку и повесил над кроватью. Каждый день  мальчик  стирал  с него  пыль.

        А время  шло и шло. Пересох мяч. Лаковая  плёночка  на нём  треснула. Стал  выходить  воздух. Приехал  дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал  головой.

        Долго  жил мяч, а радости не принёс.

                                                                              (По Е. Пермяку)

План:

  1. Какой  подарок  получил  Алёша  от дедушки?
  2. Почему Алёша не играл с мячом?
  3. Каким  стал  мяч со временем?
  4. Почему  красивый  мяч  никому  не принёс  радости?

Изложение.

Мяч.

        Хороший  мяч прислал  дедушка  внуку из Москвы. Мяч  был тугой  и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались  мячом, гладили его  руками.  Они  горели  желанием  поиграть  в мяч.

        Алёша  жалел мяч. Он положил  его  в сетку и повесил над кроватью. Каждый день  мальчик  стирал  с него  пыль.

        А время  шло и шло. Пересох мяч. Лаковая  плёночка  на нём  треснула. Стал  выходить  воздух. Приехал  дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал  головой.

        Долго  жил мяч, а радости не принёс.

                                                                              (По Е. Пермяку)

Изложение.

Мяч.

        Хороший  мяч прислал  дедушка  внуку из Москвы. Мяч  был тугой  и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались  мячом, гладили его  руками.  Они  горели  желанием  поиграть  в мяч.

        Алёша  жалел мяч. Он положил  его  в сетку и повесил над кроватью. Каждый день  мальчик  стирал  с него  пыль.

        А время  шло и шло. Пересох мяч. Лаковая  плёночка  на нём  треснула. Стал  выходить  воздух. Приехал  дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал  головой.

        Долго  жил мяч, а радости не принёс.

                                                                              (По Е. Пермяку)

Изложение.

Мяч.

        Хороший  мяч прислал  дедушка  внуку из Москвы. Мяч  был тугой  и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались  мячом, гладили его  руками.  Они  горели  желанием  поиграть  в мяч.

        Алёша  жалел мяч. Он положил  его  в сетку и повесил над кроватью. Каждый день  мальчик  стирал  с него  пыль.

        А время  шло и шло. Пересох мяч. Лаковая  плёночка  на нём  треснула. Стал  выходить  воздух. Приехал  дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал  головой.

        Долго  жил мяч, а радости не принёс.

                                                                              (По Е. Пермяку)

Изложение.

Мяч.

        Хороший  мяч прислал  дедушка  внуку из Москвы. Мяч  был тугой  и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались  мячом, гладили его  руками.  Они  горели  желанием  поиграть  в мяч.

        Алёша  жалел мяч. Он положил  его  в сетку и повесил над кроватью. Каждый день  мальчик  стирал  с него  пыль.

        А время  шло и шло. Пересох мяч. Лаковая  плёночка  на нём  треснула. Стал  выходить  воздух. Приехал  дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал  головой.

        Долго  жил мяч, а радости не принёс.

                                                                              (По Е. Пермяку)

Изложение.

Орёл.

        Орёл  свил  гнездо на большой  дороге и вывел  детей. Однажды  около  дерева  работал  народ. Орёл  подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди  увидели  рыбу, стали  бросать  в орла  камнями. Он  выронил  рыбу. Люди  взяли  её и ушли.

        Орёл сел на край  гнезда. Орлята  просили  корм. Орёл  устал  и не мог  лететь. Он прикрыл  орлят  крыльями и стал  их  ласкать. Птица  как будто  просила чуть подождать. Но птенцы  стали  кричать. Тогда орёл  полетел  к морю.

        Он вернулся поздно  вечером. В  когтях  у него   была  опять  рыба. Орёл оглядел, сел  на край  гнезда и накормил  детей.

                                                                         (По Л. Толстому)

Слова для справок: увидели, не мог, подождать, у него, прикрыл.

План:

1.Орёл  остаётся без рыбы.

2.Птенцы просят  есть.

3.Орёл накормил  детей.

Изложение.

Орёл.

