"Активное слушание в обучении изложению"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Беляева Светлана Александровна

          В последние годы работы учителем начальных классов я столкнулась с проблемой ослабления словесной памяти у детей 7-10 лет. Приемы, применявшиеся ранее успешно, перестали работать, и все чаще я стала слышать от учеников: "Я забыл начало". Как тут вспомнить, если не научен запоминанию!  Так появились уроки развития памяти и внимания, на которых я обучала детей активному слушанию.

          Активное слушание не только позволяет развить память и внимание, но и вовлекает детей в интересную игру "От слова к изложению (рассказу)". Успех приходит так быстро, что ученики порой не верят, что написание изложения из неразрешимой проблемы прекратилось в удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnoe_slushanie_v_obuchenii_izlozheniyu.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

         Развитие навыка самостоятельной творческой работы - задача учителя в начальной школе. Этот творческий процесс  включает в себя этап обучения изложению на уроках русского языка и чтения.

         Известно, что внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка в начальной школе подчинён воспитанию культуры внимания.  Школьной жизни нужно произвольное внимание. Его можно развить вместе с другими функциями: с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Используя в качестве средства общения при обучении изложению активное слушание, учитель и ученик достигают цели воспитания культуры внимания.

         Одновременно с этим школьник разовьет свою память, научится запоминать и быстро воспроизводить большое количество слов и предложений. Этот прием может быть использован не только в начальной школе, но и на других ступенях обучения.

        В последние годы работы учителем начальных классов я столкнулась с проблемой ослабления словесной памяти у детей 7-10 лет. Приемы, применявшиеся ранее успешно, перестали работать, и все чаще я стала слышать от учеников: «Я забыл начало». Как тут вспомнить, если не научен запоминанию! Так появились уроки развития памяти и внимания, на которых я обучала детей активному слушанию.

         Активное слушание не только позволяет развить память и внимание, но и вовлекает детей в интересную игру «От слова к изложению (рассказу)». Успех приходит так быстро, что ученики порой не верят, что написание изложения из неразрешимой проблемы превратилась в удовольствие.

         Чтобы выработать алгоритм успешной работы над изложением, я опиралась на традиционную схему и два пути, ведущие к активному слушанию: прием быстрого повторения и памятки.

Вот так построена классическая схема обучения изложения:

  1.  Учитель читает текст;
  2.  Ученики составляют (или им предлагают в готовом виде) план;
  3.  Ученики записывают опорные слова по памяти (или получают в готовом виде);
  4.  Изложение по плану выполняют один или несколько учеников;
  5.  Ученики приступают к самостоятельной работе над изложением (в черновике);
  6.  Учитель читает текст повторно;
  7. Ученики вносят дополнения и исправления и записывают изложение в тетрадь.

         Такая схема – ловушка для учеников с неразвитой памятью и недостаточным вниманием. Мне это стало особенно понятно, когда обучала детей, имеющих фонетический барьер в общении. До школы этот барьер непонимания не позволил развить у них речь до нужных объемов. Препятствие это является существенным в деятельности педагога, так как мышление детей развивается до взаимосвязи с их речью, а к концу обучения она должна достигать 3500-4000 слов. Для этих учеников использовала прием активного слушания, предлагающего использование слов – памяток. Отмечу, что детям с достаточно развитой речью можно предложить прием рисования по  ходу слушания текста (памятки – зарисовки), этот прием развивает внимание, память, мышление. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам – зарисовкам, быстро осваивают технику написания изложения и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения. Для учащихся, имеющих фонетический барьер, этот прием оказался дополнительным.

         Уже при первом чтении текста я подключила прием быстрого повторения слов и использовании памяток. Памятки – слова, записанные по ходу слушания, или рисунки.

         Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

  1.  Возьми черновики и карандаш;
  2.  Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
  3.  Слова – памятки каждого предложения записывай;
  4.  Между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнения;
  5.  Окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
  6.  Помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
  7.  Из слов составь все предложения;
  8.  Активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
  9.  Закончи работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке, оставленной тобой после первого слушания;
  10. Прочитай написанное, исправь ошибки;
  11.  Запиши изложение в тетрадь.

         Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти: упражнение на словесную память, упражнение «разрезанное предложение», «от слова к рассказу», «Картинка – слово – рассказ».

         Вы почувствуете момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, к сочинению. Одновременно обучайте, пользуясь этим алгоритмом, пересказу на уроках чтения, где можно интересно использовать коллективную работу по записи опорных слов, составлению плана пересказа. Обязательно включайте в опорные слова архаизмы, историзмы, «трудные слова».

         Существует ряд условий, которые полезно выполнять педагогу:

  1. Обучение изложению проводите с использованием необходимой наглядности и технических средств обучения для создания соответствующей атмосферы творческой работы;
  2.  Во II классе текст читайте медленнее, в IV классе чтение проводите с обычной скоростью, читая текст уже не три раза, а два;
  3.  Поддерживайте атмосферу доброжелательности и доверия;
  4.  Создавайте безоценочный климат отношений (сравнивайте работу!).

         К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложные, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, соблюдая одновременно орфографические и пунктуационные правила.

        Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Страх допустить  орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ученику свободно излагать содержание текста, будет сковывать его при построении речевого высказывания.

          В изложении оцениваются:

1. полнота и точность передачи содержания ( полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);

2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);

3. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

        Изложение оценивается по пятибалльной системе. (См.приложение)

 

         Каковы результаты? Замечательные:

  1. нет боязни не справиться с работой над изложением;
  2. работа идет легко и увлекательно, что объединяет ее с одной из форм игры;
  3. обучение изложению остается для учащихся ответственным делом, и они хотят преодолеть трудности, добиться успеха;
  4. развивается дисциплина, внимание, память, мышление;
  5. все учащиеся справляются с этим видом работы, неуспевающих нет.

         Развитие умений – процесс длительный, но одновременно начинает формироваться навык написания изложения. В любой учебной работе «надо отбирать только нужное». Заинтересовав активным слушанием учителей русского языка средней ступени, общими усилиями удастся сформировать прочный навык работы по изложению текста любой трудности, сделать обучение более полезным, интересным, а положение ученика независимым и активным.

         

     

                          ПРИЛОЖЕНИЕ

Отметка «5»:

  1. Правильно и последовательно ( без пропусков        существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
  2. Нет фактически ошибок;
  3. Правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

     Отметка «4»:

  1. Содержание передано правильно и достаточно точно;
  2. В построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  4. Имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускаются не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).

    Отметка «3»:

  1. Допущено существенное отклонение от авторского текста;
  2. Допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
  3. Есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

   Отметка «2»:

  1. Допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);
  2. Много фактических неточностей;
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей;
  4. Имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
  5. Допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

         Алгоритм обучения изложению:

  1.  Возьми черновики и карандаш;

  1.  Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

  1.  Слова – памятки каждого предложения записывай;

  1.  Между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнения;

  1.  Окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

  1.  Помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

  1.  Из слов составь все предложения;

  1.  Активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

  1.  Закончи работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке, оставленной тобой после первого слушания;

  1. Прочитай написанное, исправь ошибки;

  1.  Запиши изложение в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ»

Доклад по работе об изложении текста...

Метод активного слушания в разрешении школьных конфликтов.

Выступление на РМО классных руководителей. Доклад сопровождается презентацией....

Правила активного слушания (памятка для родителей)

Нужно уметь правильно слушать своего ребёнка. И только тогда он расскажет значительно больше. Вы начнёте лучше понимать друг друга....

ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации.Оно предполагает: Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, ...

Техники активного слушания

Активное слушаниеРезультаты экспериментов показывают, что мы слышим только половину того, что нам говорят, соответственно, половина ваших слов, как говориться, «в одно ухо влетает, из другого вылетает...

Техника активного слушания

Техника активного слушания...

Материалы к урокам чтения с отработкой навыка активного слушания.

Иллюстрированные тексты авторов: Носов Н., Зощенко М....