Программа факультатива по русскому языку "Путешествия в Страну Слов""
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Романовская Светлана Васильевна

Факультативный курс по русскому языку "Путешествия в Страну Слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие  “тайны” такое уникального явления как Слово. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Путешествия в Страну Слов», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

      В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о слове и языке в целом. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

       Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий данного факультативного курса.

       Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир родного слова. В занимательной форме даются сведения о лексикологии, графике и орфографии, ономастике, этимологии, фразеологии и словоупотреблении современного русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе занятий школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному слову должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. А хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.  Для школьника – создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в обществе.  Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.

       Содержание и методы обучения “Путешествие в страну Слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

    Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, проекты, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы.

           Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

      Курс рассчитан на 2 учебных года, предназначен для занятий во 2-ом  и 3-ем классе четырёхлетней школы. Программа рассчитана  на 34 часа обучения в год, по одному занятию в неделю, продолжительностью  45 минут.

       Сроки реализации программы: 2 года.

Формы работы: «лекции» в исполнении сказочных героев, знакомство с научно – популярной литературой, дидактические игры, инсценировки, проектная деятельность,  импровизированные представления, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения,  работа со стенгазетой,  устные журналы.

Цели:

  1. создание условий для формирования языковой компетенции младших

       школьников;

  1. всестороннее развитие уч-ся;
  2. совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
  3. развитие самостоятельной познавательной деятельности;
  4. формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей;
  5. воспитание любви к родному языку.

Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих ПРИНЦИПАХ:

  1. добровольности участия школьников;
  2. научности;
  3. сознательности и активности;
  4. наглядности;
  5. доступности;
  6. связи теории с практикой;
  7. индивидуального подхода к учащимся;

        Планируемые результаты изучения курса.

        В процессе изучения курса «Путешествие в Страну Слов» ученики получают знания об истории русского языка,  знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

       Система вопросов и заданий, использование различных методов познания слова  дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

      Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с различными категориями слов и  др.

  1. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Путешествия в Страну Слов

Путешествия в Страну Слов

2 класс (1 час в неделю)

34 занятия

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

УУД

В мире звуков – 8 часов

— ставить учебные задачи в

сотрудничестве с учителем,  

применять установленные правила в

планировании способа решения,  осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; находить нужную информацию и строить на её основе монологические высказывания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; оценивать правильность выполнения действий

договариваться и приходить к общему решению при совместномобсуждении проблемы;

1

Вводное занятие. Выбор попутчиков

1

2

Путешествие в царство безмолвия.

Гипотезы происхождения человеческой речи.

1

3

Мир полон звуков. Первые встречи

1

4, 5

Заколдованные звуки

2

6, 7

Чудесные превращения слов

2

8

Проект «Скороговорки, чистоговорки»

1

Азбука – 8 часов

9

К тайнам звуков и букв

1

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке;

осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при работе в парах и малых группах; сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного

10

Дорога к письменности. Древние письмена

1

11

Звуки и буквы – чудо из чудес

1

12

В гости к Алфавиту. К тайнам наскальных рисунков. (Первые родственники Алфавита)

1

13,14

Весёлые путешествия от А до Я

2

15, 16

Проект «Весёлая Азбука»

2

Слово о словах  - 5 часов

17

Сколько слов в русском языке?

1

Выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков с целью решения конкретных задач;

анализ объектов с целью выделения признаков, формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 договариваться и распределении функций и ролей в совместной деятельности;

18

Слова - магниты

1

19

Первые встречи. Племена слов-братьев. (Тематические группы слов)

1

20

Выбор друзей с Стране Слов

1

21

Путешествие к тайнам волшебных слов

1

Слово под микроскопом – 3 часа

22

Как делаются слова

1

Постановка и формулирование проблемы, Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; строить связное монологическое высказывание

23

Внимание: корень!

1

24

Проект  «Что нам стоит слово построить»

1

Слова, слова, слова… - 10 часов

25

В славную страну Словарию!

(Поговорим о словорях)

1

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов и устойчивых словосочетаний  в справочниках и словарях;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,

осуществлять поиск необходимой информациидля выполнения учебной задачи с использованием справочной литературы

26

К несметным сокровищам страны Слов (обогащение словарного запаса)

2

27, 28

Крылатые слова

2

29

В музее слов (о происхождении слов)

1

30

Устный журнал «Наша речь» (страницы: «Волшебные слова», «Слово о словах», «Занимательная» и др.)

1

31

КВН «Родное слово»

1

32, 33

Проект  «Слово – друг или враг?»

2

34

Что узнали. Чему научились

1

3 класс

(1 час в неделю)

34 занятия

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

УУД

Всему название дано – 7 часов

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

1, 2

Вводное занятие. Вспомним наши путешествия в Страну Слов

2

3,4

Всему название дано. Почему это так называется

2

5

Имена, имена, имена…

1

6, 7

Проект «Моё имя»

2

                             Секреты правильной речи - 22

8, 9

Встреча с радугой. Рисуем словами.

2

на основе полученной информации моделировать  собственные высказывания о происхождении и значении  выбранного слова; определять лексическое значение слов;

различать однозначные и многозначные слова,

прямое и переносное значение слов,

 оттенки значений синонимов.

Находить в тексте антонимы, употреблять их в речи.

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении  и значении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

анализ объектов с целью выделения признаков, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; договариваться в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

10

В удивительном городе Неслове

1

11

Путешествия в удивительную страну Лексикологию

1

12

Отправляемся в Словоград

1

13

«Слова умеют плакать и смеяться…»

1

14

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

15

На карнавале слов

1

16, 17

Знакомьтесь: близнецы (слова – омонимы)

2

18, 19

Слова – друзья (синонимы)

2

20

Слова – неприятели (антонимы)

1

21

Весёлый аттракцион

1

22

Слова – друзья  и враги. Душа слова

1

23, 24

У дедушки Каламбура (игры со словами)

2

25, 26

К словам - родственникам

2

27

Экскурсия в прошлое (история слов)

1

28

Полёт в будущее (неологизмы)

1

29

Встреча с зарубежными друзьями (слова иностранного происхождения)

1

Что узнали. Чему научились – 5 часов

30

Устный журнал

1

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

31, 32

Проект «Родное слово в пословицах и поговорках»

2

33

Конкурс знатоков родного слова

1

34

КВН «Слава  слову»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Программа факультатива по русскому языку

Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а так же с ориентиром на уровневую дифференциацию. Программа состоит и...

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе "Превращение слов" 2 класс

Рабочая программа факультатива "Превращение слов" соответствует требованиям ФГОС. Она предназначена для учащихся 2 класса, но может быть использована и для3-4 классов. Программа расчитана на 1 год. В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»

Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе

Рабочая программа факультатива по русскому языку  разработана на основе программы  по русскому языку УМК «Школа России», авторской программы Волиной В.В....

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе «Превращение слов»

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2  классе «Превращение слов»...

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 4 класса

Рабочая программа факультатива "Секреты русского языка"...