Программа факультатива по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а так же с ориентиром на уровневую дифференциацию. Программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования. Предложен материал для проведения занятий по темам "Слово", "Предложение", "Звуки и буквы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по теме «Звуки и буквы» (3 часа)

  1. Теоретическая часть.

        Слово фонетика образовано от греческого слова phone – звук. Вокруг нас много различных звуков: шум ветра, плеск реки, звон трамваев, сигналы автомобилей, пение птиц. Есть звуки приятные и неприятные, музыкальные и немузыкальные, но среди всех этих звуков фонетику интересуют только звуки речи человека.

        Фонетика – это учение о звуках речи. Но не все звуки нашей речи интересуют фонетику. Почему?

        Попробуйте произнести: сно, нсо, вда, авд, огра, грао. Что получилось? Ничего! Просто набор звуков. Что обозначают эти звуки? Ничего! Нет ничего текого, что бы называлось сно, вда или грао. Но если мы переставим эти же звуки в другом порядке, получится слово сон, слово два и слово гора.

        Люди могут произносить бесчисленное множество подобных непонятных звуков, но для того, чтобы звуки, которые умеет произносить человек, приобрели какой-то смысл, превратились в слова с каким-либо значением, их надо произносить в определенном порядке.

        Так, из звуков /т/, /к/ и /о/ состоят слова кот, ток и слово кто. Звуки в этих словах одинаковые, но произнесены они могут быть в разном порядке следования, поэтому и значение слов может оказаться разным.

         Значение слова изменится, если не произнести какой-нибудь звук в слове. Так, парк превращается в пар, если не произносится звук /к/, стол превращается в сто, если не произносится звук /л/.

        Посмотрите, как изменяется значение слова, если в нем вместо одного звука, по ошибке или специально, произнести другой звук.

В слове кит произнесем вместо звука /и/ звук /о/ - получится слово кот. В слове дом произнесем вместо звука /д/ звук /т/ - получится слово том.

        Теперь мы можем сказать, что в человеческой речи встречаются звуки, которые не имеют значения, не имеют конкретного смысла. Они являются просто звуками. Эти звуки для фонетики не интересны. Но есть звуки, которые очень интересуют фонетику. Это звуки, способные изменять смысл слова. Ведь изменив в слове один-единственный звук, мы можем получить совеошенно иное слово.

         Звуки, которые помогают нам различать смысл, называются звуками – смыслоразличителями. Это длинное название ученый Бодуэн де Куртенэ заменил другим, более красивым названием – фонема.

        Самое важное назначение фонем (звуков - смыслоразличителей) – помогать людям различать слова по смыслу, по значению.

  1. Практическая часть.

Игры со звуками.

  1. Попробуйте из данного слова убрать один звук и сделайте так, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Краска, склон, тепло, беда, экран.

(Каска, слон, тело, еда, кран.)

  1. Добавьте один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза – гроза.

Рубка, дар, стол, клад, шар, усы, уксус.

(Трубка, удар, ствол, склад, шарж, бусы, уксус.)

  1. Замените один согласный звук: корж – морж.

Зубы, песок, галка, норка, полено, свет.

(Губы, лесок, палка, корка, колено, цвет.)

  1. В каком слове сорок гласных? При помощи какого согласного звука можно животного с длинными ушами превратить в большую птицу?

(Сорок – а, осел – орел.)

  1. Произнесите эту считалочку и найдите слово, которое заинтересует фонетику?

Энэ бэнэ рэс.

Квинтер минтер жес.

Энэ бэнэ раба.

Квинтер минтер жаба!

( В этой считалочке только одно звукосочетание имеет значение: жаба. Остальные звуки – просто звуки без значения. Они фонетику не интересуют.)

  1. У кого хвост длиннее?

Заменяйте в каждом следующем слове, начиная с первого, один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово. Образец: бок – сок – док и т.д. Выигрывает тот, чей хвост окажется длиннее.

Док, боб, лом, кора, кочка.

  1. По щучьему велению, по моему хотению…

Внимательно прочитайте слова. Превратите одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове только один звук . кто быстрее превратит одно слово в другое?

Волк, коза, репа, тесто, булка.

Реку в море, ночь в день, гору в рога , репку в норку, речку в тоску, врага в грош.

Метаграмма.

Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

  1. Разгадайте и запишите получившиеся слова, сравните их. Какими звуками и буквами они различаются?

  1. Со звуком с я не вкусна,                             4. Я цвет одинаковый часто имею:

Но в пище каждому нужна.                         И с г зеленею, и с к зеленею.

С м берегись меня, не то                               но с к вам со мною рискованно быть:

Я съем и платье, и пальто.                          Могу и до слез довести, и убить.

2.  С к я в школе на стене,                              5. С п я в доме, с в я в поле,

     Горы, реки есть на мне.                                 С м я в море, с г – в футболе,

     С п – от вас не утаю –                                    С к вбивают, с т взрывают,

     Тоже в классе я стою.                                    С д долину называют.

3.    Хоть и мала я, но взгляни:                      6.  С б мучительной бываю,

       Весь мир в себе я отражаю.                         С м одежду пожираю,

       Но к на ц перемени –                                    С р актеру я нужна,

       Я по болоту зашагаю.                                   С с для повара важна.

Метаграммы можно составлять и не в стихотворной форме. Например: с б – бок судна, с к – площадка для игры, с п – пристань, с с вид товара, растения, с т – кондитерское изделие, с ф – укрепление (борт, корт, порт, сорт, торт, форт.)

Логогрифы.

Логогриф – от греческих слов «логос» - слово и «грифос» - загадка, это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв).

  1. Готов вас напоить водой,                                   2.  Несет меня с трудом старик,

Но э прибавьте мне в начале,                                 Но если ю прибавить, вмиг

                  И соберу перед собой                                              К нему придет на помощь тот,

                  Я зрителей в квартире, зале.                                   Кто без труда меня несет.

Вопросы-шутки.

  1. Как превратить цветочный горшок в травянистый ковер парка, стадиона?
  2. Как из столба без помощи досок сделать стол?
  3. Можно ли на башне посеять пшеницу?
  4. Можно ли из обертки для конфеты сделать красивый бант для девочки?
  5. Как щенка превратить в котенка?

Задание «Стань ведущим»

Составьте сами логогрифы и метаграммы, которые не обязательно должны иметь стихотворную форму. Загадай какое-нибудь слово (например, дом). Затем предложи детям задание:

- Отгадайте, какое  слово я задумал: если изменить первый звук, получится порода рыбы (сом), если изменить второй звук, получится то, без чего нет огня (дым), а если третий звук – будет название реки (Дон). Слово, которое я задумал, означает жилище. Тот, кто первый назовет загаданное слово, становится ведущим.

 Словами для игры могут быть: сок, лак, кора, год, батон и др.

Тайны и загадки фонетики.

        У фонетики много тайн и загадок. Сегодня мы разгадаем некоторые из них. В русском алфавите 33 буквы. Эти буквы были изобретены для письма. Буква на письме обозначает звук.

        Слово можно написать буквами, тогда это будет письменная речь, и это же слово можно произнести звуком голоса, тогда это будет устная речь.

        В устной речи человека может быть бесчисленное множество различных непонятных звуков, не имеющих никакого значения, но есть и звуки, помогающие различать значения слов.

                          Таких звуков в русском языке 42.

                        Гласных звуков 6 и согласных 36.

         1 тайна фонетики.

                  Интересно, почему 42 звука и всего лишь 33 буквы? В этом и заключается одна из тайн фонетики. Дело в том, что в древнерусском языке не было пар по твердости-мягкости. Тогда одна согласная буква обозначала только один звук, а в современном русском языке одна согласная буква может обозначать два звука.

        Например, одной буквой б сейчас обозначается два звука – мягкий звук /б'/ и твердый звук /б/:

                                                    бабушка /бабушка/ и берёза / б' и р' о з а/.

