Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Вальцева Светлана Кузьминична

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx55.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Пояснительная записка

Программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 240 с)  -  Проект  «Перспективная начальная школа» , Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

                                                   Цели курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  2. социокультурная цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

                                                   Задачи курса:

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач: 

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;      
  4. освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  5. овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  6. воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  7. развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»  и примерной программой по русскому языку предмет «Русский язык» - пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет  2-170ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 

Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:

— формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;

-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации

 

Учебно- тематический план

Тема

Количество часов

Фонетика и орфография

20

Лексика

15

Морфемика и словообразование

20

Морфология

70

Синтаксис

15

Развитие речи с элементами культуры речи

30

Итого

170

Диктантов – 9

Развитие речи – 30

Контрольных работ – 6

Контрольное списывание – 1

                                            Содержание

Фонетика и орфография

     20ч.                 40ч.

Лексика  

(изучается на протяжении всего курса)

Морфемика и словообразование  25ч.

Морфология  40ч.

Синтаксис   20ч.

Лексикография

( изучается на протяжении всего курса)

Развитие речи с элементами культуры речи   25ч.

Фонетика и орфография

         20ч.

Лексика  15ч.

2 класс (170 ч)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды — в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.   Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. 

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

Правила употребления предлогов о и об (о ежихе, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

Тест - 1 Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами

 изучения курса «Русский язык» во 2-м классе является формирования следующих умений:

- самоопределение - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - организация участия  детей в действиях интриги, ориентирующей  младшего школьника помогать  героям  интриги с  целью решить интеллектуальные задачи.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  1. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  2. адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  3. положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  4. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

            В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится:

- работать с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;

-анализ и интерпретация информации;

- применение и представление информации;

-оценка получаемой информации;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. моделировать
  4. подводить под понятие;
  5. устанавливать причинно-следственные связи;

В области коммуникативных УУД  обучающийся  должен уметь:

- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы,

-в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  2. выполнять работу по цепочке;        
  3. использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД:

-контроль и самоконтроль учебных действий;

-самоконтроль процесса и результатов деятельности.

(Обучающийся научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  2. проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

 Предметными результатами изучение курса «Русский язык» во 2классе являются формирование следующих умений 

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  1. определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
  2. соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  2. правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся научатся:

  1. различать изменяемые и неизменяемые слова;
  2. различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  3. находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
  4. выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  5. выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  6. сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
  7. мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  8. обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
  9. разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

▪ выявлять слова, значение которых требует уточнения;

▪ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

 

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

  1. определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
  2. изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  3. изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  1. различать предложение, словосочетание и слово;
  2. находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  3. определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  4. находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
  5. задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

  1. выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  2. писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  3. определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
  4. различать на письме приставки и предлоги;
  5. употреблять разделительные ь и ъ;
  6. находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

  1. определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложениях;
  2. членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  3. грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  4. владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
  5. соблюдать орфоэпические нормы речи;
  6. устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
  7. писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

  1. Обучающиеся получат возможность научиться:

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. работы со словарями;
  2. соблюдения орфоэпических норм речи;
  3. устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета. «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со

взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

                Календарно- тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Количество

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Примечания

п

ф

1-3

Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны

3

Научатся работать со словарями; читать словарную статью и понимать систему сокращений, которая используется в словарях; работать в группах; осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явление национальной культуры.

4

Входная контрольная работа

5

Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка

.

6

Какие бывают предложения. Р/р

Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены

7-10

Главные и неглавные слова в предложении

11

Что такое текст

Различать текст от набора предложений; делать выводы о том, что предложения в тексте на одну и ту же тему связаны между собой  по смыслу.

12

Окончания слов  - названия предметов

Определять и выделять значимые части слова, выделять в слове окончание, изменять форму слова.

13

Что такое словосочетание

Различать словосочетания и основы предложения.

14

Различение слова, словосочетания и предложения

Выделять основу предложения и словосочетания; определять роль окончаний в словосочетаниях.

15,16

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание

Различать слова по родам, выделять окончания в словах предметах мужского, женского и среднего рода, указывать основы слова.

17

Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст

Выявлять особенности связного текста, понимать, что название текста выражает его тему или основную мысль.

18-20

Слова – названия предметов, у которых нет окончаний

Познакомятся со словами, которые не имеют окончаний; противопоставлять слова, имеющие окончания слова без окончаний, выделять основу слов, которые не имеют окончаний.

21

Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст

Получат представление о строении текста; определять тему и основную мысль текста, подбирать окончание к данному тексту.

22,23

Слова –названия предметов, у которых нет окончаний

Выделять и определять значимые части слова, сравнивать форму изменяемых и неизменяемых слов названий предметов, противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний.

24-28

Слова названия предметов разного рода

Сравнивать формы единственного и множественного числа неизменяемых слов- названий предметов, научатся различать существительные разного рода и менять окончания у связанных с ними глаголов прошедшего времени.

29

Что такое текст. Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки в  окне»

Оценивать содержательность названия текста; понимать детали живописной картины, её смысл.

