Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Кирьянова Анна Васильевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_4_kl_russkiy.doc55.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                Рабочая учебная программа

                        по учебному предмету «Русский язык»

для обучающихся 4 «г»  класса

                                

на 2012/2013 учебный год

                                                                                

                                                                                  Составитель:

                                                                

1. Пояснительная записка.

  1.   Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
    Программа рассчитана на 170 часов.
  2. Преподавание предмета русский язык  в 4 классе осуществляется в соответствии с:  
  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  2. Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

  1. Программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 4 класса «г» МБОУ «СОШ № 18» города Энгельса.  В классе обучаются дети с разным  уровнем умственного развития. .  В классе обучаются дети с разным  уровнем развития. В классе 7 обучающихся  с уровнем развития ниже среднего. А также есть обучающийся, который по МПК остался на повторный год обучения. Особенностью  психического развития обучающихся 4 класса является: увеличение объема, скорости переключения внимания; устойчивость и концентрация внимания; развитие словесно-логического и образного мышления, способности решать задачи в трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном); способность управлять собой и внешне – своим открытым поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. Усложнение взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.  Особенности обучающихся класса учтены в данной программе.
  2.  Программа предназначена для работы в  Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области. В начальной школе МБОУ «СОШ  №18»  471 человек. Обучение в начальной школе ведётся в две смены. 4-е классы занимаются во вторую сену. Продолжительность уроков 45 минут.

Цель работы МБОУ «СОШ № 18»: развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности, её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости через освоение фундаментальных основ начального образования.

Модель  выпускника начальной школы  разработана с учетом особенностей содержания, заложенного  в программный материал образовательного процесса школы.

- Коммуникативный потенциал.

Способность к установлению межличностных отношений с педагогами, сверстниками;

Готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.

Достаточный уровень саморегуляции и самоконтроля в межличностном взаимодействии, продуктивность в общении.

- Познавательный потенциал.

Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.

Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Навыки логических операций; выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия.

 Беглость, гибкость, оригинальность и чувствительность к проблемам, как основа креативности.

- Нравственный потенциал.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости.

Усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине.

- Культурный потенциал.

Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

- Физический потенциал.

Стремление к физическому здоровью.

 Желание активного досуга.

Знание подвижных игр.

  1. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку. Требованиями образовательной программы по русскому языку в 4 классе предусмотрены обязательная лексическая и этимологическая работа со словом, текстом, развитие орфографической зоркости, самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по опорным материалам, активное включение учащихся в анализирование различных языковых явлений.
    Данная программа направлена:
    на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
    на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
    на познание окружающего мира и самого себя.

Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению. Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развёрнутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребёнка.

Курс ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать и рассуждать. Методическая система учебников построена в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся .

Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Учебники «Русский язык» построен в контексте авторской концепции развивающего обучения.

В соответствии с программой каждого года обучения материал представлен тремя основными разделами: Предложение, Слово (Морфология и Морфемика), Звуки и буквы.

Каждая тема раскрывается в определённой последовательности: постановка проблемы и её анализ учащимися и учителем; самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий; уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику; введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности.

Особое место в учебнике занимают сведения о языке. Приводимые сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке.

Данный учебник «Русский язык» завершает курс русского языка в начальной школе и строится как обобщение. На основе полученных детьми знаний происходит постепенное и мотивированное введение новых сведений. Большое значение приобретает работа с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности склонения и правописания частей речи. В структуру заданий входят аналитические планы, назначение которых – уточнение смысла задания, с которым предстоит работать, актуализация (воспроизведение) знаний, необходимых для его выполнения, определение последовательности и возможных вариантов выполнения задания.

Таким образом, основная функция программы русского языка с учётом всех перечисленных задач, - пробудить у учащихся интерес к узнаванию родного языка.

  1. Образовательные технологии, используемые при обучении детей русскому языку:
  1. Деятельностный метод обучения;
  2. Модельный метод обучения  (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция);
  3.  Метод проектов;
  4. Исследовательский метод обучения.  Школьник осваивает  роль – не просто зрителя, слушателя, репродуктора  (смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю), а  исследователя. Школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Ученик может выдвинуть свою гипотезу  (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи своё мнение». Правило, способ решения, вывод не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает её, что даёт каждому ученику открыть для себя и сознательно принять научное знание.
  5. Технологии, основанные на коллективном способе - обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
  6. Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса - технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала, компьютерные (новые информационные) технологии
  1. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе - основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе - плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта - недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

   Формы уроков:

  1. Урок с использованием мультимедийных средств.
  2. Урок – исследование.
  3. Урок – дискуссия.
  4. Урок – зачет.
  5. Урок – игра, игра – путешествие.
  6. Урок – путешествие.
  7. Урок – лекция.
  8. Урок – сказка.
  9. Урок КВН.
  10. Урок – развитие речи.
  11. Урок – деловая игра.

  1. Ожидаемые образовательные результаты

     К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

В результате усвоения программного материала по русскому языку учащиеся должны:

знать / понимать:

• признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;

• признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;

• термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

• признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;

• лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;

• морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;

• признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;

• правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;

• признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

Различать и сравнивать:

• простое и сложное предложение;

• главные и второстепенные члены предложения;

• лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

• типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).

Решать практические учебные задачи:

• производить синтаксический разбор предложения;

• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

• устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

• разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;

• безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);

• правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.

  1. Развитие компетентностей в результате реализации программы.

У младших школьников на уроках русского языка необходимо формировать:

  1. учебно-познавательную,
  2. ценностно-смысловую,
  3. лингвистическую,
  4. коммуникативную,
  5. информационную компетенции.
  6. сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде;
  7. саморазвитие -  способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление
  8. умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;

Учебно-тематический план по русскому языку.

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

Кол-во часов

Исполь-зова-

ние ИКТ

Исполь-зова

ние проек-тной деятель-ности

Исполь-зованиеисследо-ватель

ской

деятель-ности

1.

Синтаксис и пунктуация

25ч

3

5

3

2.

Имя существительное

40ч

9

10

7

3.

Имя прилагательное

30ч

8

5

9

4

Личные местоимения

2

2

3

5.

Глагол

45ч

10ч

11

10

6.

Наречие

1

5

2

7.

Повторение пройденного

15ч

2

5

2

Итого:

170 ч.

35часов

20 %

43 часа

30 %

36 часов

20 %

Основное содержание тематического плана по русскому языку.

Тематический блок

Коли-

чество часов

Синтаксис и пунктуация

Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Составление нескольких предложений, объединённых одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, также предложений с однородными членами.

Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.

 Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.

25 часов

Имя существительное

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний существительных.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и  мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах.

Составление предложений с существительными в определённом падеже, различение в предложениях именительного и винительного, родительного и винительного падежей.

Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.

40 часов

Имя прилагательное

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.

Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.

Склонение имён прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.

Прилагательное как член предложения.

Употребление в речи прилагательных. Составление предложений с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.

30 часов

Личные местоимения

Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.

Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как члены предложения.

Употребление в речи личных местоимений. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.

8 часов

Глагол

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределённая форма глагола.

Время глагола, изменение по лицам и числам.

1 и 2 спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Способы проверки.

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения.

Особенности употребления в речи глаголов.

Сравнение выразительности глаголов с другими частями речи.

Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.

45 часов

Наречие

Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

Наречие как член предложения.

Употребление в речи наречий.

7 часов

Повторение пройденного

15 часов

Итого:

170 часов

Литература:

1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

3. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для учителя. –  М.: Просвещение, 2004.

5. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: тесты для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

6. Тикунова Л.И.Сборник диктантов и творческих работ,- М, Просвещение, 2002 г.

7. Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...