Урок русского языка в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Черниюк Надежда Борисовна

Содержит интересный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse_.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка на тему «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

(УМК «Школа России)

Черниюк Н.Б.

                                             МОУ «Журавлёвская СОШ Белгородского района»

Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цель урока: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Задачи урока:

 Предметные:

  1. создать условия для закрепления детьми написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  2. содействовать формированию умения учащихся находить буквосочетания;
  3. обеспечить закрепление знаний учащихся о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  4. развивать внимание, память, творческое мышление (умение делать выводы)

Метапредметные:

  1. познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать над формированием логических рассуждений
  2. коммуникативные: формировать умение приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости
  3. регулятивные: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов усвоения написания буквосочетаний;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять самоконтроль по результату и способу действия.

  1. Личностные: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Тип урока: решение учебной задачи

Средства обучения: учебник русского языка 1 класс, карточки с написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, картинки с загадками.

                                                          Ход урока

I. Организационный момент

         Начинается урок,

         Всё запоминай, дружок.

         Ведь легко тому учиться,

         Кто привык всегда трудиться.

II. Актуализация знаний

У: Прочитайте:

         Точный, скучный и мучной,

          Мощный, точный и речной,

       Кочки, бочки, точки,

       Есть в словах чк, чн

       И встречается щн.

       Знаем точно: в тех словах

       Мы не пишем мягкий знак.

       В сочетании чк

       Места нет для смельчака.

       Мягкий знак не нужен там,

       Это сразу ясно нам.

- Выпишите два слова с чн и два слова с чк, подчеркните сочетания чн, чк.

III. Самоопределение к деятельности

      Чижи, ужи, ежи, стрижи,

       Жирафы, мыши и моржи,

       Шиповник, шины, камыши,

       Машины и карандаши.

       Кружить, служить, дружить и жить,

       Спешить, шипеть, смешить и шить.

       Все сочетанья ЖИ и ШИ

       Ты только с буквой И пиши!

       ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

       Роща, чаща и свеча.

       Пища, туча, саранча –

       С буквой А и ЧА, и ЩА.

       Сочетанья ЧУ и ЩУ

       Пишем только с буквой У!

       Чушка, щучка, ухвачу

       И лучу, кричу, свищу!

- Кто может назвать тему урока?

IV. Работа по теме урока.

1. Работа со скороговоркой.

                             Волки рыщут, пищу ищут

- Запишите слова, относящиеся к теме урока (рыщут, пищу, ищут)

2. Наблюдения над словами с сочетаниями ЖИ-ШИ

- Отгадайте загадку:

      На резиновом ходу

      Все дороги обойду.

      Я на стройке пригожусь,

      Я работы не боюсь.

      Мне открыты все пути.

      Вам со мной не по пути? (Машина)

- Назовите все звуки в этом слове.

- Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твердые)

Звук [Ш] твердый, но после него нужно писать букву И. Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки [Ж] и [Ш] были мягкими, с тех пор и осталось правило: после букв Ж и Ш пишется буква И.

(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ и ШИ.)

- Запишите слово машина, подчеркните сочетание ШИ.

- Отгадайте загадку:

     Он высокий и пятнистый,

     С длинной-длинной шеей,

     И питается он листьями-

     Листьями деревьев. (Жираф)

- Напишите отгадку. После какой буквы нельзя писать букву Ы? (После буквы Ж)

-Подчеркните сочетание ЖИ.

-Подберите и запишите по одному слову с сочетаниями ЖИ и ШИ.

-Прочитайте слова, которые вы записали. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ. С какой гласной вы записали эти сочетания?

3. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

- Отгадайте загадку:

     Голова огнем пылает,

     Тело тает и сгорает.

     Я полезной быть хочу:

     Лампы нет - я посвечу. (Свеча)

- Назовите все звуки в этом слове.

- Произнесите мягкие согласные. ( [В'] и [Ч'] )

- Как обозначена мягкость согласного звука [В']? (Гласной буквой Е)

А после буквы Ч, которая обозначает мягкий звук, нужно всегда писать букву А. Так договорились люди между собой.

- Запишите слово свеча, подчеркните сочетание ЧА

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЧА).

- Назовите одним словом: небольшой, чаще лиственный лес. (Роща)

- Звук [Щ'] твердый или мягкий? (Мягкий)

- Какую гласную нужно писать после буквы Щ? (А)

(Учитель вывешивает карточку с сочетанием ЩА)

- Придумайте слово, в котором есть оба сочетания. (Чаща)

- Расскажите правило. ( ЧА, ЩА пишем с буквой А)

- Подумайте, какую гласную нужно писать в сочетаниях ЧУ и ЩУ? Сформулируйте правило сами. (ЧУ и ЩУ пишем с буквой У)

V. Физкультминутка.

           Загудел наш паровоз

           И вагончики повёз.

           Чу – чу – чу

           Далеко я укачу.

           Вагончики зелёные

           Бегут, бегут, бегут,

           А круглые колёсики

           Всё тук, да тук, да тук.

- Вот мы подъезжаем к станции, которая называется «Упражнения».

4. Работа по учебнику.

Упр.1 (с.115)

-Прочитайте

- Какую "работу" выполняют буквы И, А, У в буквосочетаниях, а какую нет?

- Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Почему в буквосочетаниях ЖИ-ШИ пишется буква И ?

- Какое мы знаем правило?

Упр.3 (с.116)

- Рассмотрите рисунки, назовите предметы.

- Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы])

- А какой буквой его нужно обозначать на письме? (И)

- Выполните задания.

- Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

- Что вы узнали?

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику

 Упр. 6 (с.118)

-Прочитайте.

-Сколько предметов называют данные слова?

- Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

-Прочитайте последнее задание и выполните его самостоятельно.

2. Запись под диктовку.

У Яши живет кот Рыжик. Он пушистый. На лапках темные пятна. Рыжик любит играть.

- Подчеркните сочетания ЖИ -  ШИ.

3.Словарная работа

- Прочитайте стишок и впишите пропущенные слоги:

        Не спе…, напи…,

        Как шуршали камы…,

        Как проворные у…

        Заползали в гара…,

        Как стремительно стри…

        Пролетали эта…,

        Как грызут каранда…

        Мы… шустрые в ти…,

        Тише, тише, не спе…-

        С буквой … пиши … - …!

- Запишите в тетрадь слова с выученным сочетанием.

VII. Рефлексия

На экране:

        Всё обдумай, не спеши, а потом уже пиши:

        (ча, чя)йка, ё(жи,жы)ки, чи(жи, жы),

        да(ча, чя), (щу, щю)ка, камы(ши, шы).

        Знаешь, как писать теперь?

        Так ли думаешь, проверь:

        чайка, ёжики, чижи,

       дача, щука, камыши.

       Если так хотел писать,

       получай отметку...

- Спишите слова, раскрывая скобки.

- Подчеркните орфограммы.

- Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

- Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

- Кому еще нужно потренироваться?

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вы запомнили сегодня на уроке?

-Не спеши и не смеши,

ЖИ и ШИ с И пиши. (Дети говорят хором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...


 

Комментарии

Черниюк Надежда Борисовна

Использован интересный материал