Урок русского языка во 2 классе Тема: «Имя существительное» (ознакомление). Общее значение.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2  классе

        

        Тема: «Имя существительное» (ознакомление). Общее значение.

        Цели:

- сформировать представление о понятии «имя существительное», категории «одушевлённость - неодушевлённость»;

- формировать умение группировать слова-названия предметов по вопросам кто? что?;

- продолжать учить работать в паре, воспитывать умение выслушивать мнение товарищей.

        Ход урока:

        

        1. Организационный момент.

+ В природе есть солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Вот как это.                                      (прикрепить на доску)

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

+ Сегодня на уроке у нас гости - это учителя нашей школы. Обернитесь к ним, улыбнитесь.

        

        2. Актуализация знаний.

+ Сейчас идёт урок русского языка.

+ Для чего нужны эти уроки? Чему они нас учат?

-

+Сегодня мы отправляемся чудную страну, под названием Речь.

+ Сейчас откройте тетради и подпишите число, классная работа.

26 января.

Классная работа.

        3. Минутка чистописания.

+ Посмотрите внимательно на записанные нами слова (число и кл. работа).

+ В одном из этих слов есть буква, которая встречается в нём 2 раза. В первом случае она обозначает 2 звука, во 2 случае она обозначает 1 звук.

Найдите эту букву и назовите её.

- я.

+ Что вы знаете про эту букву?

- Гласная буква, может обозначать 2 звука: когда стоит 1-ой, после мягкого знака или после гласной; 1 звук обозначает, если идёт после согласной.

+ Пропишите пол строчки заглавную и строчную букв Яя.

(прописывают)

+ Запишите 2 слова: чтобы, в первом случае буква я обозначала 2 звука; во втором случае 1 звук.

(записывают)

+ Какие слова вы записали, зачитайте их. Сколько звуков в вашем слове обозначает буква я, докажите.

(зачитывают)

+ Посмотрите на доску. На доске и у каждого из вас на парте выдана цепочка, в которой зашифровано слово. Чтобы его найти и прочитать, нужно определить последовательность написания букв в этой цепочке.

Яяс Яяу Яящ Яяе Яяс Яят Яяв Яяи Яят Яяе Яял Яяь Яян Яяо Яяе

- Первые буквы повторяются.

+ Зачеркните повторяющиеся буквы (Яя).         1 ученик у доски

+ Соедините оставшиеся буквы в слово. Прочитайте его.

+ Что у вас получилось?  

- Существительное.

        4. Формулирование темы и цели урока.

+ Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы обратились к слову «существительное»?

-

+ Тема нашего урока: Имя существительное.

(прикрепить на доску)

+ Может кто-то уже знает, что такое имя существительное?

-

+ Что бы вы хотели узнать?

-

+ Какую цель мы поставим сегодня на урок?

-

+ Сегодня в течение урока мы будем заполнять табличку, которая находится у каждого на парте.

        

        5. Новый материал. 

+ Скажите, пожалуйста, где мы живём?

- В селе Верховажье.

+Верно, и нас называют верховажане. Тех, кто живёт в Москве,  называют - москвичами, а тех, кто живёт в стране под названием Речь - называют части речи.

+И вот первого жителя этой большой страны, зовут Имя существительное.

+ Это самая большая часть речи. Почти каждое второе слово в ней - имя существительное. И это понятно. Человек с рождения хочет знать и называть всё, что его окружает, что существует вокруг него.

+ Пододвиньте к себе табличку.

        Вывод: значит, имя существительное - это часть речи.

   Молодцы, отодвинули всё.

+ В этой части речи живут удивительные слова.

   Они дают названия различным предметам и явлениям.

+ Пододвинули табличку. И  так, что обозначает имя существительное?

        Вывод: имя существительное обозначает предметы и явления.

+ Запишите в табличку.

-

+ Прочитайте слова (на карточках): сорока, коньки, берёза, петух, ученик, ягода.

+ Можно ли сказать, что они обозначают предметы?

- Да, мы их можем увидеть и потрогать.

+ Являются ли они именами существительными? Докажите.

-

+ А сейчас вы поработаете в паре.

   Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова? Запишите их в тетрадь, распределив слова в 2 столбика.  

(работают самостоятельно; 1 ученик у доски)

+ Зачитай слова первого столбика.

- Сорока, петух и ученик.

+ Встаньте те, у кого всё так, как у  ________________ .

+ Почему вы записали эти слова в первый столбик?

- Отвечают на вопрос кто?

+ Зачитай слова второго столбика.

- Коньки, берёза и ягода.

+ Встаньте те, у кого всё так, как у  ________________ .  

+ Почему вы записали эти слова во 2 столбик?

- Отвечают на вопрос что? 

+ Допишите из словарика по 1 слову в каждый столбик.

(работают самостоятельно)

+ Зачитайте слова, докажите, что вы выполнили верно.

+ На какие вопросы отвечает имя существительное?

        Вывод: имя существительное отвечает на вопросы - кто? и  что?

+ Пододвинули табличку. Запишите.

        

        6. Физ. минутка.

+ Я называю слово, если оно отвечает на вопрос кто? - вы хлопаете, если на вопрос что? - приседаете.

Самолёт, лес, слон, теремок, лиса, снег, футбол, жираф, парта, ученик, урок, лягушка.

        7. Продолжение.

+ Вспомните 1-ый класс: как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто, а как на вопрос что?

- Одушевлённые и неодушевлённые.

+ Выберите понравившееся вам слово, составьте с ним предложение и запишите его в тетрадочку.

-

+ Зачитайте, что у вас получилось.

+ Молодцы!

        8. Домашнее задание.

+ Сегодня дома вы превратитесь в маленьких волшебников, и будете превращать неодушевлённые слова (отвечающие на вопрос что?) в  одушевлённые (отвечающие на вопрос кто?). Вам нужно будет дописать ещё свою пару слов.

(упражнение 234)

 

        9. Закрепление первичного восприятия.

+ Проверьте, пожалуйста, правильно ли я выполнила задание:

Кто? - лес, собака.

Что? - лиса, дом.

-

+ Почему? Докажите.

        

        10. Итог.

+ В начале урока мы выясняли, что вы знали об имене существительном, и вы называли, что бы вы хотели узнать.

   А сейчас обобщите, что вы узнали на уроке и поделитесь с нами (можно пользоваться табличкой, которую мы заполняли в течение урока).

-

        

        11. Рефлексия.

+ Оцените свою работу: если вам было интересно на уроке, нарисуйте в солнышке восклицательный знак, если где-то сомневались, поставьте точку, ну, а если что-то не поняли с урока, поставьте вопросительный знак.

+ Спасибо за урок!

Житнухина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...

Открытый урок по русскому языку 2 кл. Тема: «Имя существительное. Ознакомление»

В нашей речи очень много слов. Но все они разделены на группы – части речи. Тема нашего урока – изучение одной из частей речи. К концу урока мы должны запомнить, на какие вопросы она отвечает, что обо...

Урок русского языка. Закрепление по теме: «Имя существительное»

Цель: обобщить и повторить имеющиеся умения и навыки по теме “Имя существительное”Задачи:Образовательные: закрепить знания учащихся об имени существительном, грамматических признаках сущес...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное.

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...