Закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слова
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Урок является обобщающим. Подобраны самые  разнообразные формы и виды работ, методы и приемы, направленные на закрепление данной орфограммы. В целях повышения эффективности урока использую яркую наглядность, дидактические игры, занимательные упражнения. Большую часть урока занимает игра-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_pravopisaniya.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема урока: "Закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слова".

                                                                     ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида

                                                                     Учитель Сухно Л.И.

Тема: " Закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слова".

Цели:

1) закреплять правописание парных согласных на конце слова, умения правильно подбирать проверочные слова, выделять орфограмму в предложении;

2) корригировать фонематический слух, звукопроизношение, восприятие, связную речь, логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику;

3) воспитывать   интерес к учебе, к чтению; любовь к малой Родине,  к  своим мамам.

Оборудование:

1.Памятка "Гласные, согласные".

2. Памятка "Парные согласные".

3. Памятка "Проверка  парных  согласных".

4. Иллюстрация "Новогодний праздник".

5. Таблица для чистописания.

6. Предметные картинки для выделения звуков з-с.

7. Символы и обозначения остановок путешествия.

8. Игрушки - герои сказок.

9. Маски: "волк", "медведь".

10. Искусственные цветы к физминутке.

11. Иллюстрации к сказкам.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Повторение.

  1. Работа над звукопроизношением з-с,  автоматизация звуков.

Зина - незнайка, а Зоя - зазнайка.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

   2. Выделение звуков из речи.

     а) Игра «Выбери картинки с з-с».                                                                    

     б) Игра "Кто больше" (придумывание слов с з-с, соревнования между командами).

    3. Пальчиковая гимнастика: "Стол", "Стул", " Шалаш", "Дом", "Веер", Замок", "Пальчики здороваются", "Улитка".

    4. Чистописание: к, замок ( использование загадки, картинки про замок). "

   5.  Физминутка «Зайка».  

  «Зайка серенький сидит и ушами шевелит.  Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть.  Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать!»

     III. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

На доске обозначения остановок игры-путешествия.

1.Остановка « Королевы Ударения».

2.В доме парных согласных.

3.Город цветов.

4.В городе сказок.

  - Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в страну "Знаний". С нами отправится Чебурашка. Там он  хочет  найти себе  верного, грамотного друга.

   Замок на воротах в страну знаний волшебный. Вы должны выполнить правильно  звуко-буквенный анализ слова ЗАМОК. Тогда  ворота откроются.

      IV.Работа над новым материалом.

   1.Звуко-буквенный анализ слова "ЗАМОК" (устно).

   2.Остановка « Королевы Ударения».

а) Беседа по вопросам. (Назвать ударные гласные. Как они произносятся? Какие гласные называются ударными? Какие безударными?)

б) Игра "Волшебная яблоня". (Учащиеся должны отгадать загадку и

вставить в словарное слово гласную с сорванного для проверки яблочка.)

в) Словарный диктант:

...рбуз, б...реза, ябл...к..., к...рзина

Учащиеся ставят ударение,    вставляют  и подчеркивают безударную гласную для запоминания.

г) Проверка самостоятельной работы.

     3. Остановка "Парные согласные".

а) Беседа по вопросам. (Как произносятся согласные? Назвать парные звонкие и глухие согласные. Как произносятся звонкие? Глухие?).

б) Учащиеся хором читают наизусть стихотворение о проверке опасных согласных.  (Парные  согласные на письме опасные. Так что время не теряй – рядом гласный подставляй!)

 Повторение правила проверки парных согласных на конце слова, приведение своих примеров на правило.

г) Игра "Подбери проверочное слово" (используется таблица в картинках).

д) Составление предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям, согласно указанным схемам.

|________      _____      _____       ____.

|________       ____       _____       ______      ______    _______    ______.

е) Беседа о Новогоднем празднике. ( Используются иллюстрации, жизненный опыт детей.)

Запись под диктовку на доске предложения.

Новый год - веселый праздник.

Выделение орфограмм, составление схемы предложения, работа у доски.

      4. Остановка "Город цветов".

 а) Игра « В гостях у пчелки».  ( Используется  улей из картона, игрушка пчелы, предметные картинки.)

Найти слова – родственники.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен,

Чайник в доме неспроста.

б) В ходе игры "Доскажи словечко" учащиеся угадывают гостей пчелки, подбирают к их  названиям  проверочные слова.

Лошадь - лошади, жираф -  жирафы, волк - волки.

в) Физминутка «Весенняя»

 Мы цветы в саду сажали.

Их из лейки поливали.                                                                                  Астры, лютики, тюльпаны

Пусть цветут на радость маме!

г) Беседа о пользе  цветов, о любви к мамам.  Чтение 1, 2 стихов о маме.

      5. Остановка "В городе сказок".  

а) Рассмотрение иллюстраций к сказкам.

б) Учитель показывает игрушки (медведь, лягушка, мышонок, собака), а учащиеся вспоминают, героями каких сказок они являются.

в) Работа с учебником: стр.112, упражнение 18.

      Чтение учащимися диалога волка и медведя с заданием передать характер героев интонационно.  Использование маски волка и медведя.

г) Самостоятельная работа: выписать слова с парной согласной на конце слова, подобрать проверочное слово.

Медведь - медведи, город - города, год - годы.                                  

Проверка самостоятельной работы.

         V. Объяснение домашнего задания: упр.22, стр.114.

Подобрать проверочные слова к названиям животных: волк, енот, еж.

          VI. Обобщение.

    Как проверяются опасные согласные? Какая остановка показалась вам наиболее интересной?

          VII. Выставление оценок.

          VIII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

    Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

Урок "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

На уроке закрепляется  правописание звонких и глухих согласных на конце слова....

Презентация к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"

Презентация подготовлена к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся 4 класса...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные;  добиваться от детей осознания необходимости проверки  ка...

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Второй урок по теме: " Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

Конспект  и презентация открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"....