Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Муллагалиева Зульфия Гумаровна

Методическая разработка урока русского языка по теме  "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 2. Тема:  Распознавание  проверочных  слов.  Подбор  однокоренного слова.

Цели: Продолжить изучение способов проверки слов с безударными гласными в корне, упражняться в применении знаний на практике, развивать коммуникативные способности учащихся.

Задачи:                                                                                                                    Обучающие: формировать умение подбирать проверочные слова; Развивающие: развивать орфографическую  зоркость; развивать речь;     Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к русскому языку.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Долгожданный дан звонок                                                                                 Начинаем наш урок.

Эмоциональный настрой.

Ребятам предлагается собрать из слов предложение:  нас, всё, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас всё получится.

Прочитайте это предложение с логическим ударением на разные слова.

-Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, всё получится.

II.Мобилизирующий этап.

Выполним логическое упражнение.  На доске запись:

Ребята - Николай, Константин и Роман рисовали картину: деревья весной, полянку и детей на ней. Роман нарисовал полянку, Константин не стал рисовать деревья весной.

Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова  ЕСЛИ, ЗНАЧИТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Дети составляют текст – рассуждение: Если Роман нарисовал полянку, а Константин не стал рисовать деревья весной, значит, их нарисовал Николай, следовательно Константин нарисовал детей.

-Мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим.

III.Определение темы и целей урока. 

Ребята - Николай, Константин и Роман рисовали картину: деревья весной, полянку и детей на ней. Роман нарисовал полянку, Константин не стал рисовать деревья весной

-Что  объединяет подчёркнутые слова?  (Безударная гласная в корне)                   -На какие две группы можно поделить слова с безударной гласной в корне? (Проверяемая и непроверяемая безударная гласная)                                                    -Что мы можем сказать о словах с непроверяемой безударной гласной в корне? (Это словарные слова, правописание этих слов нужно запомнить)              -Как проверить безударную гласную в корне слова? (Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное)

-Исходя из того, что мы сейчас повторили, вы наверное, догадались, что сегодня мы продолжим работу над темой «Безударные гласные в корне слова». Мы будем упражняться в написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Безударный гласный звук                                                                                   Причиняет много мук.                                                                                                    Как писать гора, трава                                                                                                    И слова моря, дела?                                                                                               Чтобы не было сомненья,                                                                                            Ставим звук под ударение;                                                                                         Горы, травы, море, дело!                                                                                               Вот теперь напишем смело.

IV.Работа по теме урока.

-Приведите примеры слов из текста с проверяемой безударной гласной. (Роман, Николай, Константин, весной, полянку, детей ) Устно подберите проверочные слова.

Сделайте вывод: Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях? Вывод: в ударном и безударном положениях гласные в корне пишутся одинаково.

-На какую тему ребята рисовали картину? (Весна)

Игра «Ассоциации».   Какие слова вам сразу приходят на ум, когда слышите слово «весна»?                                                                                                           -Ребята, давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с весной. (тепло, ручьи, солнце, почки, листочки, тёплый ветер, первые цветы, зелёная травка, скворцы, ласточки)

Сегодня Веснянка (на доску вешается изображение  девочка - Веснянки) пришла к нам на урок и принесла с собой задания для нас. C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-EAA993\Рабочий стол\эни\веснянка.jpg

  1. На доске слова: Май. Ул.ца, т.пло, д.ревья, л.сточки, тр.ва, скв.рцы

Составьте, используя эти слова, рассказ на тему «Весна».                                     (Май.  На улице тепло. На деревьях молодые листочки. Зеленеет трава. Скворцы вернулись на родину.)  

Запишем текст, выделяя и объясняя орфограммы.                                      Выделите грамматическую основу в последнем предложении.

V.Минутка красивого письма.

Веснянка принесла вам свой весенний подарок, отгадайте, что это?

Цветы лилово – синие,                                                                                          Как капельки чернил.                                                                                           Пришёл из леса с ними я                                                                                                   И маме подарил.          (Фиалки)

На доске  цветы фиалки с буквами  о, а, е, и, я.