        Так постепенно в русском языке стало больше согласных звуков, чем букв, которые их обозначают, но никто не собирается придумывать новые буквы для новых звуков. Легче договориться о правилах правописания, чем придумывать для мягкого и твердого согласного звука разные буквы.

       2 тайна фонетики.

        Еще одна загадка фонетики: звук, который любит прятаться! Это звук /й/. Попробуйте произнести этот звук. На письме он часто обозначается буквой й: спой /с п о й/. Но иногда  звук /й/ прячется в другие буквы: друзья /д р у з' й а/. В  слове друзья звук /й/ хорошо слышен, но буквы й не видно… Вот в чем дело! Звук /й/ спрятался в букве я! Вот вам и разгадка!

       3 тайна фонетики.

        Буква есть, а где же звук? Есть еще одна загадка фонетики: твердый знак ъ и мягкий знак ь есть, а произнести их никто не может! Буквы есть, а звуков у них нет! Но так было не всегда. Это сейчас у этих букв нет звуков. А у дедушки русского языка, в древнерусском языке, буква ъ знак  имела свой звук. Это был гласный звук /ъ/, почти такой, как звук /о/, но звучал этот звук короче, чем полный звук /о/. так же и буква ь имела свой гласный звук /ь/, близкий к звуку /э/, и звучал он тоже короче, чем полный звук /э/.

        Но со временем короткие звуки становились все короче и короче, а потом и совсем исчезли… Древнерусское слово колъ с коротким /о/ постепенно превратилось в кол, а слово коло с полным /о/ перешло в слово колесо.

        В некоторых словах короткие звуки /ъ/ и /ь/ исчезли, а в некоторых они превратились в звуки /о/ и /э/. так буквы ъ и ь остались без звуков… Поэтому в современном алфавите буквы ъ и ь есть, а звуков у них нет.

        4 тайна фонетики.

        У фонетики есть еще одна тайна. Но мы ее уже почти раскрыли: в буквах я, ю, е, ё прячется звук /й/. Вот как это происходит

Произнесите слово я. Это слово состоит из одной буквы, но в этой букве спрятались два звука. Слово я начинается звуком /й/ и заканчивается звуком /а/. Вот чудеса! Так же можно разделить на два звука и остальные три загадочные буквы:

                                                       /йа/, /йо/, /йу/, /йэ/

        В фонетике буквы я, ю, е, ё выполняют особое задание: они подсказывают, что в слове есть мягкий согласный звук и что за ним следует гласный звук.

         5 тайна фонетики.

        И последняя тайна фонетики – это звуки /ы/ и /и/. Звук /ы/ произносится после твердого согласного: сыр /с ы р/. Звук /и/ произносится после мягкого согласного: сила /с' ила /.

          Поиграем в обгонялки.

1.  Запишите 10-15 слов, в которых больше букв, чем звуков (например, конь), и наоборот – больше звуков, чем букв (ёж).

2.  Написать по одному слову на каждую букву алфавита   (буквы ъ, ь, ы  в середине или в конце слова).

3.  Записать 33 пятибуквенных слова,  в середине которых были  бы все буквы алфавита (например, трава, кубик, совет, загар и т. д.).

     Выигрывает тот,   кто  правильно  и   быстрее   всех   выполнил   задание.   За каждый правильный ответ — I балл. Подсчитайте свои баллы в конце игры.

          Кто больше? (Игра-соревнование.)

                 Запишите   за   определённое   время   как   можно больше слов, в которых:

а) все буквы соответствуют звукам (мир, правда, работа и т. д.);

б) одна буква не соответствует звуку (труд, свобода, звезда);

в) больше букв, чем звуков (пальма);

г) больше звуков, чем букв (юноша, маяк).

Выигрывает   тот,   кто   правильно   и   быстрее   всех   выполнил   задание.   Победителей   может быть пять человек; за каждое задание отдельно и за всё целиком.

          Всяк молодец на свой образец.

         Прочитайте логогрифы, угадайте ответы. Будут ли отличаться звуки в словах в первом и во втором случае? Придумайте сами логогрифы.

  1. Его как память древних ран                        2. Я по полену бью, звеня,                         3. По дороге, по пути

На теле носит ветеран.                                  Дровами на зиму снабжаю,                     весело качу.

Наоборот его прочти –                                    когда ж с конца прочтут меня,             Но с конца меня прочти -

И грянет музыка в пути.                                 Я недовольство выражаю.                       Ножик наточу.

Запишите возможно большее количество слов, которые читаются одинаково слева направо и справа налево (дед, око и т.д.). записанные слова прочитайте и вычеркните те из них, которые повторяются у других. Выигрывает тот, у кого осталось больше всего слов.

       Спрятанное слово.   

Заполните клетки по горизонтали словами согласно толкованиям, и в выделенных столбиках вы прочтете слова из названия темы этого раздела. Выигрывает тот, кто первым правильно разгадал спрятанное слово. 

  1. Кусок, отрезанный от чего-либо.
  2. Документ о направлении в дом отдыха, на работу.
  3. Синоним слова сбросить.

1

2

3

4

5

  1. Антоним слова глухой ( о согласных звуках).
  2. Синоним слова думать.

     Вопросы – шутки.

  1. Какое слово состоит из семи одинаковых букв?
  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта?
  3. Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?
  4. Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет.
  5. Какая азбука состоит из семи букв?
  6. В каком слове сорок гласных?
  7. Что мы слышим в конце перемены и начале урока?
  8. Что в середине капусты?
  9. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними?
  10. В каком слове три «о»?
  11. В каких словах по 100 согласных?
  12. Можно ли превратить страницу в населенный пункт?
  13. Прочитайте слова: 100ляр, 7я, ви3на, 3буна, При5, о5.

    Материал для викторины.

  1. Произнесите в обратном  порядке звуки, обозначенные буквами в словах лён, люк, яд. Одинаковы ли они в произношении?

(Ноль, куль, дай. В словах лён – ноль, люк куль согласные звуки произносятся одинаково. В словах яд – дай согласные звуки разные: /т/ - /д/.

  1. Какие согласные звуки являются общими для слов:

     а) городской вокзал, б) мягкий мех, в) конечно, кошка.

     (   а) звук /г/, б) /м'/, /х/, в) /к/, /ш/.)

  1. Есть ли одинаковые согласные звуки в словах: а) горячий бульон, б) вкусные тефтели?

(   а) /й/, б) /ф/. )

  1. В слове всплеск на один гласный приходится шесть согласных. Подберите еще несколько подобных слов с 4-5 согласными на один гласный.

( взгляд, спектр, спринт и т.д.)

  1. Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке Летели лебеди с лебедятами? ( Звук /т/ в слове лебедятами.)

  1. Произнесите вслух слова  здесь, стебель, винтики, извините.  Есть ли в  этих словах твёрдые согласные?

( Нет: согласные з, с, п, н перед мягкими согласными смягчаются.)

  1. Объясните, почему в пословице Не трудиться, так и хлеба не добиться только 5 мягких согласных звуков.

( Потому что ться произносится как /цца/.)

  1. Различается ли произношение звуков, обозначенных выделенными буквами, в таких иноязычных словах с одинаковыми корнями или приставками: интервал — интеллигент,    сервис — сервиз,    термограф — термометр,    терра рий— терраса?  Как вы думаете, чем это объясняется? ( В 1-м слове каждой пары согласный перед е произносится твердо, а во 2-м – мягко, так как первые слова вошли в нашу повседневную речь позже и еще не подчинялись фонетическому закону смягчения согласных перед е.)
  2. В шуточном стихотворении «Мягкий знак» О. Высотская пишет:

Он в слове «мать», и в слове «дочь»,                                    Он все старается смягчить:

И в тихом лунном слове «ночь».                                           Отрежь – отрежьте!

Чтоб никого не огорчить,                                                     Поешь – поешьте.

      В каких словах мягкий знак здесь употребляется действительно как показатель мягкости предыдущего согласного?

      ( В слове мать.)

  1. Прочитайте вслух  в обычном  речевом темпе предложение:  Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск. Сколько в этом пред ложении звуков  [ц]?

