Развитие воображения на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Сахатова Галина Геннадьевна

В статье предлагаются разнообразные методы развития воображения учащихся на уроках русского языка (игры , задания в таблицах, сочинение стихов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения учащихся на уроках русского языка

В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Это высшая психологическая функция отражает действительность не как реальность, а как возможность, вероятность. Исследования отечественных психологов показали, что воображение не только способствует прочному усвоению учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования у детей знаний , способствует саморазвитию личности. Обучение, ориентированное на развитие творческого воображения и мышления, -более осознанное, продуктивное и результативное. Недостаток воображения, отсутствие определенного запаса зрительный образов в умственном багаже или неумение их привлечь к работе в нужный момент – одна из причин низкого качества умственной работы. Недостаток воображения отрицательно сказывается на усвоении всех школьных предметов.

Возраст от 2 до 12 лет – благоприятный период для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, обеспечить развивающими играми на уроке. Из всех форм творчества литературное, словесное, творчество является самым характерным для школьного возраста. Учитывая психологию младшего школьного возраста и технологию обучения в начальной школе, родилась идея систематизировать упражнения, игры, задания развивающие воображение на уроках русского языка.

При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие задания :

1. Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (теплый, нежный, мягкий, серебряный, васильковый, звонкий).

2. Какой голос у папы, бабушки?

3. Какой запах у счастья?

Образное воображение развивает игра «Укрась 4 слова».

а) За одну минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

б) За одну минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные. Прекрасные, хорошие объекты.

в) Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.

4. Подбери как можно больше слов для описания листьев.

5. «Давайте говорить друг другу комплименты».

6. Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Словарные слова

1. Игра «Изобретатель» (комбинирование несовместимых объектов, используя слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова).

Детские изобретения. Пальто с пуговицами-прожекторами, чтобы видеть в темноте. Пальто с зонтиком. Портфель холодильник. Портфель телевизор. Тетрадь-телефон. Карандаш-точилка. Сапоги-грелка для холодной погоды.

2. Нарисуй в своем изображении те плоды, которые соберут с такого странного огорода. Какими вы их себе представляете?

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огорбузы росли, помидыни росли,

Редисвеклы, чеслук и репуста.

Кончалоская Н.

Помоги этим страшным словам стать «настоящими». Запиши. Сколько слов получилось? Придумай свои необыкновенные слова-растения (яблодыни, маливишня, лимоарбуз, огурох и т.д.).

3. Представь себя языком (прием одухотворения неживых предметов). Как живешь, что чувствуешь, о чем бы ты попросил хозяина?

4. Открой словарь, загадай профессию. Назови несколько слов, связанных с ней.

Дорога, пассажир – водитель.

Пшеница, комбайн, урожай – хлебороб.

Ракета, планета, космос – космонавт.

Килограмм, грамм, магазин – продавец.

Морковь, огурцы, помидоры – овощевод.

Тема «Глагол».

1. Вы любите фантазировать? Что с вами будет через 20 лет? Напишите сочинение «Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени.

Детские сочинения.

Я буду художником-дизайнером. Нарисую детские вещи, мебель: стул – жираф, диван – бегемот, посуду в виде медуз.

Люди по моим рисункам сделают эти вещи. Они украсят квартиру и будут удивлять необыкновенной красотой и формой.

2. Игра «Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени».

Смотрел, не слушал, отвлекался – ученик.

Пел, читал, танцевал – артист.

3. Напиши правила поведения  в общественных местах, употребив глаголы с частицей не.

Тема «Предложение».

 Перевертыши ездока и коня. Исправь ошибку.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложение,

Прямо сразу повторю:

«Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну, а кактус в это время,

Мыл старушку на окне…»

Ехал кактус на окне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время,

Мыла Ваню на коне…

Знаю я, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зрю?

Э. Успенский.

Развитию внутренних механизмов процессы воображения способствует рисунки, схемы, чертежи.

Подобные задания позволяют необычно начать урок, вызывают интерес к изучаемой теме, активизируют деятельность детей. Развитию воссоздающего изображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды, преобразования слов, деформированные тексты. Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желания ребенка:

- Составление рассказов по серии рисунков-схем;

- Придумывания названий к рассказам;

- Придумывание продолжений сказки.

Так, при написании изложений на уроке можно использовать тексты без концовки:

- Попробуй догадаться что произошло дальше;

- Помни, что в сказке существую волшебные предметы и происходят невероятные превращения, напиши продолжение сказки;

- Напиши, каким людям и для чего ты хотел рассказать эту сказку.

Во всех предлагаемых заданиях имеют место процессы комбинирования элементов, привнесение прошлого опыта в новые образы, схемы, композиции. При этом развиваются комбинаторные и структурные механизмы воображения, обеспечивающие многовариантность решения любой творческой задачи.

Преобразующее свойство – основа воображения – врожденная принадлежность мозга. И это свойство необходимо развивать и стимулировать в обучении.

«Библиографический список»

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. С.93

2. Гатанов Ю. Развиваю воображение. СПб., 2000

3. Рачинская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: Владос. 2000. С. 3, 12, 45-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логики на уроках русского языка

Развитие словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, развитие внимания к слову, анаграммы, ребусы....

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности....

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...

Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе.

Аналитический отчёт за межаттестационный период. Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе....

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие речи на уроках русского языка.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших  школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные  прежде всего с развитием детского речевого твор...