Главные вкладки

    Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Числова Марина Владимировна

    Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют детям лучше запомнить новый материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russ.yaz_.docx24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

    Цели:

    развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;

    развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;

    формировать интерес к русскому языку;

    продолжить работу по формированию самооценки учащихся.

    Оборудование: карточки с заданием, алгоритм, цветочки синего, белого и желтого цвета, дерево

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    I. Организация класса. Мотивация

    Долгожданный дан звонок,

     Начинается урок.

    -Ребята, а каким вы представляете наш урок?

    -Какими бы видами деятельности вы хотели бы заниматься на уроке?

     – Уже по календарю наступила весна, но настоящая весна к нам приходит гораздо позднее. Сегодня на уроке я приглашаю вас на лесную полянку.

     (Открываю доску).

     – Давайте на уроке позовем к нам весну скорее, так хочется побольше солнышка, тепла. И на нашей полянке тоже еще не совсем наступила весна. Наша задача, работая на уроке оживить ее.

    Интересным, занимательным, игровым….

    Мин. чистописания, писать упражнения, отгадывать кроссворд…

    II. Минутка чистописания

    -С чего же мы начинаем наш урок?

    -Для чего нужна минутка чистописания?

    На доске написаны буквы:

     а   о  

     и    е    я

     – Какие это буквы?

     – Что вы знаете о них?

    – Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания.

    – Пропишите эти буквы в тетради.

    С минутки чистописания

    Чтобы писать красиво, аккуратно…

    Гласные

    Произносятся с голосом, образуют слог, при произношении не встречают препятствия

    III. Орфографическая сказка

    Однажды буквы е и и отправились на лесную полянку собирать подснежники. Шли они,

    шли и вдруг увидели реку. В слове «река»

    обе буквы задумали занять одно и то же

    место: р…ка. Не хотели буквы е и и

    уступать друг другу и из-за этого поссо-

    рились. Но тут им на помощь пришёл добрый волшебник Ударение. Стоило ему ударить по слову волшебной палочкой, как

    гласный звук стал слышаться ясно и

    отчётливо, и уже не могло быть никакого

    сомнения в написании буквы.

    В слове «реки» в ударном слоге пишет-

    ся е, значит, и в слове «река» в безудар-

    ном слоге нужно писать букву е.

    После этого буквы е и и подружились

    с ударением. Давайте и мы с вами будем

    дружить с добрым волшебником Уда-

    рение.

    III. Словарная работа

    -На нашей поляне росли деревья. Вот они: ( на доске транскрипция слов)

    [р,  а  б,  и  н  а ]

     [ б,  иэ  р,  о  з  а ]

      [а  с,   и  н  а ]

    -Что это за деревья?

    – Давайте произнесём эти слова по слогам. Назовите ошибкоопасные места в этих словах.

     (Учитель выставляет  на доску карточки со словарными словами).

     – Как называется орфограмма в этих словах? Что ещё в них общего?

    – Запишите слова в тетрадь.

     – Поставьте ударение. Подчеркните в этих словах орфограммы.

     -О чём нужно помнить при обозначении звуков буквами?

    Безударная гласная непроверяемая ударением.Написание этих слов нужно запомнить.

    Часто произношение не совпадает с написанием.

    IV. Постановка проблемы

    Если у нас на дворе весна давайте научимся правильно писать это слово.

    В Е /И СНА

    – Попробуйте определить тему нашего урока.

     – Посмотрите внимательно на группу слов. Что вы заметили?

     (Открываю запись на доске).

    В е/и сна, в е/и сенний, в е/и снянка, весело.

    - Давайте уберём лишнее слово.

    -Как можно назвать оставшиеся слова?

    Какую букву нужно вставить в эти слова? Докажите?

    -Давайте добавим это слово.

    – Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень.

     – Подчеркните ударные гласные двумя чертами, а безударные одной.

     – Подчеркните слово вёсны.

    – Какая главная задача нашего урока?

     – Как понимаете смысл слова веснянка?

     – В толковом словаре Ожегова написано:

     веснянка – старинная обрядовая восточно – славянская песня, воспевающая приход весны

    Безударные гласные в корне слов

    Есть лишние слово весело. У них другой смысл.

    Весна, веснянка, весенний.

    Остальные однокоренные слова.

    Е, проверочное слово вёсны

    Научиться находить в группе слов проверочное.

    Предположение детей.

    Объяснение значения слов детьми.

    V. Физминутка

    Под музыку «Весенняя плясовая» дети выполняют танцевальные движения

    - В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:

    носами – ''о'' (рисуем носом)

     ногой - ''о''

     бедром - ''е''

     локтем - ''о''

     глазами – ''а''

    VI. Работа над новым материалом

    1.-На нашей полянке выросли чудо деревья.  Но они ещё без листвы. Давайте украсим их листвой. Угадайте с какого дерева- какой лист.

