Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Числова Марина Владимировна

Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют детям лучше запомнить новый материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ.yaz_.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Цели:

развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;

развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;

формировать интерес к русскому языку;

продолжить работу по формированию самооценки учащихся.

Оборудование: карточки с заданием, алгоритм, цветочки синего, белого и желтого цвета, дерево

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организация класса. Мотивация

Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

-Ребята, а каким вы представляете наш урок?

-Какими бы видами деятельности вы хотели бы заниматься на уроке?

 – Уже по календарю наступила весна, но настоящая весна к нам приходит гораздо позднее. Сегодня на уроке я приглашаю вас на лесную полянку.

 (Открываю доску).

 – Давайте на уроке позовем к нам весну скорее, так хочется побольше солнышка, тепла. И на нашей полянке тоже еще не совсем наступила весна. Наша задача, работая на уроке оживить ее.

Интересным, занимательным, игровым….

Мин. чистописания, писать упражнения, отгадывать кроссворд…

II. Минутка чистописания

-С чего же мы начинаем наш урок?

-Для чего нужна минутка чистописания?

На доске написаны буквы:

 а   о  

 и    е    я

 – Какие это буквы?

 – Что вы знаете о них?

– Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания.

– Пропишите эти буквы в тетради.

С минутки чистописания

Чтобы писать красиво, аккуратно…

Гласные

Произносятся с голосом, образуют слог, при произношении не встречают препятствия

III. Орфографическая сказка

Однажды буквы е и и отправились на лесную полянку собирать подснежники. Шли они,

шли и вдруг увидели реку. В слове «река»

обе буквы задумали занять одно и то же

место: р…ка. Не хотели буквы е и и

уступать друг другу и из-за этого поссо-

рились. Но тут им на помощь пришёл добрый волшебник Ударение. Стоило ему ударить по слову волшебной палочкой, как

гласный звук стал слышаться ясно и

отчётливо, и уже не могло быть никакого

сомнения в написании буквы.

В слове «реки» в ударном слоге пишет-

ся е, значит, и в слове «река» в безудар-

ном слоге нужно писать букву е.

После этого буквы е и и подружились

с ударением. Давайте и мы с вами будем

дружить с добрым волшебником Уда-

рение.

III. Словарная работа

-На нашей поляне росли деревья. Вот они: ( на доске транскрипция слов)

[р,  а  б,  и  н  а ]

 [ б,  иэ  р,  о  з  а ]

  [а  с,   и  н  а ]

-Что это за деревья?

– Давайте произнесём эти слова по слогам. Назовите ошибкоопасные места в этих словах.

 (Учитель выставляет  на доску карточки со словарными словами).

 – Как называется орфограмма в этих словах? Что ещё в них общего?

– Запишите слова в тетрадь.

 – Поставьте ударение. Подчеркните в этих словах орфограммы.

 -О чём нужно помнить при обозначении звуков буквами?

Безударная гласная непроверяемая ударением.Написание этих слов нужно запомнить.

Часто произношение не совпадает с написанием.

IV. Постановка проблемы

Если у нас на дворе весна давайте научимся правильно писать это слово.

В Е /И СНА

– Попробуйте определить тему нашего урока.

 – Посмотрите внимательно на группу слов. Что вы заметили?

 (Открываю запись на доске).

В е/и сна, в е/и сенний, в е/и снянка, весело.

- Давайте уберём лишнее слово.

-Как можно назвать оставшиеся слова?

Какую букву нужно вставить в эти слова? Докажите?

-Давайте добавим это слово.

– Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень.

 – Подчеркните ударные гласные двумя чертами, а безударные одной.

 – Подчеркните слово вёсны.

– Какая главная задача нашего урока?

 – Как понимаете смысл слова веснянка?

 – В толковом словаре Ожегова написано:

 веснянка – старинная обрядовая восточно – славянская песня, воспевающая приход весны

Безударные гласные в корне слов

Есть лишние слово весело. У них другой смысл.

Весна, веснянка, весенний.

Остальные однокоренные слова.

Е, проверочное слово вёсны

Научиться находить в группе слов проверочное.

Предположение детей.

Объяснение значения слов детьми.

V. Физминутка

Под музыку «Весенняя плясовая» дети выполняют танцевальные движения

- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:

носами – ''о'' (рисуем носом)

 ногой - ''о''

 бедром - ''е''

 локтем - ''о''

 глазами – ''а''

VI. Работа над новым материалом

1.-На нашей полянке выросли чудо деревья.  Но они ещё без листвы. Давайте украсим их листвой. Угадайте с какого дерева- какой лист.

