Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Белова Лариса Сергеевна

Три варианта олимпиады по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс

Задание №1. В каком ряду во всех словах есть звук [к]? Выпишите этот ряд слов.

(1 балл за ответ)

а) Композитор, вдруг, кисель.

б) Кимоно, кишечник, прятки.

в) Друг, очерк, корешок.

Задание №2. Впиши   синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова. (0,5 баллов за каждое слово)

Друг - __________

Задание №3. В каждой группе слов найди лишнее, выпиши его, объясни.

(0,5 баллов за каждое слово, 0,5 баллов за объяснение)

а) Молоко, бревно, пальто, число, весло.

б) Клевета, забота, весна, победа, истина.

в) Звук, жест, долг, глаз, рукав.

г) Они, мы, сани, вы, ты.

д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

Задание №4. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

(0,5 баллов за каждое слово)

              Шурка

Я смотрю – в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришёл на выходной.

Шурка – слесарь в мастерской.

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо как военный.

А. Барто

Задание №5. Перепиши, заключая, где надо, в кавычки только имена собственные. (0,5 баллов за каждое слово)

Книга Сын полка Рассказ Чук и Гек

Кинофильм Семеро смелых Река Волга

Собака Отважная Город Самара

Семья Беликовых Газета Известия

Задание №6. Выбери, в каком порядке нужно обойти все кружки, начиная с выделенного, чтобы прочесть народную пословицу (1 балл за каждое слово)

Задание №7. Как правильно сказать? (2 балла за ответ)

Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.

Задание №8. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией. (1 балл за каждое сочетание)

Лясы точить.                         Не покладая рук.

Держать ухо востро.             Держать язык за зубами.

Сидеть сложа руки.               Ворон считать.

От рук отбиться.                    Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.            Держать в ежовых рукавицах.

Задание №9. К каждому слову мужского рода добавьте только две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода. (0,5 баллов за каждое слово)

Гам, клуб, сор, док, рак, мак.

Задание №10. Разбери слова по составу. (1 балл за каждое слово)

Слепить (глаза) – слепить (игрушку);

скупить (книги) – скупой на (ласку).

 

 Олимпиада-2 по русскому языку 4 класс


1. Запиши по 2 слова, в которых:


- букв больше, чем звуков;
- звуков больше, чем букв;
- есть только твёрдые согласные звуки;
- есть только мягкие согласные звуки;
- есть только звонкие согласные звуки;
- есть только глухие согласные звуки;
- есть ъ или ь, но при этом количество звуков и букв совпадает.

2. Загадка рассыпалась на слоги. Собери её и запиши. Отгадай загадку. Напиши отгадку, укажи звуковой состав слова.
порт- жизнь -дит и- Не ка- с -ной гол- всю -ми хо- а

3. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Книга, фея, ковёр, осень, пальто, радио, улей, армия, съезд.

4. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
Горе горевать гореть горемыка
Солонка сольный солить солёный
Медяк медовый медный медь
Осиный осина осинник осиновый

5. Распредели данные слова в 5 групп и объясни свой выбор.
Полноч…, задач…, стереч…, силач…, береч…, говориш…, дрож…, мечтаеш…, передач… .

6. Замени фразеологический оборот близким по смыслу глаголом. Рядом запиши этот глагол в форме 2-го лица, единственного числа, настоящего или будущего времени.
Зарубить на носу –
Разуть глаза –
Класть зубы на полку –
Повесить голову –
Навострить уши –
Обвести вокруг пальца –

7. Составь предложение, соответствующее схеме. Выполни синтаксический разбор.
Каким? Чем? Кто? Что делает? Что? Где?

8. Укажи, из какого произведения данная цитата. Назови автора. Вспомни и запиши названия других произведений этого писателя.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

9. Ответь на следующие вопросы:
«Бедный поп подставил лоб…» Кому?
Что попало Каю в глаз?
Как звали медведя, обучающего Маугли законам Джунглей?
Имя героя, путешествующего на печи.
«Неужели в самом деле все………………….погорели?»
С каким мудрым насекомым познакомился Буратино в каморке у папы Карло?

10. Сочини небольшой рассказ (повествование с элементами описания), используя как можно больше подходящих по смыслу словарных слов.

11.Реши анаграммы. Запиши полученные слова.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

Я – дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.

Русский язык, 4 класс 


1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей - _______________
Шей - ______________
Шёл - ______________
Лёд - _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________________.
Верное средство – _________________________________________________.
Верный ответ – __________________________________________________.

5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:

7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ____________________________________________________.
Где много слов, там _______________________________________________.
Долго спать, с долгом ______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
За всё берётся, да _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.

8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_
2 группа_

Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – мину 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)

2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.

Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.

0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.

Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово

Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.

Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке

Математика, 4 класс

1. Сумма двух чисел равна 385. одно из них оканчивается нулём.

Если 0 зачеркнуть, то получится второе число. Запиши, какие это числа.

Ответ:__

2. У Артёма по математике вдвое больше «пятёрок», чем четвёрок.

Сколько у Артёма «четвёрок», если всего у него 12 отметок.

3. В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.