    На доске слова:

    Лес,                  л…са, л…сок.

    Лист,               л…стья, л…сток.

       

    – Прочитайте первую строку. Какую букву напишем в словах леса, лесок?

     – Давайте составим план наших действий.

     (на доске учитель прикрепляет карточки)

    ударение

    корень

    подчеркни ударную гласную

    подчеркни безударную гласную

    подчеркни проверочное слово

    -Какую ударную гласную вы слышите

    в проверочном слове?

    – Какая безударная гласная будет в  словах леса, лесок?

     (аналогичная работа ведется со следующими группами слов.)

     – Можем ли мы сказать, какое слово будет проверочным для слов с безударной гласной в корне слова?

     – Продолжите фразу.

     Проверочное слово должно быть:

    2. Работа с правилом.

     – Откройте учебник русского языка на странице 128. Прочитайте правило. О чем нам оно говорит? Какие слова являются проверочными для слов с безударным звуком?

     – Правило схоже с нашим выводом?

    Букву е.

     

    Один учащийся работает у доски

    – Сначала ставлю ударение.

    – Выделяю корень.

     – Подчеркиваю ударную гласную двумя черточками.

    – Подчеркиваю безударную гласную одной чертой.

     – Нахожу и подчеркиваю проверочное слово.

     – Буква е.

    Ответы детей.

    Однокоренным.

    Ударение должно падать на гласную букву в корне слова.

    Ответы детей.

    Да.

    VII. Первичное закрепление

    – Найдите упражнение 221. (Под руководством учителя)

     – Прочитайте слова.

    – Выделите карандашом в учебнике в словах корень, поставьте ударение.

     – Подчеркните ударные гласные = , безударные – .

     – Какие из этих слов будут проверочными?

     – Спишите слова.

     (Глаз, глазки, глаза, глазок, глазной.)

    ( Работаем по составленному алгоритму)

    -Что делаем сначала? Что затем?

     – Подчеркните проверочные слова. В чем мы еще раз убедились?

    Глаз, глаза, глазки, глазок, глазной.

     

    Глаз, глазки.

    Один учащийся работает у доски.

    Проверочное слово должно быть однокоренным, ударение должно падать на гласный

    VIII. Самостоятельная работа в парах

    – Сейчас выполните работу самостоятельно. Работать будете в парах по составленному алгоритму. У вас на парте лежат березовые листочки.

     На листочках даны ряды слов.

    1 вариант: сад, садик, садовник, садовод, сады.

    2. вариант: вода, водичка, водный, водяной, воды.

     (Проверка задания. Самооценка.)

    -Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы своих товарищей.

     – Если нет ошибок – поставьте 5 баллов…

    -Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки….

    Двое учащихся работают у доски.

    IX. Домашнее задание

    – Упражнение 222, стр. 129. Я надеюсь, что вы справитесь с домашним заданием, ведь вы сегодня много узнали и научились.

    X. Итог урока.        Рефлексия

    -Чему научились на уроке?

    -Над какой темой работали?

    – Чему научились на уроке?

    -Как оцениваете свою работу?

    – И, в заключение, оценим свою работу на уроке.

    – А теперь давайте оживим нашу полянку. Листочки переносятся на дерево.

    Под музыку звуки леса дети прикрепляют на полянку цветочки того цвета как они оценили свою работу и комфортность на уроке.

    Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением

    Научиться подбирать проверочные слова из ряда слов.

    Зелёныее – Отлично. Мне было легко и все понятно.

     Белые – Хорошо. Мне было трудно, но я преодолел все трудности..

     Желтые – Мне было трудно. Я ничего не понял.

    Графический диктант.

    Мясной, возить, сова, часы, крикливый, следы, осень, пенек, кора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку " Правописание безударной гласной в корне слова"

    Данная презентация иожет быть использована на уроке по теме " Правописание безударной гласной в корне слова" и сделать этот урок интересным....

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Правописание безударных гласных в корне слова»

    План-конспект урока по русскому языку для 3 класса по развивающей программе "Школа 2100"...

    Конспект и презентация урока "Правописание безударных гласных в корне слова". 2 класс ОС "Школа 2100"

    На данном уроке учащиеся  в занимательной форме знакомятся с новым материалом. Презентация составлена на основе шаблона с поддержкой макросов, что позволяет организовать работу учащихся с компьют...

    Презентация к уроку "Правописание безударных гласных в корне слова."

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Тема "Правописание безударных гласных в корне слова"....