Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(рабочая программа)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Маслова Светлана Ивановна

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazykupismu_1_klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обучению грамоте по прописям составлена на основе Примерной программы начального общего образования школа УМК

 « Планета знаний», авторской программы В.А.Илюхиной «Обучение грамоте и развитию речи по «Прописям».

Программа составлена с учётом общих целей курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения .

Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год.

Количество часов в год – 105.

Количество часов в неделю –  

Количество часов в 1 четверти –  

Количество часов в 2 четверти –  .

Количество часов в 3 четверти –  

Количество часов в 4 четверти –  

По базисному  учебному плану 2011 года на предмет обучение грамоте по прописям в первом классе отводится 5 часов в неделю (21 неделя) за учебный год 105 часов.

Программа используется без изменений.

В работе использую следующие педагогические технологии:

  1. Метод проектов
  2. Проблемное обучение
  3. Активное обучение
  4. Деятельностный метод обучения
  5. Проведение интегрированных уроков
  6. Проведение нестандартных уроков
  7. Игровое обучение

На уроках  променяю ИКТ.

Цели и задачи

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: 

  1. познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  2. социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (257 ч)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности)

Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).

Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.

Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.

Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.

Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.

Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (207 ч)

Подготовительный (добуквенный) период (32 ч)

Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.

Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.

Слогоделение. Ударение. Ударный слог.

Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.

Основной (букварный) период (175 ч)

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).

Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.

Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.

Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.

Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).

Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).

Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).

Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:

— обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу);

— раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.

Информационное сопровождение.

Для реализации программного содержания используются учителем:

  1. Авторская программа Илюхиной В.А. Обучение грамоте и развитию речи по «Прописям» М.: Астрель,___
  2. Илюхина В.А. Прописи в 4 ч.-М.:Астрель, 2011.
  3. Обучение в 1 классе по «Букварю» Т.М.Андриановой и «Прописям» В.А.Илюхиной ( Программы , методические рекомендации, тематическое планирование).-М.: Астрель, 2010.

Используется учащимися:

1. Илюхина В.А. Прописи в 4 ч.-М.:Астрель, 2011.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний» «Русский  Язык» 1-4 кл. Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, утвержденной МО РФ (Москва,2007). Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

Рабочая программа рассчитана на 46 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ 1 час.

Количество часов в год –  

Количество часов в неделю –  

Количество часов в 1 четверти –  

Количество часов в 2 четверти –  

Количество часов в 3 четверти –  

Количество часов в 4 четверти –  

По базисному  учебному плану 2010года на предмет «Русский язык» в первом классе отводится 4 часа в неделю ( 12 недель) за учебный год 46 часов.

Программа используется без изменений.

Цель и задачи.

  1. Воздействие на эмоционально –нравственное, речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
  2. Усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся.
  4. Воспитания у школьников уважения к русскому языку как части нашей национальной культуры.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

1 класс (послебукварный период) (50 ч)

Слово — главное средство языка. Роль языка в жизни людей.

Использование несловесных средств общения (жестов, мимики, поз, интонации).

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Углубление представлений о различных видах и формах общения (восприятия и передачи информации): в устной форме — слушание и говорение, в письменной — чтение и письмо.

Практическое овладение диалоговой формой речи: понимание смысла вопросов, реплик; вступление в диалог, ответы на вопросы, реплики, передача собственных мыслей, уточнение непонятного.

Упражнения в создании собственных высказываний с опорой на рисунки, схемы, на основе наблюдений.

Использование этикетных формул в различных ситуативных упражнениях (ситуации приветствия, прощания, обращения с вопросом, просьбой, извинения и др.).

Упражнения в достижении безошибочного выполнения разных видов письма: списывание с рукописного и печатного шрифтов, письмо предложений (в которых произношение слов не расходится с их написанием) по памяти и под диктовку.

Последовательный переход к осознанному правильному плавному слоговому чтению многосложных и целостному чтению коротких слов на основе понимания закономерностей письма. Упражнения в выразительном чтении, отражающем понимание смысла читаемого текста.

Формирование первоначальных умений работать с учебником русского языка: отличать текст упражнений от заданий, анализировать образец, находить нужную информацию в словариках учебника.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Фонетика, орфоэпия и графика (18 ч)

Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).

Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.

Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.

Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много — один).

Слово и его значение (лексика) (7 ч)

Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова.

Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).

Предложение и текст (4 ч)

Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.

Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.

Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.

Орфография (9 ч)

Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:

— обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу и буквосочетаний чк, чн);

— раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);

— написание слов из словаря;

— большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.

Повторение изученного в течение года (12 ч)


ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по русскому языку

к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  1. понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  2. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
  3. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  4. осознание роли речи в общении людей;
  5. понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  1. осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
  2. устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;
  3. установки на здоровый образ жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  1. различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
  2. интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
  3. различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
  4. использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
  5. узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
  6. различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
  7. производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
  8. применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
  9. запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
  10. грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);
  11. выполнять основные гигиенические требования при письме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  2. определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
  3. составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
  4. различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
  5. различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
  6. находить родственные слова в группе предложенных слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  1. адекватно воспринимать оценку учителя;
  2. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  3. вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
  4. находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
  5. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
  2. в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  2. моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  3. использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  2. выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1. вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  2. договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  3. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  4. строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  2. быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


Информационное сопровождение.

Для реализации программного содержания используются учителем:

1. Авторская программа Андриановой Т.М., Илюхиной В.А. «Русский язык 1 класс» М.: Астрель,?

2. Андрианова Т.М. ,Илюхина В.А. Русский язык: учебник для 1 класса.- М.:Астрель, 2011.

3. Андрианова Т.М. ,Илюхина В.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса в 2 ч.-М.:Астрель, 2011.

  1. Обучение в 1 классе поучебнику «Русский язык» Т.М.Андриановой и Илюхиной В.А ( Программы , методические рекомендации, тематическое планирование).-М.: Астрель, 2010.

Используется учащимися:

1. Андрианова Т.М. ,Илюхина В.А. Русский язык: учебник для 1 класса.- М.:Астрель, 2011.

2. Андрианова Т.М. ,Илюхина В.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса в 2 ч.-М.:Астрель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...

рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

УМК "Планета знаний". Рабочая программа по русскому языку 2 класс.

Русский язык 2 класс Л.Я. Желтовская, Т.М.  Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основе Федерального  государственного стандартф начального общего образования (приказ М...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...

Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...