Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (3 класс)

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным трудом находят корень слова, а иногда и вовсе не находят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Мелехина О.В.

ГБОУ СОШ №5 им. Карла Мая Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова – это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным трудом находят корень слова, а иногда и вовсе не находят.

Ошибки многих учащихся в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух признаков: во-первых, корень-это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти   слова должны быть родственными (близкими по смыслу). Речевые ребята с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак- либо на похожесть части слова, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объединяют слова желать, пожелтеть; верба, верблюд. А другие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрзнуть. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей с общим недоразвитием речи, который не позволяет быстро и правильно составить гнездо родственных по корню слов. А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия проверки.

В связи с этим я постаралась выработать систему, с помощью которой речевые дети могли бы подбирать без особых затруднений родственные слова и находить в них корни.

Я поставила для себя следующие задачи:

1) Помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем- другой (буквенную схожесть), после чего соединить их в сознании учащихся и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр.

2) Расширить и активизировать словарный запас.

3) Уточнить и автоматизировать необходимые операционные действия.

Важно ещё обратить внимание на следующее. Если значение слова не понятно детям, то необходимо его объяснить.

Для решения этих задач предлагаю использовать следующие упражнения.

Упражнения, которые активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова.

1. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое подсказывает ответ на этот вопрос.

1-1. Где живут ласточки- береговушки? Что умеет делать белка- летяга? Что едят личинки бабочки- крапивницы и бабочки- капустницы?

1-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка? Сколько щупалец у осьминога? Почему зверька назвали утконосом?

1-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзовик? На что похожа голова у рыбы- молота? Чем питается птичка мухоловка и клёст- рябинник?

1-4. Что делает землеройка? Чем опасно растение болиголов? О чём ведает (знает) медведь? Чем отличается курица-пеструшка от курицы- белянки?

1-5. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему растение назвали шиповником? Что употребляет в пищу жук-короед?

2. Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?

2-1. Стеклянный, трусоватый, ударить, муравейник. луковая.

2-2. Чайник, врунишка, глазной, зеленеют, мышиная, разгрузить.

2-3. Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, светильник, холодно.

2-4. Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные. кругом, крабовые.

2-5. Багажник, вокзальный, дождевик, компотница, слоновник.

3. Прочитай. Попытайся понять, почему в корнях выделенных слов разные буквы гласного звука.

3-1. Аня померила новое платье. (Примерка, обмеривать, мера. )

       Судья помирил спорщиков. (Мировой, мир, мирный.)

3-2. Далеко в лесу слышался голос кукушки. (Лесник, лесной, лесок.)

       Собаки загнали лису в нору. (Лисица, лисёнок, лисы.)

3-3. Бабочки посидели минутку на ромашке и упорхнули. (Сидит, посидели.)

       Бабушкины волосы поседели. (Седина, седой.)

Упражнения, которые переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы:

1. Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? Выпишите пары однокоренных родственных слов и обозначь в них корень.

Овца-ягнята, тигр-тигрята, коза- козлята, лошадь- жеребята, ворона- воронята, курица- цыплята, ласточка- птенцы, кот- котята, слон- слонята, собака- щенки, аист- аистята.

2. Раздели данные слова на две группы. Расскажи по плану, как ты будешь это делать.

План действий:

1. Прочитай.

2.Раздели на группы по смыслу.

3. Напиши и проверь то, что сделано.

2-1. Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый, убегать.

2-2. Светильник, рядовой, светлячок, ряды, засветло, подряд, свет.

2-3. Времянка, резной, вовремя, вырезать, время, резак, повременить.

3. Внимательно рассмотри данные слова и попытайся определить, из     одного или двух разных корней они «выросли». Выбери по смыслу корень и вставь вместо точек.

Болеть, болтать, заболеть, болтун.

Александр Алексеевич работает в …. …нице. Люба- ужасная … …ушка, она может вы… …ать все секреты. Врач делал записи в истории … …езни. Бабушка тяжело … …на. 

4. Прочитай столбики парами. Скажи, в левом или в правом столбике каждой пары ты бы стал(а) искать однокоренные слова? Найди однокоренные слова, подчеркни их и обозначь корень. Выбери для работы одну пару столбиков и составь словосочетания. Напиши их.

весело                     клоун

весенний                танцуют

весёлый                  дети

весело                    пришёл

весовщик               день

веселятся             длинное

Упражнения, которые учат отличать однокоренные слова от синонимов.

1. Прочитай слова. Скажи, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными?

1-1.    Название, имя, кличка, прозвище, наименование.

1-2. Неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нескладный, угловатый.