( Четыре: тся произносятся как /цца/, тс в слове Братск как /ц/. )

  1. Сколько звуков [ш]  и [ф]  в стихотворении А. Яшина:

Пусть тишина, в глуши ни души –                              В шорохи трав и в шумы вершин

Все равно гул в ушах:                                                      Вслушиваюсь, не дыша.

      С какой целью автор подобрал такие слова?

      ( 9 /ш/ и 3 /ф/: перед глухими и в конце слов в обозначает звук /ф/. Подбор шипящих и /ф/ (аллитерация) осуществлен автором как поэтический прием для усиления впечатления о шорохах и шумах в тишине.

  1. Произнесите трижды скороговорку Шёл Саша по шоссе. Попытайтесь объяснить причину  трудности  её  произнесения.

( Два первых слова «настраивают» речевой аппарат на произношение согласных /с/ - /ш/, после чего язык «спотыкается», встретив обратное сочетание /ш/ - /с/.)

  1. Сколько звуков  [ш]  в предложении Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?

( В предложении 4 звука /ш/. )

  1. Какими и сколькими звуками различаются в произношении слова завет и совет, сторожка и старушка?

( 1 звуком.)

  1. Можно ли, не изменяя ни одного звука, изменить род существительного грусть, а существительные съезд, лесть и пядь превратить в другие части речи?

( Можно: груздь (м.р.), съест, лезть (гл.), пять (числит.).

  1. Не меняя ни одного звука, измените значения слов изморось и вперемежку.

( Изморось (очень мелкий дождь), вперемешку (беспорядочно смешиваясь).

  1. Какое противоречие можно усмотреть в словах женитьба и свадьба с точки зрения их значения и правописания?

( Правописание слова женитьба подчинилось морфологическому принципу ( от глагола женить), а свадьба ( от сватать) – фонетическому.)



Предварительный просмотр:

Занятия по теме «Слово» (3 часа)

  1. Теоретическая часть.

        Слово в языке обозначает конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражает человеческие эмоции и волю. Поэтому слово выступает в качестве основной единицы языка.

        Мы говорим и пишем на русском языке, следовательно, мы пользуемся лексикой русского языка. Словарный состав русского языка в современном виде представляет собой результат длительного исторического развития.

        Совокупность всех слов языка составляет его лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии, называется лексикологией.

        Знание нравов и обычаев древних народов, знание их быта и мифологии помогает  нам понять первоначальный смысл многих слов.

Например, откуда произошло слово говядина? Почему  мясо коровы мы не называем словом коровина?

Еще у древних индоевро пейцев для любого скота было одно слово говядо. А слово корова имело смысл рогатая говядо. В давние времена коров выращивали не только для того, чтобы они давали мясо и молоко, но и для религиозных жерт воприношений. Постепенно наши древние предки заме нили в ритуалах жертвопри ношений реальное животное на выпеченную из теста ро гатую фигуру — коровай. Те перь это каравай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благопо лучие, поэтому и говорили:

                       Каравай, каравай,

                       Кого хочешь выбирай!

                            Так от слова корова образовалось слово каравай .Как на наши именины Испекли мы каравай! Вот такой высоты, Вот такой ширины! Каравай, каравай, Кого хочешь выбирай!

  1. Практическая часть.

       Вопросы и задания.

  1. Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично» как их напишут – слева направо или справа налево: от этого их значение не изменится.

    Подберите несколько таких слов.

Например: казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, кок,  боб, тот, как, тут, поп, Ада.

2.          Подберите такие слова, которые, если их написать слева на право, имеют одно значение, а справа налево —другое.

Например: топор-ропот, ворон норов, шорох —хорош, щелк -— клещ, кот — ток, нос coн, ay — уа, колесо оселок.

3.          Подберите десять таких слов, из частей которых можно полу чить два совершенно разных слова.

Например; полдома (пол, дома), волокно (вол, окно), верхушки (верх, ушки), вышли (вы, шли), трудно (тру, дно), призрак (приз,

рак), виновата (вино, вата), виноград (вино, град), сторож (cmо, poж), сеновал (сено, вал).

4.          Игра "'Из двух слов — одно". Игра заключается в том, что дается ряд слов (вразбивку), из которых участники должны  при помощи присоединения одного слова к другому образовать третье

Например: верх, вол, вино, окно, ушки, град. Верх+ушки верхушки; вол+окпо - волокно; вино+град виноград.

  1. Организовать игру "Слова в слова'". Есть слова, части которых могут быть и самостоятельными словами. 

     Например, из слова яблоко можно выделить самостоятельные слова: я, блок, око; из слова  половодье пол, лов, олово, овод.

  1. Организовать игру: кто больше подберет слов, слоги которых можно переставлять. В русском языке много слов из которых, ecли переставить слоги, можно образовать совершенно другие слова, например: скала — ласка.

Например: жало, насос, камыш, навес, лыжи, канат, рыба и др.

7.        Найти слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения.

Например: мама, папа, дядя, няня, баба.

8.        Взять любое слово и из его букв составить как можно больше новых слов.

Например: леопард (дело, поле, пар, репа, opeл, депо, драп. дар, пол, род, лед и т.д.)

                           Однозначные слова

В русском языке есть слова, обозначающие только один предмет, один признак, одно действ: Например, слово ледокол обозначает судно, созданное для плавания во льдах.

Мощный ледокол. Служить на ледоколе. Атомный ледокол.

Однозначными являются такие слова, как:

алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным.

                            Многозначные слова.

Наряду с однозначными словами в русском языке  много слов, имеющих два, три и более значений. Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Например, словом коса обозначается:

заплетенные волосы — девичья коса, заплести косу, носить косы;

сельскохозяйственное орудие для скашивания травы - острая коса, коса сверкает;

идущая от берега узкая полоска земли, отмель — песчаная коса, причалить к косе.

Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется  многозначным.

Земля — планета, суша, край, почва, участок.

При этом между данными предметами имеется сходство по форме.

                                 В море суши полоса

                                 Называется "коса".

                                 А у девушки коса

                                 Цвета спелого овса.

                                 На траве лежит роса,

                                 Косит травушку коса.

                                 У меня один вопрос:

                                 Сколько есть на свете кос?

Многозначность — явление живое. По стоянно возникают новые значения слов. Многозначность — это один из неисчер паемых источников выразительной речи. Она дает поэтам, прозаикам богатые возможности для усиления образности языка. Язык тесно связан с мышлением человека, с историей народа, поэтому со временем некоторые однозначные слова могут приобретать новые значения и ста новиться многозначными.

Многозначные слова всегда связаны между собой по смыслу. Сколько бы значений ни имело многозначное слово, как бы ни были разнообразны эти значения, слово все гда остается самим собой.

Например, глагол идти имеет 40 значений:

человек идет, пароход идет, письма идут, пере говоры идут, часы идут, идти к цели, идти в бой.

Но мы не говорим, что в сочетаниях "люди идут" и «часы идут» употреблены разные глаголы: глагол идти меняет значение, но остается все тем же словом, потому что разные его значения имеют что-то общее — все они обозначают движение.

              Прямое и переносное значение слова.

Слова имеют  собственное (основное, первоначальное) и переносное (вторичное) значение. Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чем-либо. Если какие-то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название. Основное, исходное значение слова называется прямым: льняная ткань, золотое кольцо. Другие значения того же слова называются переносными: льняные волосы, черное золото, золотое сердце.

                    Какие бывают пути переноса значения слова?

По форме

Кольцо на пальце – кольцо дыма

По цвету

Золотой браслет – золотой берег

По функции

Крыло птицы – крыло самолета

По расположению к чему-либо

Нос животного – нос лодки

По впечатлению

Злой человек – злой ветер

По оценке

Ясный день – ясная речь

Переносное значение является одним из значе ний многозначного слова. Но, может быть, надо упростить язык? Сделать так, чтобы каждое слово имело только одно значение? Но тогда язык утратит  свою образность, яркие краски. Многозначность слов, воз можность их переносного употребления говорит о гибкос ти и развитости языка, о его способности передавать глу бину мысли и тончайшие оттенки чувств. Язык живой, и в нем, как в живом организме, все взаимосвязано, допол няет друг друга, логично объясняется.

