Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"
статья по русскому языку

Крутских Анна Александровна

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_na_temu.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы на тему:

Нетрадиционные приемы работы над словарными  словами


Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль ... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они –  словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов, согласно программе, 289 и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если  ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «машина», «лопата»?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Изучение опыта  учёных – методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемых написаний, показало, что у каждого из них представлены отдельные направления работы, а не единая система.  Н. Н. Китаев раскрыл роль  послогового проговаривания, В. П. Канакина  разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся; П.П. Иванов рекомендует учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. В.В.Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов; О.Н. Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической  грамотности учащихся с опорой на этимологический анализ.

Работая над этой темой, я столкнулась с определенными противоречиями:

Во-первых, несмотря на большое количество статей,  и книг по проблеме изучения словарных слов, нет научно обоснованных рекомендаций по работе с такими словами, нет системного описания методики  работы со словарными словами.

Во-вторых, основная установка для учеников при работе со словарными словами – «запомни», то есть пытаются заставить  работать  произвольную память ребенка, не учитывая при этом ни тип памяти ученика, ни отсутствие  у   него  навыков запоминания.

В - третьих, нет единого упорядоченного списка слов для всех учебно-методических комплексов. А отсутствие системности  в любой работе делает работу неэффективной.

В-четвертых, слабая мотивация у учащихся при работе над этой темой.

Таким образом,  актуальность данной проблемы обусловлена:

недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям;

неупорядоченностью и традиционностью дидактического материала, его скупостью, отсутствием полных научно - обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.

низким уровнем  речевого развития детей: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении.

Необходимо  отметить и причины трудного усвоения детьми словарных слов:

при знакомстве со словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем;

часто во время учебного процесса не стимулируется интерес ребенка в изучении правописания трудных слов.                                                                    

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:

  • при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • активно привлекать к изучению учащихся;
  • использовать различные приёмы для запоминания;
  • систематически проводить такую работу.

Выполняя эти условия, учитель может строить свою деятельность в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Цели этапа: систематизировать слова с непроверяемым написанием, спланировать работу, подготовить разнообразный дидактический материал.

Второй этап – ознакомительный. Цели этапа: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов; развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.

Третий этап – тренировочно -закрепительный. Цель этапа: Формировать прочные навыки правописания словарных слов

Четвертый этап – учетно-контрольный. Цель этапа: проверить умение учащихся писать изученные слова.

Пятый этап – итогово-аналитический. Цель этапа: выявить траекторию продвижения каждого учащегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно-закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.

I. Использование метода ассоциаций  Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать.                                                                                                                         1.Метод зрительных ассоциаций. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова (Приложение  1).

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, даю детям творческое задание – зарисовать словарное слово Желающие могут зарисовать слово на альбомных листах – опорах. Вот несколько примеров:                                          

ЯГ   cherry_jean_victor_balin_    ДА                                В   SL01040_      РОТА              

2.Метод фонетических ассоциаций,  Или  «маленьких кроссвордиков»

Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками (Приложение  2,3).

        

3. Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако в данном случае опора на запоминание предполагает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло (Приложение 4,5)                                              Например: Коньки-кони.

  Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки – «маленькие кони».

Словарное слово: коньки. Происхождение: кони. Ударный гласный: О-в слове кони под ударением .                                                                                                                 4.Ребусы                                                                                                                                                    К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы (Приложение 6,7), в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.

5.«Мнемонический» словарик 

Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например:

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа.

II. Использование метода проектов

 В своём классе я организовала мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова» (Приложение 8,9,10) . Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, ребята  оформляли работы в виде таблицы по следующему плану:

1.Толкование  (лексическое  значение слова)

2.Этимология

3.Слова-родственники (однокоренные слова)

4.Слова-друзья (синонимы)

5.Слова-враги (антонимы)

6.Слово в фольклоре (пословицах, загадках, скороговорках и т.д.)

7.Слово в творчестве писателей (предложения, тексты)

III. Запись слова под разным углом зрения (на солнышке)          “Солнышко” должно выглядеть так: см. приложение  11.При этом очень важно, чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом.

IV.Творческая мастерская

1.«Проба пера»:  написать  рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору : н-р, на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву; на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро-,     -оло-; словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную); можно использовать словарные слова  на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов и т.д.

2. Игра «Придумай мультфильм»

 Детям даны 2 словарных  слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова к последнему, а затем попробовать по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому. (Приложение 12)

IV. Игровые приёмы                                                                                                                      Игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника.

1.«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.

2.«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова (Приложение 13)

Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30 -40%. (Приложение 0) При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Также   все приведённые приёмы работы со словарными словами  способствуют, на мой взгляд,  активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества, развитию познавательной активности, памяти, мышления, внимания учащихся. Подтверждением могут служить результаты внутришкольной олимпиады в текущем учебном году. Учащиеся 6-В класса (мои выпускники) заняли:1 место -11 человек, 2 место -7 человек,3 место-5 человек и в командном зачете набрали 75 баллов, заняв 1 место в рейтинге классов УВК « Школа-гимназия»№39.(Приложение 00)

 Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально и соблюдением всех этапов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами в начальной школе.

Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....

моя работа над словарными словами в начальной школе.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...

Работа со словарными словами в начальной школе

Актуальность данной темы.Виды знакомств со словарными словами.Методы и приёмы работы со словарными словами.Техники для закрепления знаний....

Работа со словарными словами в начальной школе

Данный способ организации работы над словарными словами развивает у детей внимание и память, делает процесс запоминания слов увлекательным, позволяет расширять словарный запас учащихся, повышает их гр...

Работа над словарными словами в начальной школе.

Материал предлагает разнообразные виды работы для запоминания словарных слов...

Работа над словарными словами в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов...

Приемы и этапы работы со словарными словами в начальной школе

В дааной статье описываются приемы м этапы работы со словарными словами...