1-3. Счастье, радость, восторг, ликованье, торжество.

2. Как ты думаешь, почему слова каждой группы разделены на два столбика? В словах какого столбика можно выделить корень?

ездить          простой

поезд             рядовой

поездка        заурядный

выезд           обыкновенный

приезд         обыденный  

въезд           обычный

3. Вставь в слова корни, которые даны слева, догадайся, почему слева написаны два похожих корня. а не один.

-гор-   …юет у окошка, …рный воздух, отдохнуть на при…ке,

-гор-   Алёнушка при…рюнилась, за рощицей …ушка, работает …рняком.

Упражнения, которые помогают осмыслить чередование согласных и беглость гласных в корне:

1. Попытайся догадаться, что нужно вставлять в слова вместо точек.

1-1. Бумага- … …ный пакет. Пирог- … …ная начинка. Снег- … …ная баба. Жемчуг- … …ное кльцо.

1-2. Вьюга- … …ная погода. Радуга- … …ный свет. Юг- … …ный ветер. Влага-

… …ный песок.

1-3. Тревога- … …ный сигнал. Нога- … …ные ванны. Предлог- … …ный падеж. Слуга- … …ивый человек.

2. Прочитай. Если все слова однокоренные, то выдели в них корень.

2-1. Глухо, глухой, глушитель, глухота.

2-2. Молодость, молодые, моложавые, молодеет.

2-3. Снега, снежная, снеговик, снежинка.

2-4. Запрет, запретить, запрещать, запрещение.

3. Найди в каждой группе однокоренные слова и выпиши их в столбик. Попытайся выделить корень.

3-1. Читать книгу, хороший чтец, внеклассное чтение. прочитай написанное.

3-2. Конец фильма, конечный результат, концовка песни, день закончился.

3-3. Горячий песок, песочное тесто, горка песка, песчаный берег.

3-4. Прийти на зов, называть по имени, воинское звание.

Упражнения, которые помогают осмыслить способы образования сложных слов и видеть в них исходные корни.

1. Подумай, как выделенные слова могут помочь ответить на вопрос. Выпиши эти слова и обозначь корни.

1-1. Почему одни фильмы называют короткометражными, а другие- многосерийными?

1-2. Почему Деда Мороза называют красноносым, а Снегурочку- синеглазой?

1-3. Почему Серёжу называют добродушным, Игоря- злопамятным, Екатерину Ивановну- глубокоуважаемой, а Вадима Петровича- глубокомыслящим?

2. Попытайся сложить корни данных слов и образовать новое слово.

2-1. падать, листья- листопад

      первый, цветы              косить, сено

     снег, падать                   варить, каша

     скала, лазить                 любит, книга

3. Прочитай и рассмотри слова. Подумай, во всех ли словах два корня.

Самолёт, санитар, снегопад, дымоход, безбородый. хлеборезка, садовод, многолетний, левобережный, белозубый, разводной, пылесос, рыбак. морепродукт, зверюшка, подберёзовик, сталевар, скорочтение медовар.

4. Попытайся определить, из каких слов образовались выделенные слова.

Бабушкина электромясорубка, посетили гидроэлектростанцию, проводили аэрофотосъёмку, средиземноморские курорты, городской телерадиоцентр.

Упражнения, которые являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему «корень слова».

1. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы выделить в словах корень.

План действий.

1) Прочитай

2) Подбери однокоренные слова

3) Подумай

4) Напиши

1-1. Серенький, затвердел, пушинка, подорожник, капустка, рыбёшка.

1-2. Ореховый, парной, избёнка, ежонок, ельник, перелесок, носище.

1-3. Мучное, журавлёнок, солянка, ивовый, проползти, затишье.

Таким образом, работа с корнем слова должна быть направлена в первую очередь на формирование у детей с речевыми нарушениями устанавливать родство слов на основе определения общности их значений. Именно это умение является важнейшим опорным компонентом для усвоения в дальнейшем принципа и способов проверки безударной гласной в корне слова.

Список литературы

1. Парамонова Л.Г. Как повысить грамотность учащихся. – СПб.: КАРО. Дельта. 2005. – 304 с.

2. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. – М. : ПАРАДИГМА, 2011. – 279 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Правило проверки безударных гласных в корне слова.

Конспект урока по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой....

Два способа проверки безударных гласных в корне слова.

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок по теме "Проверка безударных гласных в корне слова"

Цель урока- закрепление умения проверять безударные гласные....

Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление.

Тема урока: Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление. Тип урока: Урок закрепления знаний. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс 2 часть. Оборудование: плакат на стенде «Ка...