Например, слово легкий. Основное значение слова легкий —имеющий небольшой вес: легкий чемодан, легкая сумка. Мы говорим: легкая задача, легкое правило, подразумевая их простоту. Иногда говорим: легкая музыка, имея в виду приятную, спокойную музыку. Небольшое заболевание на зываем: легкая простуда, легкий озноб. О появившемся во время разговора говорим: легок на помине! Соглашаемся с лег ким сердцем на приятное предложение... А еще есть легкая  промышленность.

Жизнь слов, так же, как и наша жизнь, богата и раз нообразна. Поэтому слова и выражения в переносном зна чении используются поэтами и писателями для создания ярких, поэтических образов.

                            Поет зима — аукает,

                            Мохнатый лес баюкает

                            Стозвоном сосняка.

                            Кругом с тоской глубокою

                            Плывут в страну далекую

                            Седые облака.

                                              С. Есенин

Слова, использованные в переносном значении, обогащают наш язык, помогают сделать нашу речь образной, яркой и выразительной. Употреб ляя их, мы можем точнее описать события, силь нее выразить свои чувства, ярче и полнее пере сказать содержание прочитанной книги.

                Свои слова.

Ведущий называет слово. Ваша зада ча — за определённое время составить с этим словом как можно больше слово сочетаний. Подбирайте такие значения слов, которые не встретились бы у ва ших товарищей. Например, если ведущий назвал слово крутой, боль шинство играющих подумают об основ ном его значении — обрывистый, почти отвесный (крутой берег). Но такой ответ не будет спо собствовать выигрышу, так как окажется у многих участников игры. Следует подобрать более редкое значение: крутой кипяток, крутой нрав, крутое тесто и т. д. Выигрывает тот, у кого ока жется больше всего слов со «своими» значениями.

Жесткий, жидкий, редкий, частый, низкий, мелкий, мягкий, лёгкий, косой, живой, полный, ровный, светлый, тёмный, крепкий, сильный.

                    Кто больше?

С приведёнными  ниже словами запишите словосочетания  или  короткие  предложения  с  различными  значениями  зтих слов   (значения  не должны повторяться).

Образец. Со словом мягкий можно записать 10 словосочетаний: 1. Мягкий мох (основ ное значение — нежёсткий). 2. Мягкий воск (нетвёрдый). 3. Мягкий свет {неяркий, приятный для глаз). 4. Мягкий характер (уступчивый, легко поддающийся чужому влиянию). 5. Мягкое наказание (нестрогое, несуровое), б. Мягкий климат (тёплый). 7. Мягкий вагон (с мягкими спальными местами}. 8. Мягкая вода (легко растворяющая мыло). 9. Мягкий знак (название буквы). 10. Мягкие согласные звуки.

Новый, острый, тупой, прямой, пустой, свежий, свободный, слабый, тяжё лый, холодный, чистый; нести, оставить, принять, пройти, слушать, считать, тянуть, ходить; история, источник, карта, картина, корпус, лицо, масса, проб ка, род, свет.

                     Чья радуга ярче?

С приведёнными ниже словами составьте словосочетания или краткие предложения, в которых эти слова имели бы образно-переносное значение. Укажите переносное значение. Образец:   i)   прямое значение слова  артист — человек,   посвятивший себя  сцениче скому   искусству:   оперный   артист,   артист  эстрады;

2) переносное, разг. Тот, кто обладает высоким мастерством в какой-либо области, талант ливо делает что-то: Есть такие артисты рассказывать, ночь всю просидишь с ним — ни в одном глазу сна не будет. (Пауст.) И в старости он надевал в сенокос белую рубаху, брил щёки, точил косу и шёл... наниматься на косьбу: он был артистом в этом деле и любил, чтобы им любовались.  (Пан.)

Атмосфера, буря, весна, ветер, вкус. вспыхнуть, гвоздь, гнездо, голос, гореть, горький, град, диктовать, заря, звенеть, зерно, золотой, курс, лёд, линия, микроб, огонь, плечо, плоды, поток, река, росток, рука, свет, сковать, созревать, стена, сырой, таять, тепло, точка, узел, фундамент, хлебнуть.

Материал для викторины.

1. Не меняя основного смысла, измените данные словосочетания так, чтобы в   каждом   из   них  повторялось одно  и  то  же  слово   в   разных  значениях. Ухватить  за руку,  свернуть  влево,  захватить  в  плен,  заключить  в  скобки, посадить (ребёнка) на колени, преодолеть препятствие, овладеть собой, отка заться от сказанного, принять на себя обязательства.(взять.)

2. Смысл слова  можно определить в  контексте,  который  конкретизирует общее значение этого слова.  В  свою очередь, значение корня можно уста новить  в  «морфологическом  контексте» — в  сочетании  с   приставками,  суф фиксами   или   частями   сложного   слова,   в   которое   входит  данный   корень. Перед вами родственные слова с общим корнем вод(ить). Попытайтесь уста новить различные значения этого корня:  а)  поводырь, б)   провод, в)  полко водец, г) водитель, д) птицеводство.

(Вести за руку, проводить; командовать, управлять, разводить.)

3. Отгадайте: а) Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи? б)   Какой глагол в различных зна чениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные листы,  валенки?

(Кисть, катать.)

          Вопросы – шутки.

1. В каком магазине ничего не купишь? (В магазине винтовки, фотоаппарата.)

2. Что можно набрать, ничего не беря в руки? ( Номер телефона.)

3. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? (Можно: отрезать – резко ответить.)

4. Что можно собрать без помощи рук? (Собрать лоб в морщины, собрать силы, собрать тело для прыжка.)

5. Можно ли считать, не имея в виду числа?(Считать в значении «расценивать, воспринимать» (считаем это неправильным).

6. Я у человека, животного,  у плодов растений; могу быть гусиной и чёртовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить. (Кожа.)

 

                              Омонимы.

От многозначности слов следует отличать омонимию — звуковое совпадение слов, которые в своих значениях не имеют ничего общего.

Сравним словосочетания жать руки друзьям, жать в подъёме (о тесной обуви), жать сок из апельсина. При всем различии значений глагола жать все они внутренне связаны общим смыслом: «давить, стискивать, сжимать». А теперь возьмём словосочетание жать рожь серпом. Слово жать обозначает здесь «срезать стебли», то есть его смысл совершенно не связан со смыслом предыдущего слова жать. К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: жатьжму, жмёшь, жать — жну, жнёшь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.

Омонимы отличаются от многозначных слов тем, что многозначное слово остается самим собой, сколько бы значений оно ни имело и как бы ни были разнообразны эти значения. Омонимы используются для создания художественного образа, каламбуров, шуток.

На загадку – дай отгадку.

Какое явление языка вы здесь наблюдаете? Омонимию или многозначность? Докажите свое мнение, придумайте пары своих примеров. Отгадайте загадки.

  1. Я все то, что есть на свете,                                    3. Вот слово. Для решенья

Все народы на планете.                                              В нем отыщите два значенья:

Мой омоним – враг войны,                                        Несется первое к реке,

Друг труда и тишины.                                                Другое щелкнуло в замке.

                                                                                      Одно лепечет на поляне,

  1. Я – жилище для зверька,                                            Шумит в лесу и на лугу,

Для сверчка и паучка.                                                 Другое улеглось в кармане

Есть еще и тезка мой:                                                 И там все время ни гугу.

Редкостный зверек пушной.

                 Не ошибитесь!

1. Перед вами рисунки. Определите, какие из них иллюстрируют многозначность слова, а какие – омонимию.

           2. Найдите омонимы и скажите, что они называют в каждом случае.

  1. Он купил ириску.                                      2.   Молоко покрыла пеночка,

Решил ее не есть.                                          Варится в котле овсянка.