        Орёл  свил  гнездо на большой  дороге и вывел  детей. Однажды  около  дерева  работал  народ. Орёл  подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди  увидели  рыбу, стали  бросать  в орла  камнями. Он  выронил  рыбу. Люди  взяли  её и ушли.

        Орёл сел на край  гнезда. Орлята  просили  корм. Орёл  устал  и не мог  лететь. Он прикрыл  орлят  крыльями и стал  их  ласкать. Птица  как будто  просила чуть подождать. Но птенцы  стали  кричать. Тогда орёл  полетел  к морю.

        Он вернулся поздно  вечером. В  когтях  у него   была  опять  рыба. Орёл оглядел, сел  на край  гнезда и накормил  детей.

                                                                         (По Л. Толстому)

Слова для справок: увидели, не мог, подождать, у негоприкрыл.

Изложение.

Орёл.

        Орёл  свил  гнездо на большой  дороге и вывел  детей. Однажды  около  дерева  работал  народ. Орёл  подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди  увидели  рыбу, стали  бросать  в орла  камнями. Он  выронил  рыбу. Люди  взяли  её и ушли.

        Орёл сел на край  гнезда. Орлята  просили  корм. Орёл  устал  и не мог  лететь. Он прикрыл  орлят  крыльями и стал  их  ласкать. Птица  как будто  просила чуть подождать. Но птенцы  стали  кричать. Тогда орёл  полетел  к морю.

        Он вернулся поздно  вечером. В  когтях  у него   была  опять  рыба. Орёл оглядел, сел  на край  гнезда и накормил  детей.

                                                                         (По Л. Толстому)

Слова для справок: увидели, не мог, подождать, у него, прикрыл.

Изложение.

Орёл.

        Орёл  свил  гнездо на большой  дороге и вывел  детей. Однажды  около  дерева  работал  народ. Орёл  подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди  увидели  рыбу, стали  бросать  в орла  камнями. Он  выронил  рыбу. Люди  взяли  её и ушли.

        Орёл сел на край  гнезда. Орлята  просили  корм. Орёл  устал  и не мог  лететь. Он прикрыл  орлят  крыльями и стал  их  ласкать. Птица  как будто  просила чуть подождать. Но птенцы  стали  кричать. Тогда орёл  полетел  к морю.

        Он вернулся поздно  вечером. В  когтях  у него   была  опять  рыба. Орёл оглядел, сел  на край  гнезда и накормил  детей.

                                                                         (По Л. Толстому)

Слова для справок: увидели, не мог, подождать, у него, прикрыл.

Изложение.

Старая ель.

        Зимой в лес явились  люди. Загудели  пилы. Застучали  топоры. Деревья  стали  падать  в густой  снег. Могучая  ель  очутилась  одна на прекрасной  поляне. Веточки  её  походили на зелёные  свечи. Наступило  лето. Высокое и стройное  дерево  радовалось  теплу  и  солнцу.  Оно  напиталось  дождевой  водой.  Осенью  на концах  её  ветвей  висели  тяжёлые  шишки. В них  созрели  семена. Зимой  старая  ель  стала  кормилицей  для  зверей  и  птиц.

        Ранней  весной  раскрылись  шишки. Полетели  лёгкие  семена.  Попадает  семечко  во  влажную  землю, прорастёт. Оно  даст  жизнь  другому  дереву.

Слова  для  справок: теперь, в них, прорастёт, раскрылись.

План:

  1. Одна  на  лесной  поляне.
  2. Ель  хорошеет и растёт.
  3. Ель  даёт  жизнь  новому  дереву.

Изложение.

Старая ель.

        Зимой в лес явились  люди. Загудели  пилы. Застучали  топоры. Деревья  стали  падать  в густой  снег. Могучая  ель  очутилась  одна на прекрасной  поляне. Веточки  её  походили на зелёные  свечи. Наступило  лето. Высокое и стройное  дерево  радовалось  теплу  и  солнцу.  Оно  напиталось  дождевой  водой.  Осенью  на концах  её  ветвей  висели  тяжёлые  шишки. В них  созрели  семена. Зимой  старая  ель  стала  кормилицей  для  зверей  и  птиц.