30-32

Начальная форма слова

Сравнивать разные формы одного и того же слова, определять начальную форму слов-названий предметов.

33

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо

Писать письма с соблюдением норм речевого этикета, правильно писать письма.

34,35

Это слово и другое слово

Различать родственные слова и формы одного и того же слова; определять значения слова, подбирать к каждому выделенному слову и родственное слово и слово-синоним.

36,37

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Подбирать родственные слова и определять разные формы одного слова, ставить слова в начальную форму, различать звуки и буквы.

38

Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение

Следить за развитием мысли в тексте; составлять план текста.

39

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова, различать родственные слова и формы одного слова, ставить слова в начальную форму, различать звуки и буквы, записывать словарные слова под диктовку.

40

Контрольный диктант за 1 четверть

41

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова, различать родственные слова и формы одного слова, ставить слова в начальную форму, различать звуки и буквы, записывать словарные слова под диктовку.

42,43

Слова, у которых несколько значений

Правильно читать словарную статью, определять корень в словах с помощью родственных слов.

44

Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста

Выделять в тексте основную мысль, отличать понятия «тема» и «основная мысль автора»; оценивать содержательность названия текста.

45,46

Разные слова, которые случайно одинаково пишутся и звучат

Различать многозначные слова и слова омонимы, распознавать однокоренные слова.

47

Слова со сходным значением, которые по – разному звучат и пишутся

Находить синонимы в тексте, отличать синонимы от однокоренных слов и омонимов.

48

Слова и их дальние родственники

Находить способы проверки слов с учётом их происхождения, пользоваться этимологическим словарём.

49

Развитие речи с  элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста

Определять тему и основную мысль текста, оценивать содержательность названия.

50-53

Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме

Применять правило правописания безударных гласных.

54

Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер на дворе»

Выявлять тему, основную мысль, переживание автора; обнаруживать приём сравнения ив живописном произведении и понимать его смысл.

55

Составь свой диктант. Чередование звуков в конце слов, которое мы не видим на письме

Проводить сравнительный анализ отдельных звуков.

56-58

Чередование звуков в конце слов, которое видно на письме

Познакомятся с историческим чередованием звуков в корнях слов, которые видны на письме; создать контекстные условия для их указания.

59

Развитие речи с  элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста

Сопоставлять тему и основную мысль текста; определять основную мысль и тему, озаглавливать текст, составлять текст, исходя из темы.

60,61

Тайна написания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Закрепят навыки правописания изученных сочетаний, изучат способы проверки слов.

62,63

Написания слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Делать правильный вывод о работе мягкого знака, дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.

64

Работа с картиной А.Рылова «Полевая рябинка»

Анализировать изобразительно-выразительные средства картины, сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства, обогащать словарь.

65,66

Повторение темы «Родственные слова и формы слова»

Выполнять проверку текста с пропущенными орфограммами по образцу..

67

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Как написать поздравление

Познакомятся с правилами написания поздравительной открытки.

68,69

Повторение темы «Лексика»

Закрепят знания о написании парных согласных в корне перед глухими согласными.

70

Контрольное списывание

71

Повторение темы «Орфография»

Применять изученные орфограммы, работать со словарём.

72,73

Повторение темы «Синтаксис»

Повторять понятия «родственные слова», «однокоренные слова».

74,75

Контрольный диктант за 2 четверть. Закрепление пройденного материала

76

Развитие речи с элементами культуры речи. Как писать изложение

Проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне; проявлять чувство уважения друг к другу.

77

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать поздравление

Проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне.

78

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

Научатся задавать вопросы к главным членам предложения, выделять основу предложения, работать с Обратным словарём.

79

Письменное изложение текста «Весенний звон»

Повторять понятие текст, учиться письменно писать изложение текста.

80

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

Определять начальную форму слов-

81-83

Учимся определять начальную форму слов

Определять начальную форму слов-названий предметов множественного числа; работать с обратным словарём.

84

Проверочная работа. Диктант

85,86

Написание ы после ц в окончаниях слов – названий предметов

Получать представление о написании существительных с основой на –ц во множественном числе.

87

Что мы знаем о тексте

Обобщат знания о тексте; получат представление о том что японское трехстишие и пословица тоже являются текстами благодаря их ёмкости.

88-91

Как делаются слова. Что такое суффикс

Научатся находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами.

92

Деление текста на части

Продолжат знакомство с композиционными особенностями строения текста; выделять в тексте смысловые части.

93

Контрольный диктант

94-99

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и их признаки

Обозначать мягкость звука[чʼ] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; образовывать слова с помощью суффикса.

100

 Работа с картиной А.Матисса «Разговор»

Будут учиться работать с репродукцией, составлять план к тексту; продолжат работу с живописным произведением.

101-104

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы

Научатся образовывать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов -иц и –их; выделять корень и окончание, суффикс в словах – названиях предметов.

105

Проверочный диктант

106

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала

107

Деление текста на части

Выделять смысловые части текста и составлять план.

108,109

Что такое обращение

Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно, пользоваться Орфоэпическим словарём.