Но как не есть ириску,                                 За окном щебечет пеночка,

Когда ириска есть?                                       Подпевает ей овсянка.

           3. Составьте предложения с данными словосоче таниями. Подчеркните прямой линией много значные слова и волнистой                       линией омонимы.

Весенний гром — гром аплодисментов,

серебряный колокольчик — серебряный голос,

острая пила — Маша пила,

железные прутья — железные мускулы,

ключ родниковый — ключ от двери,

жар спал — малыш спал,

часы идут — дни идут,

строевой лес — строевой командир,

косяк рыбы — косяк двери.

Ответьте на вопросы.

    1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

        (Строчку, прошитую на машинке)  

    2.Какой бор никогда не имеет листвы?

        (Бор — химический элемент)

    3.Всякий ли пар способен подниматься?   .

       (Не может подняться пар — пашня, оставленная без посева)

   4.Всякий ли барабан — музыкальный инструмент?

      (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра)

   5.Какое коромысло летать может?

       (Коромысло — род крупных стрекоз)

   6.Каким ключом нельзя открыть замок?

      (Ключом — источником, музыкальным знаком)

   7.У каких башмаков не бывает каблуков?

      (У башмаков т— приспособлений для затормаживания вагонов)

   8.Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?

      (Броненосец)

                           Синонимы.

В языке существуют слова, сходные по смыслу, но разные по звучанию. Такие слова называются синонимами.

Слова - синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь

Оттенками подчас.

Родимый край — Отечество

— Отчизна.

Как много в них

Священного для нас!

                   Сотрудник института Синонимов

                                 (Рассказ-шутка)

В кабинет начальника (назовем его по старинке ) ЖЭКа  вошел мужчина средних лет.

Моя фамилия Михайлов, — отрекомендовался посетитель.

А моя — Сидорчук, — сказал начальник ЖЭКа.

Я работаю старшим научным сотрудником в институте Си нонимов. Синонимы -— это слова, близкие по смыслу, значению...

- Ну и что?

- Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела.. Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать...

Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...

— Хотеть делать, желать, стремиться — это еще не значит сде лать, совершить, произвести, сотворить...

- Но что я должен сотворить? Что? — взорвался Сидорчук

- Не надо на меня орать, кричать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю на улице Моторной, 10.

- Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только.... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна
Кукушкина.

- Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице...

- Но есть же субординация, — начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

- Вот возьмите, -— сказал он, вновь войдя в кабинет. — Только, пожалуйста, уходите, выйдете, ретируйтесь, скройтесь, исчезните.

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявле ние на двери: "В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются". Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

—        Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя у себя в кабинете, тоже улы бался: "А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать..."

                                                                                                                                                                                              (по Л.Лайнеру.)

                   Найдите слова - синонимы

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркальце наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна...

(А.С.Пушкин.)

                   Продолжите высказывания словами - синонимами.

Перечень букв в определенном порядке — это... (алфавит, азбука )

Предмет, при помощи которого измеряют температуру — это…(термометр, градусник )

Человек на лошади — это... (всадник, наездник)

                      Третий лишний.

         Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея ввиду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?):

                        Огонь, осень, пламя.

                        Алфавит, чистописание, азбука.

                        Шалун, конница, кавалерия.

                        Бросать, кидать, прыгать.

                        Ураган, дождь, пурга.

Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

л

е

с

 

 

 

г

о

р

е

 

 

 

 

м

о

р

о

з

 

 

 

 

 

х

о

т

е

т

ь

 

 

 

 

 

 

т

е

м

н

о

т

а

 

 

 

 

 

 

 

к

р

е

п

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

с

о

о

б

щ

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

е

в

и

д

а

н

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

а

в

н

о

д

у

ш

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Бор, беда, стужа, желать, потемки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный)

Укажите, как можно избежать повторения слов в предложении.

        Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомашины.

Решите задачи – шутки при помощи синонимов.

        Как написать «мышеловка» пятью буквами?

            Как записать четырьмя буквами выражение «сухая трава»?

                       Антонимы.

Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами.

                        Минус – плюс,

                        Огонь – вода,

                        Дерзкий – осторожный.

                        Все антонимы всегда

                        Противоположны.

Объясните значение антонимов в пословицах

  1. Правой рукой строит, а левой разрушает.
  2. Велик день для лодыря, а для ударника мал.
  3. Ученье — свет, неученье — тьма.
  4. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  5. Корень ученья горек, да плод его сладок.
  6. Сытый голодного не разумеет.
  7. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.

Укажите, какие антонимы употребляются для большей выразительности, какие для сопоставления и противопоставления.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь.

                           (Н.А.Некрасов.)

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо — песнь,

Налево —сказку говорит...

                                                             (А.С.Пушкин.)

Укажите в загадке антонимы

Бывает он в холод,

Бывает и в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет.

То вдруг загудит.

Притихнет., умчится.

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять...

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг.(Дятел)

Как столкнутся стук да стук!

Тишину спугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет —

Тонкий что-нибудь прибьет.

             {Молоток и гвоздь)

Слова с противоположным значением: толстый — тонкий

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылке лимонада.

А зовут меня ...

                {Прохлада)

Слова с противоположным значением: зной — прохлада.

Найдите в загадках синонимы и антонимы

Простое слово промежуток:                        На время что-то прекратив,

В театре несколько минуток,                       Мы объявляем…;

Пока начнется новый акт,                            В борьбе, в труде устали слишком -

Мы называем все…;                                      Дают уставшим

(Антракт, перерыв, передышка, перемена.)

                  Фразеологизмы

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеоло гизмов. Вот некоторые из них:

Выбится из рук — не клеится, не работается;
голыми руками взять —легко одолеть;
дать по рукам   — наказать, отучить;
дать руку на отсечение         — поручиться;
из рук в руки    — непосредственно:
как без рук       — беспомощно;
легкая рука       — удачное начало;
мастер на все руки      — умелец;
не покладая рук        — неустанно;

подать руку      -  помочь.

 Дружнее этих двух ребят                                               Мы исходили городок                                          Товарищ твой просит украдкой

                      На свете не найдешь.                                                  Буквально вдоль ..                                              Ответы списать из тетрадки.

                      О них обычно говорят:                                                 И так устали мы в дороге,                                    Не надо! Ведь этим ты другу

                      Водой…           (не разольешь)                                         Что еле…        (волочат ноги)                                Окажешь … .(медвежья услуга).

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, … .

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши… (вянут).

                     Шуточные вопросы        

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

Есть ли ноги у газеты, книги?

В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?

Существует фразеологизм повесить нос, т.е. приуныть. А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? Музыканты, подскажите!

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели?

           

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое деле

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, ее чего-то не понимают: не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Что это?

Полминутки для шутки.    Художник проиллюстрировал несколько фразеологических оборотов. Вот что вышло.                                   

Игра «Кто быстрее»

Подбери по десять (можно и больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

Нос

Задирать (задрать) нос; вешать (повесить) нос; водить за нос; зарубить на носу; встретиться носом к носу; клевать носом; не видеть дальше своего носа; бояться нос показать; не показывать носа; остаться с носом; держать нос по ветру.

              Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь); хлопать глазами; говорить в глаза (кому-нибудь); пускать пыль в глаза (кому-нибудь); глазом не моргнуть; с глазу на глаз; хоть глаза выколи; смотреть чужими глазами; открыть (кому-нибудь) глаза; как бельмо на глазу.

              Нога

Унести ноги; встать на ноги; встать с левой ноги, потерять почву под ногами; падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами; ног под собой не чуять; одна нога здесь, другая там.

             Голова

Человек с головой; морочить голову (кому- нибудь),  вскружить голову; потерять голову; не сносить головы; отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь),  как снег на голову; голова идет кругом; свалить с больной головы на здоровую,  постоять головой

(за что-нибудь).

                Язык

Язык проглотил; прикусить язык: найти общий язык; сорваться с языка; язык не поворачивается; развязать язык, не сходить с языка;

острый на язык; язык до Киева доведет; тянуть за язык (кого-нибудь); держать язык за зубами.

