Виды грамматических разборов
материал по русскому языку на тему
Виды грамматических разборов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Виды грамматических разборов в начальной школе»
В связи с возникающими вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.
1. Значение грамматических разборов.
Грамматические разборы способствуют:
А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
Б) формированию орфографических умений и навыков;
В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
2. Виды грамматических разборов в начальной школе.
По содержанию: | По объему: | По форме: |
|
|
|
3. Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор).
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
- Сколько в слове слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
- Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.
- Количество звуков и букв в слове.
В методической литературе приводится пример другого порядка разбора:
- Выдели слоги.
- Покажи место ударения.
- Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.
- Подсчитай количество звуков и букв.
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. Гласные звуки: первый – ударный [а], обозначен буквой «а»; второй – безударный [а], обозначен буквой «а». Согласные звуки: [т] – глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [ф] – глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – глухой, твердый, обозначен буквой «ка».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.
т – [т] – глухой, твердый;
р – [р] – звонкий, твердый;
а – [а] – гласный, ударный;
в – [ф] – глухой, твердый;
к – [к] – глухой, твердый;
а – [а] – гласный, безударный;
6 букв, 6 звуков.
Другой вариант разбора:
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. [т] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [а] – гласный, ударный, обозначен буквой «а»; [ф] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «ка»; [а] – гласный, безударный, обозначен буквой «а».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.
[т] – согласный, глухой, твердый – т
[р] – согласный, звонкий, твердый – р
[а] – гласный, ударный – а
[ф] – согласный, глухой, твердый – в
[к] – согласный, глухой, твердый – к
[а] – гласный, безударный – а
6 букв, 6 звуков.
4. Морфемный разбор.
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора:
- Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
- Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
- Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
- Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).
Примечание: в методической литературе предлагается и другой вариант разбора: после выделения окончания, находятся приставка и суффикс, а затем корень слова.
Образец устного разбора:
Подставка.
- Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.
- Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.
- Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.
- Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.
Образец письменного разбора: п о д с т а в к а
5. Морфологический разбор.
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Порядок морфологического разбора:
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. | 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. | 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. |
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). | 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). | 2. Начальная форма (неопределённая форма). Спряжение. |
3. Род, склонение. | 3. Род (в единственном числе), падеж, число. | 3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени. |
4. Падеж, число. | 4. Роль в предложении. | 4.Роль в предложении. |
5. Роль в предложении. |
Из леса вышел большой медведь.
Образец устного разбора имени существительного:
- (Из) леса – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из чего?
- Начальная форма – лес.
- Мужского рода, второго склонения.
- Употреблено в родительном падеже, в единственном числе.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: вышел (из чего?) из леса.
Образец письменного разбора имени существительного:
- (Из) леса – имя сущ. (из чего?).
- Н.ф. – лес.
- М.р., 2-го скл.
- В род. п., в ед. ч.
- Вт. чл.
Образец устного разбора имени прилагательного:
- Большой – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
- Начальная форма – большой.
- Употреблено в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: медведь (какой?) большой.
Образец письменного разбора имени прилагательного:
- Большой – прилаг. (какой?).
- Н.ф. – большой.
- В м.р., в им. п., в ед. ч.
- Вт. чл.
Образец устного разбора глагола:
- Вышел – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделал?
- Начальная форма – выйти, I спряжение.
- Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.
- В предложении является сказуемым: медведь (что сделал?) вышел.
Образец письменного разбора глагола:
- Вышел – гл. (что сделал?).
- Н.ф. – выйти, I спр.
- В прош. вр., в ед.ч., в м.р.
- Ск.
6. Синтаксический разбор.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения:
- Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.
- Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.
- Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
- Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).
- Начерти схему предложения (по усмотрению учителя).
Из леса вышел большой медведь.
Образец устного разбора:
- Предложение повествовательное, невосклицательное.
- Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о медведе. Слово отвечает на вопрос кто? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.
- Поставлю от подлежащего вопрос (медведь) что сделал? вышел. Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.
- Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: медведь (какой?) большой (поясняет подлежащее); вышел (откуда?) из леса (поясняет сказуемое).
Образец письменного разбора:
х х
Из леса вышел большой медведь.
При другом варианте разбора, после выделения главных членов предложения, выписываются словосочетания с вопросами (или без них):
Из леса вышел большой медведь.
Медведь (какой?) большой; вышел (откуда?) из леса.
Примечание: учитель вправе разработать свою систему сокращенной записи разборов любого вида с использованием различных символов – главное, чтобы она была единой для всего класса. Кроме того, необходимо соблюдение преемственности с основной школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/22/picture-14045.jpg)
Предложения для грамматического разбора, 3 класс
Предложения для полного орфографического и грамматического разбора. 3 класс. Можно использовать по всем программам....
Алгоритм грамматического разбора слова по составу.
В материале показаны образец устного разбора слова по составу и схема разбора по составу на письме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-263854-1370879861.jpg)
Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Грамматические разборы
грамматические разборы для начальной школы по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/12/picture-468719-1407813949.jpg)
Урок русского языка "Виды грамматических разборов".
Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-236961-1440360335.jpg)
Виды грамматических разборов в начальной школе
Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и их письменного оформления в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-1015230-1519408283.jpg)
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"...