Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме:
    Урок русского языка во 2 классе по программе "Гармония"

    Кожина Оксана Викторовна

    Урок по теме "Предлагаем, просим ,желаем"  с введением и  использованием опорных сигналов для обозначении на письме вежливого слова и обращения. Использование текстов учебника М.С. Соловейчик за 2 класс ФГОС, игровых заданий в паре, раздаточных карточек. Приложение к уроку - как провести мониторинг усвоенных знаний детей, образцы карточек. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок – практикум по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония». Тема «Выражаем мысли и чувства».

    Каждый урок словесности реализует разные функции языка в учебно-воспитательном процессе:

    ориентировочную (знания о языке);

    операционную ( речевые умения);

    творческую;

    субъективно - личностную.

    В начальной школе этому помогает умение разложить целостный материал на отдельные компоненты. Учителю понадобятся опорные материалы (схемы, таблицы, пособия, иллюстрации и специальные значки - опорные сигналы).

    Учебник русского языка для 2 класса М. С. Соловейчик и  Н. С. Кузьменко направлен на развивающее обучение, когда ученик самостоятельно выводит правило и применяет его. Для этого и нужны опорные сигналы. Роль учителя – помочь разобраться в них и применять как в рассуждении, так и на письме.

    Ученик уже обучен с 1 класса особому обозначению звуков.

    Звук бывает: гласный, согласный, твёрдый, мягкий, парный и т.д.

    Какие   сигнальные опоры использовать при изучении синтаксиса?

    Особенность учебника в том, что изучение синтаксиса  представлено на грамматической основе, нет чёткого выделения темы. Так, об обращении упоминается лишь косвенно, однако знание этой темы ориентировано на будущее, причём не только на знание пунктуации, но и на эстетическое восприятие текста.

    Познакомить детей  с обращением можно на последнем (обобщающем)  уроке по теме «Выражаем мысли и чувства».

    Примечание. В уроке слова детей выделены курсивом. В уроке можно использовать записи на доске или слайды.

    Начало урока.

    1. Мотивация детей .
    1. Отгадайте, какое слово зашифровано?

    Д R Y и n а w л I о u г   (Диалог)

    1.  Актуализация знаний. Введение первого опорного сигнала.

           -Что такое диалог?

    - Это разговор двух или нескольких лиц.

    Послушайте диалог и догадайтесь, кто разговаривает. (Текст читает учитель)

    - Когда ты был маленьким, ты был очень вежливым: всегда говорил «спасибо»…

    - Ну, дедусь, чего же я буду говорить «спасибо», когда мне никто не говорит «пожалуйста».

                                                              Н. Носов

     

    - Разговаривают двое - дед и внук.

    - Как вы догадались?

    - Когда ты, внучек, был маленьким ( это говорит дедушка), то был очень вежливым, всегда говорил   « спасибо»…

     - Как мальчик обратился к деду?

    - Ну, дедусь, зачем я буду говорить « спасибо», если мне никто не говорит « пожалуйста».

    - Что вы думаете о словах мальчика? Какую мысль они нам подсказывают?

    - Люди должны быть всегда вежливыми.

    - Составим побудительные предложения по началу

                                   

    …быть вежливыми!   или

    Давайте  говорить вежливые слова!

    - Какое это предложение по цели высказывания?

    - Побудительное, т.к. побуждает нас быть вежливыми.

    - О каком «волшебном» вежливом слове  вы узнали, выполняя домашнее задание? ( упр.228. стр.116)

    -Слово «пожалуйста».

    - Как подействовало волшебное слово на бабушку?

    Прочитайте отрывок.

    - Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке.

    Помогло слово!

    - Обратитесь к бабушке с интонацией просьбы.

    - Бабушка, дай кусочек пирога, пожалуйста.

     Где вы сделали паузы? Почему?

    - Перед запятыми. Надо сначала обратиться к бабушке, а потом вежливо попросить её дать пирога.

    - Давайте обведём в кружочек эти запятые.

    Ребята, вежливое слово на письме всегда выделяется запятыми. Выберем для него условный знак:

    солнышко    буква    флажок

    В

    - Мы выбираем солнышко, т.к. бабушка так и засияла от вежливого слова.

    - Над вежливым словом нарисуем солнышко и договоримся всегда на письме вежливые слова выделять  обязательно запятыми, это солнечные лучики, про них не будем забывать. 

    Пожалуйста,,пожалуйста,

    3. Введение нового термина. Постановка задач.

    - А как мальчик обратился к сестре?

    - Назвал по имени.

    - Лена, дай мне одну краску, пожалуйста.

    Как он обратился к бабушке?

    - Бабушка, дай кусочек пирожка, пожалуйста.

    - Как внук обратился к деду?

    - Ну, дедусь,…

    - Такие слова в предложении называются обращениями. Они, как и вежливые слова, выделяются в речи паузами.

    -  Назовите тему урока.

    - Обращение.

    - Чему вы должны научиться?

    - Правильно выделять обращение на письме.

    - Для обращений придумать условный знак.

                   4.  Работа в паре. Введение нового условного знака и обучение чтению схемы.

    - Можно ли обратиться к соседу с просьбой так:

    «Эй, ты, дай мне ручку, а то писать нечем!»

    - Нет, такому человеку не захочется ничего давать, он грубый, даже по имени не обращается.

    - Как вы обратитесь к соседу по парте, чтобы он вам дал ручку?

    -   Дай мне, пожалуйста, ручку, Даша!

    - Серёжа, дай мне ручку, пожалуйста.

    - Молодцы, что использовали вежливые слова.

     Запишите эти предложения в тетрадь.

     - Проговорите просьбу ещё раз шёпотом,

    поставьте вертикальные чёрточки на месте пауз. Посоветуйтесь в паре, где нужны запятые.