                Зуб

Говорить сквозь зубы; иметь зуб; зуб на зуб не попадает; в зубах навязло; положить зубы на полку: ни в зуб ногой; скалить зубы; попасть на зуб (кому-нибудь), зубы заговаривать.

             Игра "Кто быстрее?"

Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

  1. Дать (Дать голову на отсечение; дать слово; дать задний ход, по шапке; датъ жару.)
  2. Идти (Идти в гору; идти в ногу (с кем-нибудь) ;идти вразрез, идти своей дорогой.)
  3. Встать (Встать с левой ноги; встать поперек горла; встать в тупик; встать поперек дороги.)
  4. Взять (Взять себя в руки; взять верх (над кем-нибудь); взять быка за рога; взять за горло; взять в оборот (кого-нибудь).)
  5. Выйти (Выйти сухим из воды; выйти из терпения; выйти на орбиту: выйти в люди; выйти из себя.)
  6. Держать (Держать в ежовых рукавицах; держать камень за пазухой; держать себя в руках; держать порох сухим; держать ухо востро.)

  1. Итог.


Предварительный просмотр:

Занятия по теме «Словосочетание. Предложение» (3 часа)

  1. Теоретическая часть.

Почему синтаксис называется синтаксисом!

По-древнегречески слово синтаксис означает «составление, построение, связь, упорядочение».  Значение это очень ёмкое, его трудно выразить одним словом. Самое точное, пожалуй, послед нее: «упорядочение». Синтаксис вносит строгий порядок в нашу речь, связывая по определён ным законам слова друг с другом, составляя словосочетания и предложения. Это необходим: для того, чтобы речь, будучи средством обще ния, точно передавала наши мысли.

Как же синтаксис связывает слова?

Прежде всего — по тем грамматическим характеристикам, которые в языке имеет каждое слово. Вы можете спросить, что это за характеристики? Ну, например, существительные, как вы знаете, характеризуются родом, числом, падежом, глаголы изменяются по лицам, числам, имеют совершенный и несовершенный вид, употребляй в разных временах и наклонениях и так далее. Это и есть грамматические характеристики. Объединяясь в предложении, слова разных частей речи должны быть согласованы, связаны по своим характеристикам. Если, например, сказуемое выражено глагольной формой 3-го лица настоящего времени множественного числа, то соответствующее ему подлежащее, если оно выражено существительным, тоже должно иметь форму множественного (а не единственного) числа: Мальчики играют ( а не* Мальчик играют). Если глагол-сказуемое подчиняет себе какое-либо зависимое слово или сочетание слов, то это слово (сочетание) также должно стоять в определённой падежной форме: Мальчики играют в снежки  (а не, скажем,* в снежках).

Подлежащее-существительное может иметь при себе определение, выраженное, например,  прилагательным: маленькие мальчики.  Здесь тоже необходима  строго, определенная связь  между  подлежащим   и   его  определением:   они  согласуются   в  роде, числе  и   падеже,  если  число  единственное,   и  в  числе  и  падеже,  если  употреблены  формы множественного числа. Нельзя сказать: маленький мальчики, маленьких мальчики.

Все  подобные  правила   связи   слов  в   предложении   и  составляют  синтаксис.   Без соблюдения   синтаксических   правил   наша   речь   была   бы  бессвязной   и   потому   непонятной.

Но представьте себе такую фантастическую фразу: Сиреневые мальчики выпадают в осадок.  Здесь не нарушены  синтаксические  правила,  а смысл этого предложения, согласитесь, непонятен.

Непонятен! Но совсем не из-за синтаксиса. Дело в том, что тут нарушены правила согласования слов но смыслу. Грамматически фраза абсолютно правильна: подлежащее в ней согласовано со своим определением, сказуемое, также согласованное с подлежащим, выражено глагольным сочетанием, внутри которого правильно соблюдены связи (выпадают в осадок). Но смысл сказанного странен: маль чики не бывают сиреневыми, они не могут выпадать в осадок. Если, описывая какую-нибудь химическую реакцию, мы бы сказали: Сиреневые кристаллы выпадают в осадок, то в этом случае был бы и правильный синтаксис, и правильный смысл. Но заметьте, синтаксис-то был бы тот же самый, что и в нашем странном предло жении.

Значит, смысл для синтаксических правил неважен?

Строго говоря, да. Но язык устроен таким образом, что в нём всё взаимосвязано. Мало согласовать слова в предложении по их грамматическим характеристикам — между словами должно быть и так называемое семантическое согласова ние, т. е. с о г л а с о в а н и е по смыслу. Только в этом случае речь может служить основной своей цели—общению людей друг с другом. Стало быть, синтаксические и семантические правила тесно связаны. Поэтому можно сказать: синтаксис должен быть осмысленным, а смысл должен выражаться синтаксически правильно.

Вот мы всё говорим: синтаксические правила, правила синтаксиса. Как и кто опре деляет эти правила? Кто их придумывает? Учёные?

Нет, конечно. Эти правила, или даже законы, существуют в языке объективно, независимо от нашего желания. Они сложились исторически, и в каждом языке — своеобразны. Отдельный человек, даже если он и учёный-лингвист, не может навя зать языку какие-то свои,  им  придуманные  синтаксические связи  и отношения.  Используя язык в повседневном общении, мы редко задумываемся над тем, что наша речь подчинена каким-то правилам, в том числе и синтаксическим,— владение языком в значительной степени самопроизвольно, автоматично. Лингвисты же, изучая язык, как  бы  извлекают из  него эти  правила,  делают их явными. Это необходимо и для научного описания данного языка, и для обучения ему тех, кто им не владеет.

Разумеется, правила синтаксиса —это не весь язык и даже не вся его грамматика: есть ещё морфологические свойства слова, которые во многом определяют синтаксическое поведение слова в предложении. Но об этом позже. А сейчас... Сейчас -пора в путь — в загадочную и удивительную страну Синтаксиса.

  1. Практическая часть.

ИНТОНАЦИЯ, ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ, ПАУЗА, ПОРЯДОК СЛОВ.

Весть о том, что в актовом зале члены кружка «Электроник» будут демонстрировать «мыслящий» компьютер с синтезатором речи, разнеслась по всей школе. Под сдержанные аплодисменты староста кружка сдернул, будто со статуи, покрывало. Взорам ребят открылось сооружение из металла и пластмассы, напо минающее фигуру инопланетянина. Какой-то ученик, усевшийся в первом ряду,  от удивления выронил коробочку с плакатными перьями, которую держал в руке

- Теперьяподнимитетоже,— монотонно отчеканил вдруг робот, сверкнув гла зами-лампочками. Все замерли в удивлении. Староста кружка покраснел и, наклонившись к руководителю, прошептал:

- Мы не учли паузы и интонацию!

И действительно, фразу, произнесённую роботом, каждый из присутствующих понять по-своему:

1.  Те   перья   поднимите   тоже.  

2.  Те  перья   подними,   те   тоже.  

3.  Те   перья ними, те тоже.

4. Теперь я под ними, те тоже.

5. Теперь я, поднимите тоже.

6. Теперь я, подними те тоже.

7. Теперь я, под ними те тоже.

Откуда же этот разнобой и неразбериха? Дело в том, что компьютер отреагировал на событие, но «забыл» о законах синтаксиса — системе построения предложений не организовал с помощью пауз и интонации слова во фразу, выражающую определённую мысль.

Систему правил построения предложений, связи между словами усваивает в процессе общения даже тот, кто не знаком с синтаксисом.

Задания.

В чём ошибка? 

Во время обсуждения новой книги ребята  в  разгаре спора увлеклись рассуждениями и спором на  общие темы  и  оставили в  стороне обсуждение  содержания  книги.  Один  из  выступивших сказал:   «Спор   вообще  дело   бесполезное».   Однако   он   сделал   паузу  не там,   где  требовалось,   и  все  возмутились.   В  чём  была   ошибка   выступившего?