        Ранней  весной  раскрылись  шишки. Полетели  лёгкие  семена.  Попадает  семечко  во  влажную  землю, прорастёт. Оно  даст  жизнь  другому  дереву.

Слова  для  справок: теперь, в них, прорастёт, раскрылись.

Изложение.

Старая ель.

        Зимой в лес явились  люди. Загудели  пилы. Застучали  топоры. Деревья  стали  падать  в густой  снег. Могучая  ель  очутилась  одна на прекрасной  поляне. Веточки  её  походили на зелёные  свечи. Наступило  лето. Высокое и стройное  дерево  радовалось  теплу  и  солнцу.  Оно  напиталось  дождевой  водой.  Осенью  на концах  её  ветвей  висели  тяжёлые  шишки. В них  созрели  семена. Зимой  старая  ель  стала  кормилицей  для  зверей  и  птиц.

        Ранней  весной  раскрылись  шишки. Полетели  лёгкие  семена.  Попадает  семечко  во  влажную  землю, прорастёт. Оно  даст  жизнь  другому  дереву.

Слова  для  справок: теперь, в них, прорастёт, раскрылись.

Изложение.

Старая ель.

        Зимой в лес явились  люди. Загудели  пилы. Застучали  топоры. Деревья  стали  падать  в густой  снег. Могучая  ель  очутилась  одна на прекрасной  поляне. Веточки  её  походили на зелёные  свечи. Наступило  лето. Высокое и стройное  дерево  радовалось  теплу  и  солнцу.  Оно  напиталось  дождевой  водой.  Осенью  на концах  её  ветвей  висели  тяжёлые  шишки. В них  созрели  семена. Зимой  старая  ель  стала  кормилицей  для  зверей  и  птиц.

        Ранней  весной  раскрылись  шишки. Полетели  лёгкие  семена.  Попадает  семечко  во  влажную  землю, прорастёт. Оно  даст  жизнь  другому  дереву.

Слова  для  справок: теперь, в них, прорастёт, раскрылись.

Изложение.

Старая ель.

        Зимой в лес явились  люди. Загудели  пилы. Застучали  топоры. Деревья  стали  падать  в густой  снег. Могучая  ель  очутилась  одна на прекрасной  поляне. Веточки  её  походили на зелёные  свечи. Наступило  лето. Высокое и стройное  дерево  радовалось  теплу  и  солнцу.  Оно  напиталось  дождевой  водой.  Осенью  на концах  её  ветвей  висели  тяжёлые  шишки. В них  созрели  семена. Зимой  старая  ель  стала  кормилицей  для  зверей  и  птиц.

        Ранней  весной  раскрылись  шишки. Полетели  лёгкие  семена.  Попадает  семечко  во  влажную  землю, прорастёт. Оно  даст  жизнь  другому  дереву.

Слова  для  справок: теперь, в них, прорастёт, раскрылись.

Изложение.

Схватка  со змеёй.

        Однажды  ночью  раздался  сильный  крик. Я  оделся  и выбежал  на  палубу. Матросы  столпились у груды  брёвен. Из неё  выползла змея и скрылась.

        Я побежал в каюту  и взял  клетку. В ней  находились  дикая  и ручная  мангусты. Я выпустил  их на палубу. Зверьки  юркнули  в  темноту.

        Прошло  несколько  минут. Показалась  дикая  мангуста. Она  вцепилась  острыми  зубами в хвост  змеи и тащила её  из брёвен. Змея  извивалась, рвалась. Вот появилась её  голова. Выскочила  ручная  мангуста. Она вцепилась  в шею  змеи. Схватка  закончилась. Матросы с любовью  смотрели на мангуст.

                                                                                  (По Б. Житкову).

Слова  для  справок: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.

План:

1.Змея на палубе.

2.Мангуст выпустили из клетки.

3.Змея  побеждена.

Изложение.

Схватка  со змеёй.

        Однажды  ночью  раздался  сильный  крик. Я  оделся  и выбежал  на  палубу. Матросы  столпились у груды  брёвен. Из неё  выползла змея и скрылась.