    Отметьте вежливое слово  сверху солнышком.

    Какой значок подходит для обращения? Может быть, буквой «О» - обращение?

                       Обращение      Обр.      О

    Дети выбрали букву О и нарисовали её над обращением.

    - Проверьте правильность выполнения задания:

                                                                          О

    - Дай мне,| пожалуйста,| ручку,| Даша.|

           О

    - Серёжа,| дай мне ручку,| пожалуйста.|

    - Исправьте ошибки, если они есть. Где стоят запятые? Почему?

    - Мы нашли вежливое слово, оно выделяется запятыми.

    - Где ещё стоят запятые? Почему?

    - Они стоят, где паузы, перед и после обращения. 

    - Вы совершенно правы, в речи ставятся паузы, а на письме нужны запятые.

    - На условной схеме скобки означают  начало и конец предложения. Отгадайте, какие схемы подходят к вашим предложениям?

    На доске схемы на больших листах:

    - В начале предложения или в конце. Выходят и указывают на схемы  [ О,]       [, О]  

     - Обратите внимание, где в схеме может стоять обращение?

    - В середине. Тогда нужна схема такая   - [  ,О,   ]

    - Хорошо. Прочитайте текст. К кому обратился Буратино?

    Звери, птицы, насекомые! Спасайте деревянных человечков!

    - К зверям, птицам, насекомым.

    - С какой просьбой?

    - Спасти деревянных человечков.

    - Какой знак стоит после обращения? Выбери схему.

    - Восклицательный. Подходит схема такая-

    О !  [    ]  !

    Обратите внимание, обращение стоит за пределами предложения.

    -  Всегда ли обращение выделяется только запятыми?

    - Нет, не всегда. В последнем случае используется восклицательный знак.

    5. Закрепление . Творческое задание.

    Работа по карточкам. На доске  те же опорные сигналы. О !  [    ]    [ О,]     [  ,О,   ]    [, О]    

     «Немая карточка» раздаётся каждому (всего 6 вариантов) Учитель предлагает детям (по желанию) выйти к доске и «озвучить»  опорные схемы. Даётся  образец ответа:

    - Роза! Как ты прекрасна!      О !  [    ]  

    Остальные дети слушают и оценивают устно:

    - Карина, молодец! Хорошо справилась с заданием, я бы поставил тебе «5».

    - Ты, Миша, немного запутался со схемой, а предложение у тебя хорошее, тебе «4».

    6. Итог урока   

    - Чему вы научились на уроке? Какие новые знания получили?   Какие задания больше всего понравились?

    7. Домашнее задание. Упр.230,стр.117  Напиши записку учительнице, помни об обращении и правилах вежливости.

    8. Это дополнительное задание выносится на следующий урок.

     Тест.

     Найди обращения, выдели их условным знаком.

    1. Стоп, машина!   _____________
    2. Ну, заяц, погоди!____________
    3. Куда ты, тропинка, меня привела?______________
    4. Здравствуй, лес!_____________
    5.  Лето красное, приходи скорее!________________
    6. Люди! Будьте добрыми!__________________

     Выбери для каждого предложения условную схему, изобрази её на строке:

    О !  [    ]              [ О,]                [  ,О,   ]                    [, О]  

    Расставь нужные знаки:( ! – здесь ошибки)

    1. Мама Дениска пришёл из школы?

    1. Чего тебе надобно старче?
    2. Скажи ветер где моя невеста?                   !
    3. Помоги мне стол накрыть дочка.

    9. Результативность.

    Средний ( базовый)     50% - 60%    выполнения – 3 балла

    Выше среднего  70%- 80%    выполнения – 4 балла

    Высокий         90% - 100%   выполнения – 5 баллов

    фио

    %

    балл

    уровень

    Итого по классу

    Средний балл

    Во 2-в

    итого

    84 %

    4,2

    Выше среднего



    Предварительный просмотр:

    Карточка № 1

    О!   [  ]

    Карточка № 2

       [ , О,  ]

    Карточка № 3

       [О,  ]

    Карточка № 4

       [ ,О ]

    Карточка № 5

       [ ,О,  ]

    Карточка № 6

    О!   [  ]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока к уроку русского языка во 2 классе по теме "Конструирование текста"

    Разработка содержит подробный конспект урока  к уроку русского языка во 2 классе по теме "Конструирование текста". ("Школа 2100")...

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

    Урок русского языка во 2 классе по системе Занкова по ФГОС "Разбор слова по составу"

    Урок "открытия " новых знаний. Составление алгоритма разбора слова по составу....

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

    Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».

    На данном уроке  закрепляются умения учащихся определять род и число имён существительных, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные с использован...

    Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова" Проверка орфограмм слабых позиций по сильной в изменениях по числу и падежу(слова-предметы)".

    Дети учатся систематизировать всё известное на данном этапе о словоизменительных типах слов-предметов. Ученики сами ставят цель урока. В конце урока-рефлексия....


     

    Комментарии

    Кузьмик Светлана Владимировна

    Спасибо за подсказку -обозначать обращения буквой о. Можно будет применять такую форму работы и при изучении других тем. Проголосовала за Вашу работу.Удачи в Конкурсе.

    Антошкова Надежда Васильевна

    Проголосовала за вашу работу. У меня тоже 2 класс и работаю по программе "Гармония". Удачи в конкурсе!

    Смолякова Наталья Викторовна

    Интересные находки. Желаю творческих идей!

    Мерзлютина Ирина Александровна

    Голосую за Вашу работу. Я тоже работаю во 2 классе, только по программе "Перспектива". Можете посмотреть мою работу.http://nsportal.ru/node/612101