-Почему Веснянка  принесла цветы с этими буквами? (Потому, что  в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными.)

Пропишем эти буквы.

VI. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.  

VII. Продолжение  урока.

  1. А вот следующее задание  Веснянки.                                                                 Упр. 319.   Прочитайте. Найдите однокоренные  слова.

Каждый год с погодой вешней                                                                                Все гостей крылатых ждут.                                                                                           Только вынесли скворечник,                                                                                     А скворцы уж тут как тут.

Спишите. Подчеркните гласные, которые нужно проверять. Как сказать иначе: «погода вешняя» (весенняя погода), «крылатые гости» (птицы).

VIII.  Самостоятельная работа.

Прочитайте. Найдите  лишнее предложение. Сколько предложений в тексте получилось?

Появились стаи грачей зиму птицы провели на юге они очень спешили на родину в пути их настигла метель коньки зовут на каток  слабые птицы погибли  долетели самые сильные.

Спиши текст, поделив его на предложения. Проверь правильно ли ты списал выделенные слова.  1 уровень: подбери к ним проверочные слова. 2уровень: подбери к ним проверочные слова и синонимы.

Проверка:                                                                                                                     - Какое предложение лишнее? (Коньки зовут на каток)  Почему? (Оно не связано с другими по смыслу)                                                                                    -  Сколько предложений получилось в тексте? (6)                                                                       -  Как на письме отделяется одно предложение от другого? (Первое слово  в предложении пишется с заглавной буквы. В конце  предложения ставится точка.)                                                                                                                       - Какие орфограммы в выделенных словах? (Безударные гласные)                        - Подбери проверочное слово. (спешка, лётчик)  Синонимы(спешили – торопились, долетели – домчались.)

IX. Работа с однокоренными словами.

- Ребята, посмотрите сколько цветов принесла нам Веснянка.(На доске цветы разных цветов) Весна полностью вступила в свои права.

- Какая орфограмма в слове весна? (Проверяемая безударная  гласная в корне; проверочное слово вёсны)                                                                              -  Подберите однокоренные слова .  (Весенний, веснушки, вешняя)                                -   Попробуем объяснить значение этих слов.

Весна – время года, следующее за зимой.                                                 Весенний – относящийся к сезону весны.                                                  Веснушки – рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.

X. Домашнее задание:

Веснянка принесла вам домашнее задание (по группам). Задания даются на фоне цветов.                                                                                         1.Придумать загадку или сочинить стихотворение о весне.                                          2. Написать мини – сочинение на тему «Весенний день».

XI. Самооценка учащихся своей деятельности на уроке по 3 уровням.

- А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке. Оцените себя по трём уровням:                                                                                                1) «очень хорошо» - возьмите красные цветы;                                                       2) «хорошо» - синие цветы;                                                                                        3) «удовлетворительно» - жёлтые цветы;  

XII.  Итог урока.

Сегодня на уроке я:                                                                                              научился…………..                                                                                                     было интересно…………….                                                                                   было трудно……………..

Нам с Веснянкой понравилось, как работали на уроке ………………… (Выставляются и комментируются оценки за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Это слово и другое слово". УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Это слово и другое слово"....

технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Порядок разбора слова по составу"

Данный урок разработан с учётом требований ФГОС.  К уроку составлена презентация. Проведение урока  возможно при использовании любого УМК....

Презентация к уроку во 2 классе по теме "Распознавание проверочных слов. Подбор проверочного однокоренного слова" к учебнику Рамзаевой Т.Г.

Данная презентация выполнена без стилизации, что дает учителю возможность ее творческого  преобразования.Материал расположен с соблюдением всех этапов урока: с объявления темы и минутки чистописа...

конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».

Урок русского языка  2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...

презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Состав слова.Распознавание частей слова"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о значимых частях слова, их роли в словах;  развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове; выполнять словообразовательн...