Урок по теме "Проверка безударных гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Цель урока- закрепление умения проверять безударные гласные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_bezudarnye_glasnye.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

ТЕМА: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель: закрепить умения проверять безударные гласные, усвоить особенности проверочных и проверяемых слов; правописание словарных слов; производить звуко - буквенный анализ слова; развивать внимание к окружающему миру, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, карточки с буквами а, о, и, е, я, картина «Лес», картинки: медведь, заяц, дятел, сорока, сова, еж, плакат «Правила поведения в природе», «Красная книга», карточки с индивидуальными заданиями.

ХОД УРОКА.

  1. Организация класса.

Учитель: Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, дети! Пусть этот день принесет нам радость общения, наполнит сердце плодородными чувствами!

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о ее охране и закрепим умение проверять безударные гласные в корне слова. (Под тихую музыку ученик читает отрывок из стихотворения.)

Ученик: О люди, мыслю я: у всех у нас Есть мать одна По имени Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живем, запечатлев навеки В душе ее прекрасные черты: Поля, леса, луга, моря и реки.

Учитель: Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеек, пробегающий в нем. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. JIec-это наряд нашей Земли. Лес-это грибы и вкусная земляника. Лес-это дом для зверей и птиц. Давайте шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

Ученик:

Тихо и чудно в лесу вековом, Сосны с прямым красноватым стволом Высятся, точно колонны, рядами, И в вышине меж густыми ветвями Синее небо лазурью сквозит, Луч шаловливый украдкой скользит, Веет прохладой. В лесу тишина...

-1 -

  1. Минутка чистописания. а о е и я («веревочка»)
  2. Словарная работа.

Как мы называем слова, в которых в корне есть гласная, не проверяемая ударением? (словарные слова).

(Учитель загадывает загадки, отгадки которых являются названия птиц и животных. Учащиеся называют отгадки и записывают их в тетради.)

Учитель: Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной        (медведь)

По полю скачет, Ушки прячет. Встанет столбом - Ушки торчком.

(заяц)

Он в своей лесной палатке Носит пестренький халатик, Он деревья лечит, Постучит - и легче.

(дятел)

Непоседа пестрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.

(сорока)

И в лесу заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих, Мыши прячутся дрожа. Очень уж суровы Филин и        (сова)

Ученик: Слово «сова» не словарное слово, п.ч. безударную гласную «О» можно проверить. Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной: совы.

Учитель: Давайте вспомним правило.

Дети (хором):

Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Ставь под ударение. Ударение над гласной

Может сделать букву ясной!

  1. Работа по развитию речи.

Учитель: Рассмотрите сову. Какие у нее глаза? Ученик: Большие. Учитель: Какое оперение? Ученик: Обильное, мягкое. Учитель: Какие лапы?

Ученик: Короткие, мощные, с кривыми острыми когтями. Учитель: Какой клюв? Ученик: Загнутый.

Учитель: Давайте послушаем консультанта.

(Один из учеников рассказывает о сове.) Ученик: Сова - это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето тысячи мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.

  1. Комментированное письмо у доски.

Учитель: Давайте составим с этим словом предложение. Например: мудрая сова живет в лесу.

Учитель: Найдите главные члены предложения. Выпишите слова с безударными гласными, запишите проверочные слова к ним. Сова - совы, лесу - лес.

Учитель: Произведите звуко-буквенный анализ слова. Сова - 2 слога

с [с] согл., гл., парн., тверд., парн. о [а] гл., безуд.

в [в] согл., зв., парн., тверд., парн. а [а] гл., ударн.

4 буквы, 4 звука

Физкультминутка!

7. Работа над основной темой урока.

Учитель: Дети! В лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес - это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В нее записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Ученик: Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих границ.

Учитель: Красный цвет - это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!» Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Все в природе взаимосвязано.

Мы только что познакомились с совой, которая занесена в Красную книгу. А сейчас к нам в гости пришел еще один лесной гость. Он тоже из Красной книги. Отгадайте, кто это?

Сам он круглый, а не меч, Рта не видно, а кусач. Голой ручкой не возьмешь, А зовется это        (еж)

Учитель: Послушаем консультанта.

Ученик: Ежик несет очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ежики - одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры. Вот они какие, старинные ежи!

Учитель: Ежик приглашает вас в лес, он приглашает посмотреть, как животные живут в лесу.

На доске: У птиц и зв.. .рьков в л.. .су есть свои эт.. .жи. Дятел и с.. .ва живут на д...ревьях. Мышки живут в к...рнях д...ревьев. J1...CA и заяц ищут корм на з...мле.

Учитель: Выпишите слова с безударной гласной и напишите проверочные слова. Правило!

Зверьков — зверь, лесу - лес, этажи - этаж, сова - совы, деревья - дерево, корнях - корни, лиса - лисы, земля - земли.

Работа с учеником. Упр. 235 стр. 102.

Учитель: На доске записан текст. Ваша задача - выразительно прочитать его, вставить пропущенные буквы.

  1. Белка, где твой склад гр.. .бов?
  2. По карманам у дубов.
  3. Где д.. .мишко твой?
  4. В с...сне.
  5. А постель?
  6. Постель на мне.

В процессе объяснения слов с пропущенными орфограммами учащиеся повторяют известные способы проверки безударной гласной в корне.

Учитель: Ребята! Любая травинка, любой лист, любое даже непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, мы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.

Напомните мне правила друзей природы.

Дети: - Любите природу!

  1. Храните природу!
  2. Не рвите траву!
  3. Не ломайте кусты!
  4. Не сыпьте на землю всякую гадость!
  5. И даст вам природа здоровье и радость!
  1. Итоги урока.

Какое правило мы сегодня закрепили на уроке русского языка? (Правописание безударных гласных в корне слова).

Ученик: Правило проверки безударных гласных в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

Учитель: И наш урок я хочу закончить строками стихотворения. Я сорвал цветок - он завял, Я поймал жука - и он умер. И тогда я понял, что прикоснуться К красоте можно только сердцем.

Оценки.

  1.  Домашнее задание: упр. 237 стр. 102.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

открытый урок 2 кл. "Безударные гласные в корне слова"

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" во 2 классе по учебнику Зелениной (урок- путешествие)...

Урок русского языка. Безударная гласная в корне слова.

Урок русского языка во 2 классе  коррекционной школе(VII вид,  третий год обучения)....

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"

Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют дет...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"

Методическая разработка урока русского языка по теме  "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...