Что они имели в виду? 

Соревновались в беге спортивные команды двух школ. Лучший бегун школы имени Пушкина заболел.   Над командой этой школы   нависла   угроза   поражения.   Пушкинцы   волновались.   Вдруг   сквозь толпу стал протискиваться щуплый парнишка со впалой грудью.

- Куда тебе?—спросил его один пушкинец.

- Куда тебе!— сказал другой.

Какой смысл был вложен в эти одинаковые слова и с какой интонацией они были произнесены?

                                                                       Материал для викторины.

1. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно, как известно, превратить в повествовательное предложение,  заменив  вопросительный  знак  точкой.   А  какие  вопросительные   предложения нельзя превратить в повествовательные таким путём?

2.Какое  смысловое   значение  имеет  пауза   в   предложении   Моя  сестра  работает / и  учится  в  музыкальном  училище?  Почему   пауза   не нужна в предложении Моя сестра работает и учится успешно?

3. Как изменится место паузы в предложении Приезд артистов российских театров во  Францию был встречен восторженно,  если  вместо во  Францию написать во Франции?

4. Какие варианты порядка слов возможны в предложениях  Было десять часов. До леса было 4 километра и  как в связи с этим  меняется смысл предложений?

5. Как  изменяет  смысл   предложения   пауза   после  выделенного  слова в следующей  фразе:  Кое-как вырезанную из  дерева  фигурку он  приладил к мельнице? Можно ли избежать двусмысленности, изменив порядок слов?

6. Как в зависимости от интонации может меняться смысл предложения Зря они туда не ходят?

7. Как с помощью паузы и интонации придать противоположное значение второй реплике в диалоге:

- Устал?

- Еще бы столько прошёл!

8. Как при помощи логического ударения можно изменить значение и синтаксические связи слов в предложении Люди крепче стали?

    Двусоставное предложение. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ.

КТО больше?

Составьте или подберите из художественной литературы предложения, где подлежащее выражено:

1. Прилагательным: Сытый голодного не разумеет. (Посл.)

2.Притяжательным местоимением: Наши выиграли!

3.Отрицательным местоимением: Никто не спал в эту ночь.

4.Неопределённым местоимением: Со мной происходит нечто странное.  (Ч.)

5.Глаголом в неопределённой форме: Жить —Родине служить.  (Посл.)

6.Причастием: Неправдой нажитое впрок не пойдёт.  (Посл.)

7.Числительным: Двенадцать — чётное число.

8.Наречием: Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.

9.Междометием: Далече грянуло ура.  (П.)

10.Словосочетанием: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.  (П.)

НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Обращаясь по очереди к каждому ученику, учитель  читает указанные ниже предложения. Задача — сказать, распространённые они или нерас пространённые, и объяснить это.

1.        1.  Катятся ядра, свищут пули.  2. Движенья быстры. Он прекра сен. 3. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

4. Лес зашумел, застонал, затрещал. 5. Скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга. 6. Тишина. Перья скрипят, сверчок кричит. Тепло, уютно.7. Река вышла из берегов.  8. Путь свободен. Семафор открыт. Рельсы блестящи и неподвижны. Вокруг полная тишина. 9. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.  10. Гуляет ветер, порхает снег.11. Моросил дождь. 12. Вечер обещал быть светлым и долгим.

II.        1. Буду геологом. 2. Переписываюсь с геологом. 3. Все в сборе. 4. Все в поле. 5. Становилось тепло. 6. На дворе тепло. 7. Было поздно. 8. Это было позже. 9. Начнём заниматься.  10. Начнём с утра.  11. Отец сердит.  12. Он дома. 13. Собирались играть. 14. Собирались на матч. 15. Дал слово. 16. Дал книгу.   17.  Пришли   на  собрание.   18.   Пришли  на  выручку.   19.   Принимали  лекарство. 20. Принимали участие. 21. Надул губы. 22. Надул шар. 23. Остались в классе. 24. Остались довольны. 25. Вёл машину. 26. Вёл переписи 27. Установил антенну. 28. Установил рекорд.

  1. Нераспространенные предложения сделайте распространенными, включив в него как можно больше второстепенных членов. Оцените предложения друг друга.

        Пришла зима. Вставало солнце. Замяукал котенок.

  1. Итог. Тест

                                                                                                  ТЕСТ

                                                                         по теме «Предложение»

        1.        а) Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль.

            б) Предложение - это группа слов.

        2.        а) Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопро сы КОГО? ЧТО? Подчёркивается в           предложе нии одной чертой.

           б) Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Подчёркивается в предложении одной чертой.

  в) Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопро сы КТО? ЧТО? Подчёркивается в предложе - нии одной чертой.

       3.        а) Второстепенные члены предложения пояс няют главные члены.

           б) Второстепенные члены предложения пояс няют   главные   или   другие   второстепенные члены.

            в) Второстепенные члены предложения пояс няют другие второстепенные члены.

       4.        а) Несколько подлежащих  при одном ска зуемом, несколько сказуемых при одном под лежащем, несколько второстепенных членов, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос, называются
однородными.

  б) Несколько подлежащих при одном сказуе мом, несколько сказуемых при одном подле жащем, несколько второстепенных членов, от вечающих на один и тот же вопрос, называют ся однородными.

       5.        а) Предложения бывают по цели высказыва ния - повествовательные, вопросительные, по будительные, а по интонации – восклица-тель ные и невосклицательные.

            б) Предложения бывают по интонации - по вествовательные, вопросительные, побуди тельные, а по цели высказывания - восклица тельные и невосклицательные.

       6.        а) Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕ ЛАЕТ?    ЧТО   СДЕЛАЕТ?   Подчёркивается   в предложении двумя чертами.

б)Сказуемое обозначает глагол и отвечает на вопросы    ЧТО    ДЕЛАЕТ?    ЧТО    СДЕЛАЕТ?
Подчёркивается в предложении двумя черта ми.

            в)Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕ ЛАЕТ?   ЧТО   СДЕЛАЕТ?   Подчёркивается   в предложении двумя чертами.

       7.        а) Определение - второстепенный член пред ложения, который отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?  Обстоятельство -   второ степенный член предложения, который отве чает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОГДА? Дополнение   -   второстепенный   член   предложе ния, который отвечает на вопросы косвенных падежей и на вопрос  СКОЛЬКО?

           б) Определение - второстепенный член пред ложения, который отвечает на вопросы КА КОЙ? ЧЕЙ? Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на во просы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? ГДЕ? КУ ДА? ОТКУДА? КОГДА? СКОЛЬКО? Дополне ние - второстепенный член предложения, ко торый отвечает на вопросы косвенных паде жей.

       8.        а) Между однородными членами предложе ния всегда ставятся запятые.

            б) Между однородными членами предложе ния не всегда ставятся запятые.

       9. а) Основу предложения составляют подлежащее и второстепенные члены.

           б) Основу  предложения  составляют   подле жащее и сказуемое.

           в) Основу предложения составляют сказуемое и второстепенные члены.

      10.        а) Имя существительное в предложении мо жет быть только подлежащим или дополнени ем.

           б) Имя существительное в предложении мо жет быть не только подлежащим или допол нением.

      11.        а) Обстоятельства бывают:

                 1) Обстоятельства образа действия: ГДЕ?

                 2) Обстоятельства места: КОГДА?

                 3) Обстоятельства   времени:    КАК?    КАКИМОБРАЗОМ?

           6) Обстоятельства бывают:

                 1) Обстоятельства   образа   действия:   КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

                 2) Обстоятельства места: ГДЕ? КУДА?

                 3)Обстоятельства времени: С КАКИХ ПОР? КОГДА?

      12. а) Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами А, НО; если однородные члены соединены повторяющимися  союзами И, ИЛИ.

б) Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзами А, НО; если одно родные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

факультатива по русскому языку

      Классы                                                      4

      Учитель                                                   

      Количество часов на 1 полугодие       

      В неделю                                                   2 часа

      Количество часов на 2 полугодие         

      В неделю                                                    2 часа

      Количество часов на год                        68 часов

                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На факультативные занятия по русскому языку программой предусматривается 68 часов, по учебному плану отводится по 2 часа в неделю.

