Работа со словарными словами в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему

Ковалёва Наталья Михайловна

Актуальность данной темы.

Виды знакомств со словарными словами.

Методы и приёмы работы со словарными словами.

Техники для закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota_so_slovarnymi_slovami_na_urokah_russkogo_yazyka.zip1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарными словами

на уроках русского языка

Выступление на методическом объединении

 Ковалёвой Н.М., учителя начальных классов

МАОУ «СОШ № 14» г.Кемерово.

     Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Наиболее важным является системная и разнообразная работа со словами с непроверяемыми написаниями орфограмм.

   Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. 
  В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. 
   Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

   Исконно русские слова (этимология)

Например: БЕРЁЗА (орфографическая тетрадь для 2 класса)

    Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА.

     ОГУРÉЦ. Искон., производное от утраченного ÓГУР (см. фамилию Огуров, польск. ogurek), заимств. из ср.-греч. яз., где agouros "огурец" восходит к aōros "несозревший"  (огурцы употребляют в пищу неспелыми).

      РОВЕСНИК. Искон. Суф. производное от ровесный, "одинаковый по годам", суф. образования от той же основы, что ровный.  РОВÉСНИК.  Ровно вёсен (равные по годам)

     ОКРЕСТНОСТЬ.  Поселения славян с XII в. строились вдоль торговых дорог. И место пересечения дорог, застраивалось наиболее густо. Поскольку перекрёсток имел форму креста, и место поселения вокруг креста стали называть ОКРЕСТНОСТЬ (ОКОЛО КРЕСТА).

 Заимствованные слова
(работа со словарём иностранных слов)

Теле... [ гр. tile вдаль, далеко] - первая составная часть сложных слов: а) обозначающая: действующий на дальнее расстояние или осуществляемый ва расстоянии, ...

Телеграф 
[см. теле... + ..граф] - 1) система связи, обеспечивающая быструю передачу и прием сообщений на большие расстояния при помощи световых сигналов .

Телевизор 
[теле... + лат. vjsio видение]- радиотехническое устройство для приема телевизионных передач (см. телевидение) я их звукового сопровождения; включает ...

  После знакомства с данными словами начинается та самая систематическая работа со словарными словами. Вот некоторые методы и приёмы обучения письму словарных слов, которые я использую ежедневно на своих уроках.

Отработка правописания словарных слов.                                                                                                                                                                           

  1. «ЛИШНЕЕ СЛОВО»  (из набора предложенных слов выбрать только те, которые необходимы)
  2. "ТОЛКОВЫЙ" СЛОВАРЬ
    (не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием)
  3. "ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК
  4. Метод «АССОЦИАЦИЙ» (ребята подбирают слова, ассоциируя их с другими предметами)
  5. "КАРТИННЫЙ" СЛОВАРЬ (отдельные предметные картинки к определённому словарному слову)
  6. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ (слуховой, зрительный)
  7. СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ)
  8. КРОССВОРДЫ
  9. САМОДИКТАНТЫ  с самопроверкой и взаимопроверкой.  Взаимодиктанты со взаимоконтролем  и др.

    Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. 

Литература.

  1. http://images.yandex.ru
  2. http://ru.wiktionary.org
  3. http://slovari.yandex.ru
  4. http://www.menobr.ru
  5. http://www.nashislova.ru/in/page/telebidenie.14544


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами в начальной школе.

Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....

моя работа над словарными словами в начальной школе.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...

Работа со словарными словами в начальной школе

Данный способ организации работы над словарными словами развивает у детей внимание и память, делает процесс запоминания слов увлекательным, позволяет расширять словарный запас учащихся, повышает их гр...

Работа над словарными словами в начальной школе.

Материал предлагает разнообразные виды работы для запоминания словарных слов...

Работа над словарными словами в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов...

система работы над словарными словами в начальной школе

предалгаем вашему вниманию методическую разработку по работе над словарными словами...

Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....