Статья по теме "Организация работы со словами из словаря"
статья (русский язык) по теме

Никишина Елена Валерьевна

В статье помещены задания, которые помогут сделать изучение слов из словаря более увлекательным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organiziciya_raboty_so_slovaryom.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы учащихся со словами из словаря

В  русском  языке существует три основных принципа русской орфографии:

  1. Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
  2. Фонетический принцип, в соответствии  с которым слова или их части пишутся так. Как они произносятся.
  3. Традиционный принцип, слова пишутся так, как они писались в старину.

По этому принципу пишутся слова из словаря или слова с непроверяемым написанием.

Всем учителям известно, что чем богаче активный словарь  человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Со словами из словаря младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словами из словаря. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике и другим учебным предметам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе более 500 единиц. Наиболее употребительные должны быть усвоены всеми учащимися начальной школы.

« Словарная  работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый-методист А.В.Текучев.

Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

- обучающий характер учебной деятельности;

- регулярность в работе над словами из словаря.

Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова.        

Приёмы обучения

  1. Запись слов по алфавиту        

Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами из словаря. Написав на доске слова из словаря, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке, подчеркнув  непроверяемые написания.

  1. По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова из словаря в алфавитном порядке уже не только по первой букве, но и по последующей. Затем идёт дальнейшее усложнение. Например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.

  1. Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова  из словаря, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся слова с данной орфограммой.

В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми  безударными гласными, а в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми  б\у   гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.

  1. Задания на классификацию предметов
  1. Записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей машин, посуды, одежды и др.
  2. Записать дни недели в нужном порядке
  3. Записать названия зимних, осенних, летних, весенних месяцев

     

         4.Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

5.Подбор однокоренных слов- других частей речи.

Задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению написания слов из словаря. Пример: диктуется слово «берёза» , записать к нему слово – прилагательное ( берёзовый).

6. Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы является приём подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов из словаря. Пример:  синонимы к слову Отечество-Родина, отчизна, а антониму к слову     мешать- помогать, пособлять. Какой синоним из четырёх букв можно подобрать к слову  мороз ( холод, стужа), к слову солдат( боец, воин).

Упражнение с синонимами не только обогатят словарный запас школьников, но и помогут полюбить им художественное слово.

7. Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний. Учитель должен стимулировать у детей стремление к составлению нестандартных предложений ( составлению предложений используя два или три слова из словаря).

8. Сочинение рассказов по опорным словам.

Предлагается написать рассказ, по определённой теме используя опорные слова из словаря. Например:  даны слова воробей, ворона, кормушка, зерно. Составить текст на тему : «Наши друзья».

9. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать  и этот приём.Пример: дописать слова на определённую орфограмму.

….а……..

…а….а…….

…..о……

…..о……о……

малина

карандаш

посуда

воробей

10. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись слов с этими элементами.

Например: дописать  слова с частью грамм (килограмм, грамматика)

11. Игры из занимательной грамматики:

  1. Первый слог потерялся:

…радь(тетрадь)

…нал (пенал)

…бака (собака)

  1. Собери слоги:

Бе, за, рё (берёза)

Де, ный,жур ( дежурный)

         

  1. Угадай слово ( для этого используются слоговые карточки)

Мо….. (мороз, молоко, молоток)

Со……..(сорока, собака)

  1. Из каких слов выпали гласные

М..ш..н..

З..в..д

С..р..к..

12.  Творческие задания

  1. Учащиеся составляют кроссворды со словами из словаря на разные темы. Например : все слова начинаются на одну буквы, словарь на тему, все слова на одинаковую б/у гласную
  2. Дети работают с пословицами
  3. Ребята составляют этимологическую справку о любом из изученных слов из словаря

         Дидактический материал оживляет работу на уроке, делает её более занимательной , интересной и не такой сложной.

Словарная работа на уроках является одним из основных звеньев работы по развитию речи.

Литература

  1. Захарова И.В. Работа над непроверяемыми написаниями // Нач. школа 1994 № 11
  2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах , М. Просвещение . 1991- 112 с
  3. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка., М.Из-во Академия, 2002 – 310 с
  4. Петлякова Э.Н. Как научить младшего школьника грамотно писать и говорить. М. Из-во «Март», 2005 – 96 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа на уроках со словами из словаря"

Организовать работу  на уроке со словами из словаря очень важно для развития речи учащихся....

ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ.

Эта работа о приемах и методах изучения и запоминания словарных слов на уроках русского языка....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РАБОТА НАД СЛОВОМ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ»

РАБОТА НАД СЛОВОМ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Карточки для работы со словами из словаря.

Красочные карточки, выполненные в программе PDF, помогут проверить знания детей по теме " Словарные слова". Сделаны карточки по темам : домашние животные, фрукты, картинная галерея,путешествия и зима....

Работа со словами из словаря

слова из словаря, как их лучше запомнить...

Работа над словами из «Словаря» на уроках русского языка.

В течение четырех лет младшие школьники должны изучить достаточно большое количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно тяжело усвоить словарные слова детям, у которых плохо р...

Работа со словами из словаря

Работа со словами из словаря: Быстро, весело, воробей, девочка.Презентации....