Урок русского языка в 3 классе на тему«Запоминаем соединительные гласные о и е»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Конченко Татьяна Ивановна

Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала: самостоятельного выведения алгоритма действия;
  • через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные – О - и - Е -  в сложных словах, т. е. решать учебную задачу;
  • развивать память, внимание, речь учащихся;
  •  воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atestaciya_urok_russkogoyazyka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 3 классе на тему:

«Запоминаем соединительные

 гласные о и е»

     

                                      Подготовила и провела

                                        учитель  начальных классов

                  Конченко Т. И.

Герасимовка  2010

Цели:

  1. создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала: самостоятельного выведения алгоритма действия;
  2. через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные – О - и - Е -  в сложных словах, т. е. решать учебную задачу;
  3. развивать память, внимание, речь учащихся;
  4.  воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: С. И. Иванов, А.О. Евдокимова.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная, настроение должно быть хорошее и у вас, и у меня.

Я предлагаю вам поиграть со словами.

Задание: по цепочке букв прочитайте, пожалуйста, пословицу.

(На доске) Не будь тороплив, а будь памятлив.

- Как вы понимаете?

- Как вы считаете, зачем человеку нужна память?

Главное правило хорошего запоминания: думать и запоминать самое главное.

II. Пальчиковая зарядка

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать

Ваши пальчики приветствуют друг друга, и вот они готовы хорошо трудиться.

Запишем число. Классная работа

III. Чистописание

Оо // Оо//                                                               ии// ии//

Ее//Ее//                                                                 яя// яя//

 Ребята, из данных строчек  выберите две, над которыми вы бы хотели поработать.

Запишите их в тетрадь.

IV. Словарная работа

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начало откусили

 И в норку быстро утащили

…локо, …сина,  ….род, ….вет, …гант,   ….ковь,….лина, …ров, ….рог.

Запишите слова и поставьте ударение

Самопроверка.

Слова записаны на доске

На какой вопрос отвечают эти слова? (что?)

К какой  части речи они относятся?

( К имени существительному)

Назовите имя существительное, обозначающее фрукт?

(яблоко)

Назовите имя существительное, обозначающее овощ? (морковь)

Найдите растение, относящееся к природному сообществу «лес»  (осина, малина)

V. Наблюдение над особенностями сложных слов

1.-Давным- давно увидел человек необыкновенного зверя, у которого на носу рог. И думает:

Как назвать этого дикого зверя?

-Ребята, какое название придумал человек?

(Носорог)

-От каких слов образовано это слово?

(нос и рог)

-Так как же образовалось слово носорог?

( От двух основ: нос, рог и гласной  о.)  Как называется эта гласная? ( Соединительная)

2.- Шло время. Человек становился умнее. Он изобрел множество вещей, облегчающих ему жизнь.

Угадайте название этих  вещей?

Отгадайте загадку

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

Запишите это слово.

Летит птица – небылица

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (Самолет)

Запишите   слова и выделите в них корни.

- Давайте теперь понаблюдаем, чем связываются корни в сложных словах.

С помощью соединительных гласных о и е

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Соединительные гласные о и е)

Какую цель поставим?

(Запомнить соединительные гласные о и е)

 Соединительные гласные  о и е  будут сегодня героями нашего урока.

  1. Работа с учебником

Давайте закончим  предложения на странице 84 учебника

Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы ……

 Наша задача: запомнить соединительные гласные о и е и развить в себе качества, которые так необходимы и в учебе, и в жизни. Вы мечтаете о самых разных профессиях, для всех них нужны сообразительность, память, наблюдательность, внимание. Эти качества записаны у вас на карточках, и в течение урока вы сможете сами оценить себя. Будьте к себе предельно строги, но если вы правильно определите, какие качества у вас развиты недостаточно, вы будете знать, что вам надо делать дальше. Оценивать себя  будем с помощью знаков «+» и  « - «; когда будет нужно делать пометки на карточке, вы услышите. 

Итак, первое испытание для сообразительных. Отгадайте две загадки:

(Ответы запишите на листиках)

  1. Паровоз

Без колес!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел

Прямо по морю пошел (Пароход)

2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод)

- Угадали? Все? Тогда отмечайте «+» за сообразительность.

   А вот один мальчик написал отгадку так (на доске): парохот, вадаправод.

    Вы наверняка знаете этого «грамотея». Он, конечно, просил его не выдавать. Я и не собираюсь называть его имя. Вы его узнаете по приметам. Он носит «яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».

