урок русского языка в 3 классе
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Ларькина Марина Николаевна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 3 классе28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

  1. Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  2. Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  3. Воспитание познавательного интереса к словам.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 3 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: Дрофа, 2011.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация , диагностические карты.

                                     ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд 1)

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  1. уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  2. закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
  3. развивать внимание к слову.

III. Чистописание. 

- Найдите одинаковый звук в словах, изображённых на картинке. (р)

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, непарный.)

- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «ер».)

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной и строчной буквы Рр. (Слайд 5)

 (Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Р: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Р, показ можно повторить.)

- Напишите красиво и правильно заглавную и строчную букву Рр.

- Прочитайте слова. (Слайд 7)

Родина, родители, родство, родимый, родной.

- Запишите слова красиво и правильно.

-Как называются такие слова? ( однокоренные)

- Какой корень  этих словах?

- На какие группы разделим?

- К какой части речи относятся?

- Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне.

- Какие слова требуют проверки?  Какое  является проверочным?

IV. Словарная работа.

- А что значит слово «родина» ?

- Как об этом говорит М.М.Пришвин в рассказе «Моя Родина» ?

-В Толковом словаре Ожегова слово «родина» имеет несколько значений.(Слайд 8)

-Когда слово «Родина» будем писать с заглавной буквы?

- Составим предложение с этим словом и запишем в тетрадь.

В тетрадь: Столица нашей Родины – город Москва.

-Какие слова вы написали с заглавной буквы и почему?.

-Подчеркните заглавную букву в словах.

V. Физминутка для глаз. (Слайд 9) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

V1. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1. Проблемный вопрос (Слайд 10). Коллективная работа (устно).

- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)

- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля, Родина- родина) 

 - Чем ещё различаются слова? (Значением.)

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 11)

- Имя собственное – это собственное, только им принадлежащее имя

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, название праздников, исторических событий.)

2. Работа с учебником.

- Совершим путешествие в один из городов нашей страны – город Санкт- Петербург.

С.17, упр.400.(Прочитать,  выписать имена собственные с именами нарицательными, подчеркнуть заглавную букву) (Слайд 12)

Во время чтения показ объектов достопримечательности Санкт-Петербурга на слайдах. (Слайд 13-21)

Работа выполняется с комментированием.

Проверка: какие слова подчеркнули? Что она называют?

- Как называются такие слова? (имена  существительные, собственные)

4. Аллея фамилий, площадь Имён, море Отчеств. (Слайд 22)

- Обратите внимание на подпись вашей тетради . Как записано ваше имя и фамилия?

- В какой форме записано имя? ( в полной)

- С какой буквы пишутся ваши имена и фамилии? ( с заглавной)

Из истории русских фамилий.

Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

(Слайд 23)

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству? 
(
Илья Иванович Муромец)

5. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 24)

- Составьте из слов предложение. Запишите его.

- Как будете писать имя, фамилию и отчество? (с заглавной буквы)

- Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

- А какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

6. Клички животных.

- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 25)

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

кошка

 

 Шарик

собака

 

 Мурка

корова

 

 Сокол

конь

 

 Зорька

(Проверка по щелчку)

7. Физкультминутка.

– Проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, и выйдите из-за парт. Я буду называть слова, если это слово пишется с большой буквы, поднимите руки вверх и потянитесь, если с маленькой буквы – сделайте наклон вперед.

Учитель называет слова: Сережа, ночь, строитель, Гагарин, Маршак, Орлик, Буратино, корова, кошка, Самара, берег, Енисей, Никита, Алиса, лиса, Патрикеевна, Москва.

8. Большая буква в географических названиях.

(Слайд 26)

 -Упр.403(устно)

-Названия каких городов вы услышали?

- С какой буквы они пишутся?

-Игра «цепочка слов»- название городов

- Запишите в тетрадь цепочку слов – название городов.

Проверка.

- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире? (Слайд 27)

- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Липецке). Наша школа находится на улице (Московская).(Проверка. Слайд 27)

На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.

VI1. Проверка знаний, умений и навыков.

- Вернуться домой мы сможем, если верно выполним задания. Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны. Первое задание- самое лёгкое, второе- посложнее, третье- творческое.

VII1. Обобщение. (Слайд 28)

- Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

  1. имена
  2. отчества
  3. фамилии
  4. клички животных
  5. названия городов, стран, улиц, рек
  6. название объектов

- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

1Х. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

  1. Наше путешествие подходит к концу.
  2. Что интересного вы узнали об именах?
  1. Чем запомнился сегодняшний урок?
  2. Оцените наш урок на листах диагностики.

Х. Выставление оценок.

X1. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)(Слайд 29)

Задание по выбору:

  1. Упражнение 402.
  2. Записать названия улиц нашего города.
  3. Придумать сказку о большой букве.

                                                 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Фамилия  Имя____________________________                        рисунок

Выбери  и  выполни  любое  понравившееся  задание

1  задание:

Прочитай  текст. Подчеркни  имена  собственные.

                                         Москва.

       Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.

       Город лежит на холмах. В  центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России Владимир Владимирович Путин. Правительство работает в Белом доме.

2  задание:

Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Подчеркни  нужную  букву.  

Я  живу  в  (Г, г) ороде   (Л, л) ипецке. Мой дом находится на (У, у) лице  (М, м) осковская Вместе  со  мной  живут  (К, к) ошка  (М, м) урка  и  (П, п) ес  (Д, д) ружок.

3  задание:

Придумай  и  запиши  своё  предложение, чтобы  в  нём  было  имя  собственное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени  свою  работу  на  уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок):

- если  было  легко  и  интересно – нарисуй  солнышко

- если  было  немного  трудно, но  интересно – нарисуй  солнышко  с  облаком

- если  было  трудно  и  непонятно – нарисуй  тучку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...