Урок русского языка в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка на тему «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
(УМК «Школа России)
Черниюк Н.Б.
МОУ «Журавлёвская СОШ Белгородского района»
Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Цель урока: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу.
Задачи урока:
Предметные:
- создать условия для закрепления детьми написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- содействовать формированию умения учащихся находить буквосочетания;
- обеспечить закрепление знаний учащихся о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- развивать внимание, память, творческое мышление (умение делать выводы)
Метапредметные:
- познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать над формированием логических рассуждений
- коммуникативные: формировать умение приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости
- регулятивные: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов усвоения написания буквосочетаний;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять самоконтроль по результату и способу действия.
- Личностные: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Тип урока: решение учебной задачи
Средства обучения: учебник русского языка 1 класс, карточки с написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, картинки с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок,
Всё запоминай, дружок.
Ведь легко тому учиться,
Кто привык всегда трудиться.
II. Актуализация знаний
У: Прочитайте:
Точный, скучный и мучной,
Мощный, точный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Есть в словах чк, чн
И встречается щн.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В сочетании чк
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам.
- Выпишите два слова с чн и два слова с чк, подчеркните сочетания чн, чк.
III. Самоопределение к деятельности
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши!
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА, и ЩА.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У!
Чушка, щучка, ухвачу
И лучу, кричу, свищу!
- Кто может назвать тему урока?
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со скороговоркой.
Волки рыщут, пищу ищут |
- Запишите слова, относящиеся к теме урока (рыщут, пищу, ищут)
2. Наблюдения над словами с сочетаниями ЖИ-ШИ
- Отгадайте загадку:
На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути? (Машина)
- Назовите все звуки в этом слове.
- Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твердые)
Звук [Ш] твердый, но после него нужно писать букву И. Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки [Ж] и [Ш] были мягкими, с тех пор и осталось правило: после букв Ж и Ш пишется буква И.
(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ и ШИ.)
- Запишите слово машина, подчеркните сочетание ШИ.
- Отгадайте загадку:
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями-
Листьями деревьев. (Жираф)
- Напишите отгадку. После какой буквы нельзя писать букву Ы? (После буквы Ж)
-Подчеркните сочетание ЖИ.
-Подберите и запишите по одному слову с сочетаниями ЖИ и ШИ.
-Прочитайте слова, которые вы записали. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ. С какой гласной вы записали эти сочетания?
3. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
- Отгадайте загадку:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу. (Свеча)
- Назовите все звуки в этом слове.
- Произнесите мягкие согласные. ( [В'] и [Ч'] )
- Как обозначена мягкость согласного звука [В']? (Гласной буквой Е)
А после буквы Ч, которая обозначает мягкий звук, нужно всегда писать букву А. Так договорились люди между собой.
- Запишите слово свеча, подчеркните сочетание ЧА
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЧА).
- Назовите одним словом: небольшой, чаще лиственный лес. (Роща)
- Звук [Щ'] твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какую гласную нужно писать после буквы Щ? (А)
(Учитель вывешивает карточку с сочетанием ЩА)
- Придумайте слово, в котором есть оба сочетания. (Чаща)
- Расскажите правило. ( ЧА, ЩА пишем с буквой А)
- Подумайте, какую гласную нужно писать в сочетаниях ЧУ и ЩУ? Сформулируйте правило сами. (ЧУ и ЩУ пишем с буквой У)
V. Физкультминутка.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чу – чу – чу
Далеко я укачу.
Вагончики зелёные
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колёсики
Всё тук, да тук, да тук.
- Вот мы подъезжаем к станции, которая называется «Упражнения».
4. Работа по учебнику.
Упр.1 (с.115)
-Прочитайте
- Какую "работу" выполняют буквы И, А, У в буквосочетаниях, а какую нет?
- Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
- Почему в буквосочетаниях ЖИ-ШИ пишется буква И ?
- Какое мы знаем правило?
Упр.3 (с.116)
- Рассмотрите рисунки, назовите предметы.
- Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы])
- А какой буквой его нужно обозначать на письме? (И)
- Выполните задания.
- Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
- Что вы узнали?
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику
Упр. 6 (с.118)
-Прочитайте.
-Сколько предметов называют данные слова?
- Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?
-Прочитайте последнее задание и выполните его самостоятельно.
2. Запись под диктовку.
У Яши живет кот Рыжик. Он пушистый. На лапках темные пятна. Рыжик любит играть.
- Подчеркните сочетания ЖИ - ШИ.
3.Словарная работа
- Прочитайте стишок и впишите пропущенные слоги:
Не спе…, напи…,
Как шуршали камы…,
Как проворные у…
Заползали в гара…,
Как стремительно стри…
Пролетали эта…,
Как грызут каранда…
Мы… шустрые в ти…,
Тише, тише, не спе…-
С буквой … пиши … - …!
- Запишите в тетрадь слова с выученным сочетанием.
VII. Рефлексия
На экране:
Всё обдумай, не спеши, а потом уже пиши:
(ча, чя)йка, ё(жи,жы)ки, чи(жи, жы),
да(ча, чя), (щу, щю)ка, камы(ши, шы).
Знаешь, как писать теперь?
Так ли думаешь, проверь:
чайка, ёжики, чижи,
дача, щука, камыши.
Если так хотел писать,
получай отметку...
- Спишите слова, раскрывая скобки.
- Подчеркните орфограммы.
- Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?
- Кто уже научился писать такие слова без ошибок?
- Кому еще нужно потренироваться?
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вы запомнили сегодня на уроке?
-Не спеши и не смеши,
ЖИ и ШИ с И пиши. (Дети говорят хором)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...
Комментарии
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Использован интересный материал