Напишите на листике: Как его зовут?

   Да, это Незнайка – герой Н.Носова, вы узнали его по описанию одежды («+» или «-« в графу «наблюдательность»). Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает Незнайка? ( учащиеся исправляют слова и называют орфограммы «Проверяемые гласные в корне слова», «Парные звонкие и глухие согласные»

VII.Работа в парах

Упражнение 2

Мышеловка

Ледокол

Зверолов

Книголюб

Пешеход

Огнетушитель

Вездеход

(выделите корень, подчеркните соединительные  гласные, проверьте правильность их написания)

Как называются эти слова? Это сложные слова

Как соединяются два корня в сложных словах?

(Два корня в сложных словах соединяются соединительными гласными о и е)

После, каких звуков пишется соединительная гласная о?

(Соединительная гласная о пишется после твердого согласного звука)

Приведите примеры с упражнения

После, каких звуков пишется соединительная гласная е?

Соединительная гласная е пишется после мягкого согласного звука?

Приведите примеры с упражнения

VIII. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

( Поднять руки вверх. Выполнить наклоны туловища влево - вправо)

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает  росу.

(Согнуть руки в локтях, встряхнуть кисти.)

В сторону руки  - тихо помашем –

Это к нам птицы летят.

(Развести руки в стороны. Сымитировать взмахи крыльев)

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

(Отвести крылья назад)

А теперь проверим, знаете ли вы сложные слова?

IX.  Найдите и обведите кружком номера всех сложных слов.

1. тихоня

1. птичница

1. мореход

2. тихоходный

2. птицелов

2. камнепад

3. чемоданчик

3. пешеход

3. пылесос

4. звездочёт

4. мышеловка

4. вездеход

5. самолёт

5. командующий

5.походный.

X. Закрепление изученного материала

1)  - Устали? Давайте играть. Мяча у нас нет, но нам часто его заменяют слова. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова – это проверка памяти:

Лес, рубить – лесоруб

Каша, варить – кашевар

Общий, жить – общежитие

Атом, ходить – атомоход

Буря, ломать – бурелом

- Запишите в тетради полученные слова. Оцените свою память.

 (открываем контрольную запись на доске)

2)        - А теперь мы  совершим с вами заочное путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на поезде, закройте глаза и представьте себе  кто на каком поезде поедет. Вот ваши билеты (карточки со словами, в которых пропущены соединительные гласные). Выполните задание в билетике (вставьте пропущенную букву) и постарайтесь на нужной станции заменить билет на красный квадрат. Тогда можно будет ставить «+» в графу «внимание».

- Итак, осторожно, двери закрываются, следующая станция Аппетитная (ведь нам надо подкрепиться перед дорогой).

Ученики сдают карточки со словами: пищеварение, картофелечистка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, овощерезка.

- Следующая станция Природоведческая. ( листопад, снегопад, ледоход, землетрясение)

- Следующая станция Географическая. (Мореплавание, путешествие, кораблекрушение)

- Возвращаемся через станцию Литературную. О, сколько здесь народу: дедушка Крылов, герой сказки «По щучьему веленью»; (баснописец, лежебока).

 (Если ученики «не проспали» нужную станцию, они ставят «+» в графе «внимание».)

3)Тест: «Верные и неверные высказывания»

Я произношу утверждение, если вы согласны с ним -  ставьте в клеточку «+», не согласны «-«

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2. Если первый корень оканчивается на твердый согласный, то пишем соединительную гласную о

3.После букв –ж и Ш –пишется буква о

4.Слова у которых 2 корня называются сложными

5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –о

6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную

гласную е

XI.  Работа в группе

 Разберите предложения по членам : выделите главные члены предложения

На небе вспыхнули яркие звезды

XII.Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Итак, что же такое сложные слова? Незнайка ответил на этот вопрос так: «Все непонятные слова называются сложными? Буратино сказал: Все длинные слова – это сложные. Домовой Афанасий ответил: «Слова, в которых сложены два корня, называются сложными»

Кто из них прав?

Как соединяются основы в сложных словах?

 Когда пишется соединительная гласная о, а когда соединительная гласная е?

Выводы:

- Итак, мы сегодня запоминали соединительные гласные о и е, проверили свои способности, узнали, над, чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию.

XIII. Домашнее задание

Стр. 85, упр.3

XIV. Рефлексия

Что больше всего понравилось на уроке?

- За что можете себя похвалить?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...