1) 3, 6, __, 12, 15, 18.

2) 1, 8, 11, 18, ___, 28, 31.

3) 2, 2, 4, 4, ___, 6, 8, 8.

4) 24, 21, ___, 15, 12.

5) 65, 60, 55, ____, 45, 40, 35.

6) 20, ___, 21, 15, 22, 14, 23, 13.

7) 45, 50, 40, _____, 35, 70, 30, 80.

8) 2,1, 3, 2, 4, 3, ___, 4, 6.

9) 12, 23, ____, 45, 56.

10) 45, 36, 28, 21, ____, 10, 6.

4. «Взломай» код!

Каждая буква алфавита представлена каким-то числом:

А - ____; Е- ______; Й _ ____;О- _____; У - ____; Ш - _____; Э - ______;

Б - ____; Ё - _____; К - _____; П- _____; Ф - _____; Щ - _____;

В - ____; Ж - ____; Л - _____; Р - _____; Х - _____; Ъ - ______; Я - ______;

Г - ____; З - _____; М - _____; С - _____; Ц - _____; Ы - _____;

Д - ____; И - ____; Н - _____; Т - _____; Ч - _____; Ь - ______.

А) Попробуй определить эти числа (найти код), если слово ГИД записывается как 6, 12, 7, а слово СОН как 21, 18, 17.

Б) Попытайся при помощи этого кода прочитать фразу: 16 18 15 18 7 8 26

17 3 27 12 17 3 13 7 20 23 6 23 34 21 22 20 3 17 12 26 23

Ответ: ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. . Реши задачу:

Гном разложил свои сокровища в 3 сундука разного цвета, стоящие у стены: в один – драгоценные камни,

в другой – золотые монеты, в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук находится правее,

чем камни, и что книги – правее красного сундука. В каком сундуке лежат книги, если зелёный сундук стоит левее синего?

6. Вместо вопросительного знака поставьте цифру таким образом, чтобы решение получилось верным:

? 9 6 5 ? 8 3 ? 9

+ 1 0 0 ? + 1 ? 0 9 + 1 ? 0 2

5 0 7 4 ? 3 ? 6 0

7. Реши задачу.

Родительский комитет купил на покраску пола в классе 4 банки краски, по 3 кг в каждой.

Длина класса 8м, ширина 6м. Хватит ли краски, если на 1 кв.м идёт 250г?

Ответы и критерии оценки.

Задание № 1.

Ответ: 350 и 35.

2 балла

Задание № 2.

Ответ: 4 «четвёрки», 8 – «пятёрок»

2 балла

Задание № 3

Ответ: 1) 9; 2)21; 3)6; 4)18; 5) 50; 6)16; 7)60; 8)5; 9)34; 10)15

За каждое число – 0,25 балла , всего 5 баллов

Задание № 4.

А)

А-3 Е - 8 Й – 13 О – 18 У - 23 Ш - 28 Э - 33

Б-4 Ё - 9 К – 14 П - 19 Ф - 24 Щ - 29 Ю - 34

В-5 Ж - 10 Л – 15 Р - 20 Х - 25 Ъ - 30 Я - 35

Г-6 З - 11 М – 16 С - 21 Ц - 26 Ы - 31

Д-7 И - 12 Н- 17 Т - 22 Ч - 27 Ь - 32

Б) Молодец, начинай другую страницу.

Количество баллов – 5.

Задание 5.

По условию, сундук с камнями стоит левее красного, а сундук с книгами правее красного.

Значит, красный сундук стоит посередине и в нём лежат золотые монеты. Так как зелёный

и синий сундуки – крайние и зелёный стоит левее синего, то зелёный – крайний слева,

а синий – крайний справа. Вспоминая, что камни левее, а книги правее красного сундука,

приходим к выводу, что камни лежат в зелёном, а книги – в синем сундуке.

Количество баллов – 4, если приведено логическое рассуждение ( таблица); 3 – если записан только ответ

Задание 6.

796+1003+507=1306

568+1309+403=2280

389+1002+760=2151

Количество баллов – 3.

Задание 7.

1) 3х4= 12 (кг) – краски было в 4-х банках

2) 8х6=48 (м2) – площадь пола класса

3) 250х48=12000(г) – требуется на покраску полав классе.

Ответ: да, краски хватит, так как 12000г=12кг

Количество баллов – 4, если задача решена с пояснением; 3 – если решена по действиям без пояснения; 2 – если записан только ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по математике. 2 класс.

Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе....

Олимпиадные задания по окруающему миру. 4 класс.

Можно использовать как готовый набор заданий для школьного тура предметных олимпиад...

Олимпиадные задания по математике для 4 класса

Олимпиадные задания    по математике для 4 класса...

Тесты и олимпиадные задания по ОБЖ

4 класс тестовые и олимпиадные задания по ОБЖ...

Олимпиадные задания

Мы проводили олимпиаду в 1 классе на базе своей школы для того, чтобы определить круг одарённых детей. ...

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания для 2 - 4 классов (школьный тур)

Даны задания повышенной сложности по русскому языку, математике, окружающему миру (2 класс) для школьного тура,...