На доске слова:

Лес,                  л…са, л…сок.

Лист,               л…стья, л…сток.

   

– Прочитайте первую строку. Какую букву напишем в словах леса, лесок?

 – Давайте составим план наших действий.

 (на доске учитель прикрепляет карточки)

ударение

корень

подчеркни ударную гласную

подчеркни безударную гласную

подчеркни проверочное слово

-Какую ударную гласную вы слышите

в проверочном слове?

– Какая безударная гласная будет в  словах леса, лесок?

 (аналогичная работа ведется со следующими группами слов.)

 – Можем ли мы сказать, какое слово будет проверочным для слов с безударной гласной в корне слова?

 – Продолжите фразу.

 Проверочное слово должно быть:

2. Работа с правилом.

 – Откройте учебник русского языка на странице 128. Прочитайте правило. О чем нам оно говорит? Какие слова являются проверочными для слов с безударным звуком?

 – Правило схоже с нашим выводом?

Букву е.

 

Один учащийся работает у доски

– Сначала ставлю ударение.

– Выделяю корень.

 – Подчеркиваю ударную гласную двумя черточками.

– Подчеркиваю безударную гласную одной чертой.

 – Нахожу и подчеркиваю проверочное слово.

 – Буква е.

Ответы детей.

Однокоренным.

Ударение должно падать на гласную букву в корне слова.

Ответы детей.

Да.

VII. Первичное закрепление

– Найдите упражнение 221. (Под руководством учителя)

 – Прочитайте слова.

– Выделите карандашом в учебнике в словах корень, поставьте ударение.

 – Подчеркните ударные гласные = , безударные – .

 – Какие из этих слов будут проверочными?

 – Спишите слова.

 (Глаз, глазки, глаза, глазок, глазной.)

( Работаем по составленному алгоритму)

-Что делаем сначала? Что затем?

 – Подчеркните проверочные слова. В чем мы еще раз убедились?

Глаз, глаза, глазки, глазок, глазной.

 

Глаз, глазки.

Один учащийся работает у доски.

Проверочное слово должно быть однокоренным, ударение должно падать на гласный

VIII. Самостоятельная работа в парах

– Сейчас выполните работу самостоятельно. Работать будете в парах по составленному алгоритму. У вас на парте лежат березовые листочки.

 На листочках даны ряды слов.

1 вариант: сад, садик, садовник, садовод, сады.

2. вариант: вода, водичка, водный, водяной, воды.

 (Проверка задания. Самооценка.)

-Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы своих товарищей.

 – Если нет ошибок – поставьте 5 баллов…

-Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки….

Двое учащихся работают у доски.

IX. Домашнее задание

– Упражнение 222, стр. 129. Я надеюсь, что вы справитесь с домашним заданием, ведь вы сегодня много узнали и научились.

X. Итог урока.        Рефлексия

-Чему научились на уроке?

-Над какой темой работали?

– Чему научились на уроке?

-Как оцениваете свою работу?

– И, в заключение, оценим свою работу на уроке.

– А теперь давайте оживим нашу полянку. Листочки переносятся на дерево.

Под музыку звуки леса дети прикрепляют на полянку цветочки того цвета как они оценили свою работу и комфортность на уроке.

Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением

Научиться подбирать проверочные слова из ряда слов.

Зелёныее – Отлично. Мне было легко и все понятно.

 Белые – Хорошо. Мне было трудно, но я преодолел все трудности..

 Желтые – Мне было трудно. Я ничего не понял.

Графический диктант.

Мясной, возить, сова, часы, крикливый, следы, осень, пенек, кора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку " Правописание безударной гласной в корне слова"

Данная презентация иожет быть использована на уроке по теме " Правописание безударной гласной в корне слова" и сделать этот урок интересным....

Конспект и презентация урока "Правописание безударных гласных в корне слова". 2 класс ОС "Школа 2100"

На данном уроке учащиеся  в занимательной форме знакомятся с новым материалом. Презентация составлена на основе шаблона с поддержкой макросов, что позволяет организовать работу учащихся с компьют...

Презентация к уроку "Правописание безударных гласных в корне слова."

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Тема "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Педагог Корабельникова Светлана Викторовна. Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.Педагог Корабельникова Светлана Викторовна.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»....