Игры со звучащим словом для детей 6 лет
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Аникина Татьяна Юрьевна

Конспект внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

«Игры со звучащим словом для детей 6 лет»


Тема: Игры со звучащим словом для детей 6 лет. «Щиплет травушку коза, Косит травушку коса»

Цель: Научить интонационно выделять звук [с] – [з] и правильно произносить звуки.

Задачи:

  1. Формировать умение интонационного выделения звука.

  1. Учить изолированно произносить интонационно выделенный звук. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с] — [з]. Учить подбирать слова с этими звуками.

Средства обучения:  мяч, предметы и игрушки (картинки), в названиях которых есть звуки [сь], [зь]: зебра, зеркало, корзина, обезьяна; апельсин, персик, сито, гусь, поросенок (8–10 предметов; возможны замены).

Ход работы:

Послушайте чистоговорку:

Щиплет травушку коза,

Косит травушку коса.

Произнесем ее вместе медленно и очень четко, выделяя звуки.

Кто щиплет травушку?

Чем косят травушку?

Послушайте слова: косса, козза. Произносите эти слова, как я.

Послушайте слово: косса. Какой звук я выделила голосом? [с].

А в слове козза — какой звук я выделила? [з].

Игра в кругу с мячом

Бросаю мяч, наугад, всем по очереди.

  1. Буду называть слово, выделяя звук [с] или [з]. Надо повторить слово, как я, и назвать отдельно выделенный звук.

Слова: слон, собака, заяц, зонт, звезда, ствол, сумка, ваза, сверчок, роза, значок, садок, мимоза, сокол, солнце, соловей, замок, зубы. И т.д.

  1. Будьте внимательны. Надо поймать мяч, перекинуть его мне и назвать слово со звуком [с].
  2. А сейчас подбираем слова со звуком [з].

Послушайте стихотворение.

* * *

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка — в слезы.

Защищать березку

Стали мы гурьбою,

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

Послушайте слова: береза, слезы, коза. Какой звук повторяется в этих словах? [з]

А в словах: краса, выскочили, стали — какой звук повторяется? [с]

Звук [з] звонкий, он произносится с голосом, а звук [с] — глухой, он произносится без голоса.

Потянем долго песенку воды, звук [с].  А теперь произнесем то же самое с голосом. Что получилось? (Песенка комара, звук [з].) Поднесем руку к горлу. Произносится звук [с], а потом звук [з]. Что вы почувствовали? (Высказывания детей.)

Поиграем. 

Если услышите песенку воды, звук [с], — сделайте такой жест руками («закрывает кран»), а если услышите песенку комара — звук [з], хлопните в ладоши, будто ловите комара.

[С, с, с, з, з, с, з, з.]

Сосна, снег, сон, зонт, звезда, значок, сокол, ваза, зонт.

Сидел воробей на сосне

Давайте поиграем звуками.

Потянем звук [с], песенку воды. [Сссс.] Поднесите ладонь к горлу. Что-нибудь чувствуете?

А сейчас произнесем этот же звук с голосом. Что получилось? [з]. Песенка комара — звук [з].

Что почувствовала ладошка? (Высказывание детей.)

Буду произносить слова. Если услышите звук [с] — песенку воды, сделайте движение рукой, как будто закрывается кран, а если услышите звук [з] — песенку комара, хлопните в ладоши, как будто ловите комара.

Слова: коза, коса, зуб, суп, соя, Зоя, розы, росы.

Игра в кругу

Буду бросать мяч и называть один предмет, а вы — передавать мяч мне и называть много таких предметов.

Слова: воз, таз, гроза, заноза, береза, мороз, арбуз, сервиз, полоса, колбаса, терраса, гримаса.

(Мяч кидается детям вразбивку.)

Называйте слова со звуком [с]. Надо не просто назвать слово, а выделить звук [с] в произношении: ссснег, ссслон. (Такое же задание выполняется со словами, начинающимися на звук [з].)

Послушайте, что я скажу: сссон, оссса, носсс. В слове «слон» звук [с] — в начале слова, а в слове «оса» — … (в середине), в слове «нос» — … (в конце).

Буду передавать мяч и называть слова.

Если услышите звук [с] в конце слова — ударите мячом о пол. Если звук в начале или середине слова — мяч просто передаете по кругу.

Слова: сор, поднос, ирис, вкус, морс, оса, лес, коса, солнце, нос, кросс, абрикос, колос, голос, гладиолус.

Послушайте чистоговорку.

Сидел воробей на сосне,

Заснул — и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Скажем эту чистоговорку очень медленно и четко. Назовите слова из чистоговорки, в которых слышится звук [с].

Произнесите эти слова, выделяя звук [с]. А в каком слове слышится звук [з]? Придумайте слова, в которых звук [з] слышится в начале слова.

Ладушки

Воспитатель расставляет на глазах у детей предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки [сь], [зь].

Задание на внимание

Найдите предметы и игрушки, в названиях которых есть звук [сь]. (Дети ищут предметы по двое, взявшись за руки. Одна пара ищет один предмет. Предметы размещают на столе.)

А теперь найдите предметы, в названиях которых есть звук [зь]. (Предметы ищут так же, парами, располагают на другом столе.)

Произнесите слова так, чтобы слышался звук [сь] ([зь]).

Потяните звук [сь]. Он произносится без голоса. Добавьте голос. Что получится? [зь]

Пофантазируем.

Будем сочинять «хохотальные путаницы» про наши игрушки и предметы. То, чего не бывает. Например: апельсин пошел в магазин; лежит лохматый персик.

Далее воспитатель по одному вызывает детей. Спрашивает: о чем (о ком) хочешь рассказать? Фантазируй. (Выслушать желающих.)

А вот послушайте, что нафантазировал писатель Морис Карем (перевод М.Кудинова).

А вот послушайте, как фантазируют поэты.

Воспитатель по собственному выбору читает детям стихотворение-путаницу.

Возможные произведения:

Ян Бжехва (в переводе Бориса Заходера) «На Горизонтских островах»;

Борис Заходер «Где поставить запятую»;

Ирина Токмакова «Невпопад»;

Наталья Кончаловская «Показал садовод…»;

Эдуард Успенский «Память»;

Морис Карем (в переводе Марины Кудиновой) «Лгунишки»;

Юнна Мориц «Хохотальная путаница»;

Нуры Байрамов «Всезнайка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со словарными словами.

Игры для лёгкого запоминания правописания словарных слов....

ОВЛАДЕНИЕ ДЕТСКИМ СОЗНАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА

ОВЛАДЕНИЕ ДЕТСКИМ СОЗНАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА...

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...