Главное сокровище Анишит Йокоповны. Толковый словарь
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Коржукова Алла Александровна

Урок №1 по  русскому языку  2 класс к УМК "Перспективная начальная школа" к учебнику Н.А. Чураковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Главное сокровище  библиотеки Анишит Йокоповны. Толковый словарь.

Цели: учить работать со словарями; показать необходимость хорошо ориентироваться в алфавитном столбике; научиться читать словарную статью и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари; учить работать в группах; создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.

Ход урока.

I.Вступительная беседа.

1).Знакомство с учебником.

-Перед вами, ребята, книга(учебник)Рассмотрите её. Кто автор ?

-Открой страницу СОДЕРЖАНИЕ учебника “Русский язык. Часть1.с.5-6. Чтение статьи и беседа по прочитанному.

- Открой страницу СОДЕРЖАНИЕ учебника “Русский язык. Часть 2”». Потом открывают с. 4 второй части.

-Словарь —это ДРУГАЯ книга

Информация для учителя

 По определению Большого энциклопедического словаря «СЛОВАРЬ – это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определённом порядке, объясняет их значения, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык, либо сообщает сведения о предметах, обозначаемых этими словами».

 Непосредственными предшественниками словарей являются глоссы, т.е. объяснения значений отдельных слов на полях и в тексте древних рукописных книг. Сборники глосс – глоссарии – были первыми словарями.

 Самый старый из дошедших до нашего времени русских глоссариев – словарик, приложенный к Кормчей книге 1282 года. В нём всего 174 слова.

Среди древне-русских словарей выделялись словари собственных имён, словари славяно-русские, толкующие непонятные слова книжной речи (преимущественно церковно-славянских книг), словари-разговорники – первые переводные словари, например, «Речь тонкословия греческого».

 В 16 – 17 веках увеличивается объём лексики и возникает необходимость удобного для пользования распределения слов. Слова всё чаще располагают в строго алфавитном порядке, откуда возникают новые названия словарей – азбуковники.

В это время на Руси наибольшее распространение получили учебные азбуковники. Они содержали сведения по русской и греческой грамматике, арифметике, статьи по всеобщей и русской истории. В занимательной форме азбуковники сообщали сведения по естествознанию.

 Так начиналась история словарей. И если в первом словаре было всего 174 слова, то в современных словарях их число доходит до ста семидесяти тысяч.

Издано и издаётся великое множество разных словарей: больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных.

 «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё»

Словари делятся на две большие группы: энциклопедические и лингвистические.

Энциклопедические словари описывают мир, объясняют различные понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах и т.д., т.е. говорят о предмете.

Энциклопедические словари разделяют на универсальные, отраслевые и региональные. Примерами таких словарей могут быть «Большой энциклопедический словарь», «Античный мир», «Африка».

 А лингвистические словари посвящены собственно языку. Начав изучать иностранный язык, каждый ученик знакомится с двуязычным словарём, который позволяет делать перевод с одного языка на другой, например, с русского языка на английский и наоборот.

Каждый из нас хоть раз  сталкивался с одноязычным словарём. В них расположены сведения о правильном написании слова (орфографический словарь), его значении (толковый словарь), произношении (орфоэпический словарь). Происхождение слова, его путь в языке описывается в этимологическом словаре. Словарь может охватывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов: таковы словари синонимов, антонимов.

Толковые словари – это лингвистические словари, в которых объясняются (толкуются) значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого языка.

 Словарные статьи помимо толкования значения слова содержат сведения о его написании, особенностях произношения, о месте ударения, о грамматических и словообразовательных свойствах и т.д.

Толковые словари отражают словарный состав языка на определённом этапе его развития и являются важными источниками для изучения русского языка в его истории и современном состоянии.

 Самый выдающийся из толковых словарей — «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Ивановича Даля.  

Даль начал собирать слова для своего словаря еще восемнадцатилетним юношей и трудился над ним до последних дней жизни. Даже за неделю до смерти, прикованный болезнью к постели, Владимир Иванович Даль поручает дочери внести в рукописи словаря четыре новых слова, услышанных им от прислуги.

53 года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. В основу словаря он положил живой великорусский язык — язык народный со всеми областными наречиями и говорами.

 Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, писал для школьников учебники. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова. Владимир Иванович Даль говорил о словаре: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка»

Словарь Даля включает более двухсот тысяч слов. Из них 80 000 слов он собрал самостоятельно. Примерно 120 000 слов и выражений он извлек из предшествующих словарей. Приводятся и объясняются тысячи словосочетаний и устойчивых оборотов речи. Около тридцати тысяч пословиц и поговорок можно встретить в словаре Даля.

Толкуя то или иное слово, Даль подбирает множество синонимов, показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка, сопровождает их пословицами и поговорками.