110,111

Как делают слова. Образование слов с помощью приставки

Научатся разбирать слова по составу, образовывать новые слова, видеть «опасное место» при написании корней слов, подбирать проверочные слова.

112

Научный и художественный текст. Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 Марта

Будут учиться письменно пересказывать текст, познакомятся с правилами написания поздравительной открытки.

113- 116

Написание частицы не со словами, называющими действия

Познакомятся с отрицательной частицей не , правильно писать частицу не с глаголами.

117

Типы текстов: описание и повествование. Работа с картиной К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт»

Познакомятся с понятием «натюрморт».

118

Написание частицы не со словами, называющими действия

Получат представление о предназначении суффикса –ть; работать с обратным словарём.

119-121

 Состав слова

Научатся разбирать слова по составу, объяснять значение слова с разными приставками.

122

Устное изложение. Как написать изложение

Делить текст на части и составлять план для устного пересказа.

123

Состав слова

Научатся подбирать родственные слова по Обратному словарю, выполнять разбор слова, указывать способ образования слов.

124

Контрольный диктант за 3 четверть

125,126

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Научатся указывать способ словообразования (с помощью приставки и суффикса), читать и составлять схемы слов.

127

Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать

Познакомятся с лексическим значением приставок; научатся правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; работать с Толковым словарём.

128

Типы текстов. Описание и повествование

Продолжат знакомиться с разными типами текстов: с описанием и повествованием.

129

Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать

Продолжат учиться правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; работать с Толковым словарём.

130-132

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Образовывать сложные слова с помощью сложения двух основ и соединительной гласной, определять с помощью основ каких слов они образованы; познакомятся с лексическим значением сложных слов.

133

Типы текстов. Повествование и описание

Познакомятся с типами текстов: описанием и повествованием.

134-136

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Определять способ словообразования, работать с Обратным словарём, объяснять значения трудных слов.

137

Проверочный диктант с грамматическим заданием

138

Работа над ошибками. Сложные слова

139

Типы текстов. Описание и повествование

Определять типы текстов: описание и повествование; делить текст на части, вычленять главное переживание автора или героя, подбирать название к тексту.

140-143

Написание разделительных Ъ и Ь знаков

Правильно писать слова с разделительным ь, образовывать форму множественного числа, определять род слов- названий предметов, различать ь- показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

144

Типы текстов. Научный и художественный текст

Познакомятся с научным и художественным текстами; научатся их различать.

145-148

Написание разделительных Ъ и Ь знаков

Научатся правильно писать слова с разделительными мягким знаком и твёрдым знаком.

149

Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»

Научатся различать научный и художественный тексты; работать с Толковым словарём; работать с картиной, отмечать детали, характерные только для литературного текста; продолжат работу с живописным произведением.

150-152

Написание разделительных Ъ и Ь знаков

Правильно писать слова с разделительным ь, образовывать форму множественного числа, определять род слов- названий предметов, различать ь- показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

153

Обучающее устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»

Различать научный и художественный текст на части и составлять план для устного пересказа, своими словами пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста, работать с картиной.

154-157

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Научатся проверять написание слов с непроверяемыми согласными звуками, подбирать родственные слова.

158

Письменное изложение. Работа  с картиной Ван Гога «Церковь в Овере»

Продолжат с репродукцией картины; определять тему и основную мысль текста, составлять план текста; письменно пересказывать текст, выражать внимательное отношение к слову.

159,160

Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук –нулевой звук

Проверять написание слов с непроизносимыми согласными звуками, подбирать родственные слова, составлять алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными.

161

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

162

Работа над ошибками. Чередование согласных в корне  слова. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

Применять алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными, безударными гласными.

163

Чередование согласных в корне   слова. Непроизносимый согласный звук –нулевой звук Самостоятельная работа

Проверять написание слов с непроизносимыми согласными звуками, подбирать родственные слова, составлять алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными

164

Обучающее письменное изложение по тексту «Ступеньки»

Определять тему и основную мысль текста, делить текст на образцы, оформляя это деление на письме.

165-169

Повторение материала

Проверять написание слов с непроизносимыми согласными звуками, подбиать родственные слова; повторить правило написания слов с разделительными ъ и ь; образовывать новые слова.

170

Обобщение и систематизация пройденного материала за год

Закрепят умение грамотно писать и оформлять письма, обобщить знания, полученные во 2 классе.

                 

         Материально-техническое обеспечение учебного предмета  

                                            «Русский язык»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  УМК «Перспективная начальная школа»  для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)

Примерная программа начального общего образования по русскому языку

К

Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

        

                                                               Печатные  пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

Касса букв и сочетаний

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический  и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку

        Д

Ф

Д

Д

К

К/Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д

Д

Д

Д

Д/П

Д

Д

С диагональю  не менее 72 см

При наличии

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д

         Д

К

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др.

Настольные развивающие игры

П

Ф

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании»:
  2. Федерального государственного стандарта начального общего образования.
  3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа»
  4. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
  5. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2008.
  6. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  7. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник  проверочных и контрольных работ. 1 – 2 классы [Текст] : Методическое пособие : Н.М. Лаврова – М.: Академкнига/Учебник, 2011
  8. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  9. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...