Основной целью занятий факультатива является развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности. Факультативные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроке, содействуют развитию речи детей, совершенствуют навык лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития школьников, воспитывают интерес к предмету.

На факультативных занятиях развиваются: зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мышление и память. Занимаясь на занятиях, учащиеся закрепят знания о звуко-буквенном и слоговом анализе слова, научатся разгадывать ребусы и головоломки, решать кроссворды и выполнять множество других заданий, направленных на усвоение основ грамматического и фонематического строения русского языка.

Каждый второй час отводится на индивидуальные занятия с учениками, показавшими способности к изучению языка. Основной задачей занятий с ними является углубленное изучение тем  русского языка, решение нестандартных заданий, подготовка их к участию в олимпиадах.

Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а так же с ориентиром на уровневую дифференциацию.

1ч.    -   18 ч.

II        ч.   -   14 ч.    

  1. ч. -   20 ч.    
  2. ч. -   16 ч.    

После изучения курса учащиеся должны усвоить сведения о:

- главных членах предложения, выраженных существительным, местоимением, числительным;

- второстепенных членах предложения (определении, дополнении, обстоятельстве);

- словосочетании;

- именах существительных, прилагательных, глаголах и их основных грамматических признаках;

- корне, приставке, суффиксе, окончании;

- чередовании согласных и беглых гласных;

- о разделительных Ъ и Ь знаках;

- сложных словах.

   После изучения курса учащиеся должны научиться:

- разбирать предложения по членам;

- обозначать на письме интонацию перечисления;

- разбирать слова по составу;

- проверять написание безударных гласных, парных  и непроизносимых согласных в корне слова;

- проверять написание суффиксов –ИК, -ЕК;

- писать наиболее употребительные слова с двойными согласными;

- писать раздельно предлоги со словами;

- писать приставки ПО-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРО-, ДО-, НА-, ЗА-, НАД-, С-;

- определять род, число, падеж имен сущ-х и имен прил-х;

- определять число, время, лицо глаголов;

- писать слова с непроверяемыми написаниями.

 

Тема.

К.ч.

всего

К.ч.

Содержание учебного материала.

Осваиваемые общеучебные и специальные умения.

Сроки изучения.

1.

Звуки и буквы.

Индивидуальные занятия.

Как рождаются звуки?

Фонетика. Фонема. Логогрифы, метаграммы.

Кто важнее: гласные или согласные?

Опасные согласные.

На сцене – гласные.

Фонетические загадки.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

-умения различать гласные и согласные звуки;

-давать характеристику звуков по твердости-мягкости, по звонкости-глухости;

- различать парные и непарные;

- ударные и безударные;

-выполнять нестандартные задания по теме.

2.

Слово.

Индивидуальные занятия

Какая наука изучает происхождение слов?

Антонимы. Омонимы. Синонимы. Фразеологизмы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Отличия старославянских слов от исконно русских.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- привлечение внимания детей к лексической стороне и лексическим оттенкам слова;

- обогащение словарного состава;

- организация целенаправленной «встречи» детей со словами-синонимами и антонимами, явлением многозначности, омонимами, фразеологизмами, прямым и переносным значением слова;

- знакомство со старославянскими словами.

3.

Словосочетание. Предложение.

Индивидуальные занятия.

Синтаксис – что это такое?

Главное и зависимое слово в словосочетании.

Строение предложения.

Виды предложений по цели высказывания, по интонации.

Знаки препинания. Многоточие.

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения.

Сложные предложения.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- овладение синтаксическим разбором предложения;

- виды предложений по цели высказывания, по интонации;

- строение предложений;

- члены предложения

(главные и второстепенные);

- логическое ударение в предложении;

- связь слов в предложении и словосочетании;

- предложения с однородными членами;

- сложные предложения;

- знаки препинаний в конце предложения.

4.

Состав слова.

Индивидуальные занятия

Морфология.

Семья слов.

Про корни -ВОЗ- и  -ХОД-.

Чередование согласных в корне слова.

Приставки. Игры с приставками.

Приставки – труженицы.

Для разных приставок – разные законы.

Коварная приставка С-.

Приставки ПРЕ- И ПРИ-.

Приставка и предлог.

Суффиксы. Про уменьшительно-насмешливые ИК, ИШК, ИЩ.

Строительная работа морфем.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- овладение морфологическим разбором;

- знание значимых частей слова;

- разбор слова по составу;

- различие однокоренных слов и форм слова;

- ознакомление с разными видами приставок; суффиксов.

5.

Безударные гласные.

Индивидуальные занятия

Что такое орфографическая зоркость?

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

-умение писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные.

6.

Парные согласные.

Индивидуальные занятия

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне.

7.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

Индивидуальные занятия

Два братца.

Функции Ь знака.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умение правильно употреблять  в словах разделительных Ъ и Ь знаков при письме.

8.

Словарные слова.

Индивидуальные занятия

Ребусы, загадки, ассоциативный словарь, кроссворды, пословицы, фразеологические обороты.

 Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умения  написания слов с непроверяемыми орфограммами.

9.

Непроизносимые согласные.

Индивидуальные занятия

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умения написания слов с непроизносимыми согласными, подбор проверочных слов.

10.

Имя существительное.

Индивидуальные занятия

Ознакомление с группами сущ-х по значению.

О происхождении имен собственных.

Как появились фамилии.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Зачем существительному род?

Имена существительные общего рода.

Существительное считает.

Что рассказали падежи о себе?

Разносклоняемые существительные.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умение в различии грамматических признаков существительного;

- умение различать сущ-е одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные;

- ознакомление с разносклоняемыми сущ-ми;

- производить разбор сущ-го как часть речи.

11.

Имя прилагательное.

Индивидуальные занятия

Прилагательные полные и краткие.

Степени сравнения прилагательных.

Превращения прилагательных.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умение в различии грамматических признаков прилагательного;

- ознакомление со степенями сравнения; о превращениях прилагательного.

12.

Глагол.

Индивидуальные занятия

Трудолюбивый глагол.

Общее грамматическое значение глагола.

Инфинитив.

Времена глагола.

Из истории слов.

«-СЯ в глаголах»

Грамматическая викторина.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умение в различии грамматических признаков глагола;

- различать времена глагола.

13.

Местоимение.

Индивидуальные занятия

Личные местоимения.

Возвратное местоимение.

Притяжательные местоимения.

Упражнения на интеллектуальное развитие (Бакулина Г.А.)

- умение в различии грамматических признаков местоимения;

- различать возвратные и притяжательные местоимения.

14.

Письменность.

Индивидуальные занятия

Древние письмена.

Как возникла наша письменность?

- знать о возникновении письменности;

- ознакомление с древними письменами.

15.

Работа со словарями.

Индивидуальные занятия

Где хранятся слова?

Какие бывают словари?

Как найти слово в словаре?

- знать виды словарей;

- уметь пользоваться словарями;

- вырабатывать потребность обращения к словарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе "Превращение слов" 2 класс

Рабочая программа факультатива "Превращение слов" соответствует требованиям ФГОС. Она предназначена для учащихся 2 класса, но может быть использована и для3-4 классов. Программа расчитана на 1 год. В ...

Программа факультатива по русскому языку "Путешествия в Страну Слов""

Факультативный курс по русскому языку "Путешествия в Страну Слов"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»

Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...

Рабочая программа факультатива по английскому языку для 1 класса "Английский для начинающих".

Курс “Английский для начинающих” предназначен для обучающихся 1 классов общеобразовательных учреждений;  предусматривает знакомство с английским языком как иностранным языком, разучивание п...

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе

Рабочая программа факультатива по русскому языку  разработана на основе программы  по русскому языку УМК «Школа России», авторской программы Волиной В.В....

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе «Превращение слов»

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2  классе «Превращение слов»...

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 4 класса

Рабочая программа факультатива "Секреты русского языка"...