 Многие словарные статьи у Даля – это маленькие рассказы о быте народа и о его труде, о ремёслах и промыслах, об орудиях труда и предметах обихода, о народных обычаях и нравах – о народной жизни, которую хорошо и подробно знал Владимир Иванович Даль.

 Академик Грот писал: «Словарь Даля – книга не только полезная и нужная, это – книга занимательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного, и сколько нового, любопытного, назидательного?»

Словарь Даля периодически переиздаётся. Первое издание вышло ещё при жизни Даля в 1863 – 1866 г.г., второе издание было посмертным (1880-1882 г.г.). Последующие издания перерабатывались, дополнялись, но народный дух, живой русский язык оставался неизменным.

И по-прежнему  словарь остаётся настоящей сокровищницей меткого народного слова, спутником всякого образованного человека, интересующегося русским языком.

Толковые словари отражают словарный состав языка на определённом этапе его развития, а потому в начале 20 века вышел в свет новый «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова в четырёх томах. Он включал в себя свыше 85 тысяч слов (85 289). Словарь толкует слова, сообщает их правильное ударение, произношение, даёт краткую справку о происхождении слова, если оно заимствовано из другого языка. Словарь Ушакова был очень популярным в своё время, но и хорошие словари стареют. Им на смену приходят новые.

«Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова вышел в свет в 1949 году. В первом издании словаря было около 57 тысяч наиболее употребительных слов. В последующих изданиях количество слов оставалось прежним, но их состав изменялся – исключались устаревшие слова, вводились новые. При жизни автора вышло шесть изданий словаря.

 После смерти Сергея Ивановича Ожегова работу над редактированием словаря продолжила его ученица Наталия Юльевна Шведова. В 1992 году на основе словаре Ожегова  выходит в свет «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Этот однотомный словарь включает  80 000 слов и фразеологических выражений.

 Самый большой толковый словарь современности это семнадцатитомный академический «Словарь современного русского литературного языка». В нём объясняется 120 000 слов.

 Существует ещё очень много разных словарей, и они нужны всем: школьникам и учителям, учёным и писателям, всем  культурным людям.  

Физминутка.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

Можно также регулировать темп физминутки - замедлять или ускорять.

II.Актуализация знаний.

1)Прочитайте во второй части внизу с. 4, какие словари есть в этом томе.

- Вернёмся к первой части учебника.Ч.1 стр. 6

-Предположи, чему посвящен «Толковый словарь»? ( прогнозируют, чему посвящен этот словарь, подыскивают синонимы для слов ТОЛКУЙ, ТОЛКУЕТ, учатся им пользоваться, отыскивая в нем конкретное слово ЛУКОМОРЬЕ.)

2). Работа с тетрадью на печатной основе (ТПО). С. 3 упр. 1,2

 Физминутка.(для глаз)

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.

3). Учебник ч.1. стр. 6-7

-Обратите внимание, что в словаре — алфавитный принцип расположения слов: ему необходимо открыть словарь на букву Н и посмотреть, какие там слова.

-Посчитайте  слова: всего их 12. Прочитайте толкования слов.

-откройте с. 3 первой части учебника и посмотрите, каким же значком обозначается Толковый словарь: этот значок будет встречаться часто, и школьник должен научиться понимать его значение.

4)Работа в ТПО стр. 3-4 упр. 3

-Расшифруйте запись. Запишите её на свободной строке.

№2 Запишите новые слова. Запомните их правописание. Вставьте пропущенные слова в предложение

- Самостоятельная работа:

В упражнении №3 вставьте буквы на свои места. Проверка-фронтальная.

III.Итоговая рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Какую задачу решали на уроке?

- Какие трудности были?

- Задача урока выполнена?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Какую задачу поставим на следующий урок?(познакомиться с обратным словарём)

IV. Домашнее задание.

       ТПО стр. 4 упр. 4 Разгадайте ребус и запишите отгадку буквами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с толковым словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...

Мастер - класс "Использование толковых словарей на уроках русского языка"

Работа с толковыми словарями на уроках русского языка. Примеры упражнений для работы со словарями....

Загадки, которые задают толковые словари

Презентация составлена к нестандартному уроку в рамках проведения предметной недели по русскому языку.Класс делится на команды и выполняет задания. Оцениваются как правильность, так и быстрота ответов...

Толковый словарь "Встречаем Олимпиаду-2014"

Цель пособия: предложить учителям систематизированный материал для организации работы учащихся первой ступени обучения со спортивным словарем.   Материал актуален в преддверии подготовки Рос...

Урок развития речи в 3 классе "Загадки толкового словаря"

Урок посвящён загадкам толкового словаря, на уроке ведётся работа с синонимами, антонимами, омонимами, архаизмами. С синонимами , антонимами и омонимами дети уже з...

Главное сокровище Анишит Йокоповны

Презентация к уроку русского языка...