        Я побежал в каюту  и взял  клетку. В ней  находились  дикая  и ручная  мангусты. Я выпустил  их на палубу. Зверьки  юркнули  в  темноту.

        Прошло  несколько  минут. Показалась  дикая  мангуста. Она  вцепилась  острыми  зубами в хвост  змеи и тащила её  из брёвен. Змея  извивалась, рвалась. Вот появилась её  голова. Выскочила  ручная  мангуста. Она вцепилась  в шею  змеи. Схватка  закончилась. Матросы с любовью  смотрели на мангуст.

                                                                                  (По Б. Житкову).

Изложение.

Схватка  со змеёй.

        Однажды  ночью  раздался  сильный  крик. Я  оделся  и выбежал  на  палубу. Матросы  столпились у груды  брёвен. Из неё  выползла змея и скрылась.

        Я побежал в каюту  и взял  клетку. В ней  находились  дикая  и ручная  мангусты. Я выпустил  их на палубу. Зверьки  юркнули  в  темноту.

        Прошло  несколько  минут. Показалась  дикая  мангуста. Она  вцепилась  острыми  зубами в хвост  змеи и тащила её  из брёвен. Змея  извивалась, рвалась. Вот появилась её  голова. Выскочила  ручная  мангуста. Она вцепилась  в шею  змеи. Схватка  закончилась. Матросы с любовью  смотрели на мангуст.

                                                                                  (По Б. Житкову).

Изложение.

Схватка  со змеёй.

        Однажды  ночью  раздался  сильный  крик. Я  оделся  и выбежал  на  палубу. Матросы  столпились у груды  брёвен. Из неё  выползла змея и скрылась.

        Я побежал в каюту  и взял  клетку. В ней  находились  дикая  и ручная  мангусты. Я выпустил  их на палубу. Зверьки  юркнули  в  темноту.

        Прошло  несколько  минут. Показалась  дикая  мангуста. Она  вцепилась  острыми  зубами в хвост  змеи и тащила её  из брёвен. Змея  извивалась, рвалась. Вот появилась её  голова. Выскочила  ручная  мангуста. Она вцепилась  в шею  змеи. Схватка  закончилась. Матросы с любовью  смотрели на мангуст.

                                                                                  (По Б. Житкову).

Изложение.

Схватка  со змеёй.

        Однажды  ночью  раздался  сильный  крик. Я  оделся  и выбежал  на  палубу. Матросы  столпились у груды  брёвен. Из неё  выползла змея и скрылась.

        Я побежал в каюту  и взял  клетку. В ней  находились  дикая  и ручная  мангусты. Я выпустил  их на палубу. Зверьки  юркнули  в  темноту.

        Прошло  несколько  минут. Показалась  дикая  мангуста. Она  вцепилась  острыми  зубами в хвост  змеи и тащила её  из брёвен. Змея  извивалась, рвалась. Вот появилась её  голова. Выскочила  ручная  мангуста. Она вцепилась  в шею  змеи. Схватка  закончилась. Матросы с любовью  смотрели на мангуст.

                                                                                  (По Б. Житкову).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по математике 4 класс программа Школа России

Конторольные работы по математике 4 класс по программе Школа России. Все задания в контрольных работах  подобраны  в соответствии изучаемому материалу, от простого к сложному....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Контрольные работы по русскому языку по программе "Начальная школа ХХI века" для 2 класса

Полный сборник всех итоговых работ, тестов, текстов для списывания и диктантов для промежуточной и итоговой аттестации учащихся 2 класса....

итоговая контрольная работа по математике, 2 класс, программа "Школа России"

Итоговая контрольная работа включает задания по темам, изученным в течение учебного года....

памятка по работе над ошибками по русскому языку по программе Школа России

Данный материал поможет детям правильно работать над ошибками, находить орфограммы и определять их место в слове....

Итоговая контрольная работа по окружающему миру по программе "Школа России" 1 класс

Данная итоговая контрольная работа по окружающему миру составлена с учетом требования федерального образовательного стандарта. Контрольно-измерительный материал охватывает программный материал для 1 к...