урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Как различать спряжения глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rus._yaz._4_klass_budarino.doc780 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Бударинская ООШ»

Конспект урока

по русскому языку

Тема: «I и II спряжение глаголов»

4 класс

Учитель: Нечепуренко В. И.

I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Цель: научить отличать глаголы I и II спряжения.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с  I и II спряжением глаголов, учить отличать глаголы I и II спряжения.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Оборудование и материалы:

для учителя: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), колонки;

для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

I.        Оргмомент

      У ч и т е л ь .

                Долгожданный дан звонок-

                Начинается урок.

                Он пойдёт ребятам впрок.

      Д е т и .

                Постараюсь всё понять-

                Буду грамотно писать.

      У ч и т е л ь .

                Послушайте загадку:

                Что без меня предмет?

                Он лишь названье.

                Но я приду-  всё в действие придёт:

                Летит ракета,

                Люди строят зданья,

                И рожь в полях растёт.

        О какой части речи говорится в загадке?

        Дети: О глаголе.

 

        Учитель: О чём сегодня на уроке будем говорить?

 

   

     

       II. Повторение

         Слайды 1-2

                                  

         

         У ч и т е л ь . Что вы знаете о глаголе?

         Дети.  Глагол- часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? ;глаголы изменяются  по временам. Настоящее время глагола показывает, что действие совершается в момент речи (читаю, иду). Прошедшее время глагола показывает, что действие происходило до момента речи ( играл, смотрел). Будущее время глагола показывает, что действие будет происходить после момента речи ( увижу, пойду). Глаголы  настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Они имеют три лица (1,2, 3) и два числа (ед.ч. и мн. ч.). Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Глаголы прошедшего времени имеют суффикс –л. Глаголы имеют свою начальную форму, которая называется неопределённой. Неопределённая форма не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? И имеют суффиксы –ть, -ти, -чь. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

         У ч и т е л ь . Что такое «спряжение глаголов»?

        Слайды 3-4

       

         Маленький тест. Задача – выбрать правильное утверждение. Ребёнок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке, и выбирает правильный, по его мнению, ответ. При нажатии на строчку с ответом происходит следующее:

          -  если ответ правильный, то раздаются аплодисменты и появляются аплодирующие руки;

          -  если ответ неверный, то раздаётся горький вздох и появляется грустная мордашка.

           У ч и т е л ь . Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. Сегодня на уроке мы продолжим изучать особенности спряжений глаголов.

           

     

      III. Новая тема

             Слайд 5.

       

             У ч и т е л ь . 1 задание: проспрягайте в тетрадях глагол «спасти». Но вначале скажите, пожалуйста, что это за глагол?

             Д е т и . Он отвечает на вопрос что сделать? и является неопределённой формой глагола.

            У ч и т е л ь . Не забудьте выделить окончания. Давайте проверим.

            Задания выполняют в парах.

            Рефлексия

            У ч и т е л ь . Продолжить предложения:

            «Я узнал………….»

            «Я удивился……….»

            «Я запомнил……….»

            «Я хочу узнать……..»

            Слайд 6.

         

            По щелчку поочерёдно появляются местоимения и формы глагола.

            У ч и т е л ь . Что вы заметили?

            Д е т и . Глаголы 2 лица ед.ч,  3 лица ед.ч,  1 лица мн.ч,  2 лица мн.ч в окончании имеют букву «е».

            У ч и т е л ь . А теперь проспрягайте рядом глагол «лететь». Проверяем.

         

     Слайд 7. (проверка по щелчку)

       

            У ч и т е л ь . Что заметили в этих глаголах? Пропустите одну строку. Выпишите ниже только окончания глаголов  в два столбика. Окончания глаголов 1-го лица ед.ч. не пишите. Как вы думаете, почему я так сказала?

            Д е т и . Они одинаковые.

             Слайды 8-9 (проверка по щелчку)

         

             У ч и т е л ь . Что вы заметили, когда спрягали глаголы?

             Д е т и . У них получились разные окончания.

             У ч и т е л ь . Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов. Глаголы, в зависимости от окончания, при спряжении делятся на две группы: глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок). Подпишите их римскими цифрами I и II на свободной строке. Откройте  учебник на с 146, изучите таблицу. Сделайте вывод: чем отличаются окончания глаголов I и II спряжения? Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране. В букве «Е» одна вертикальная палочка – напоминает римскую цифру 1, а буква «И» -две вертикальные палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить! Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора.

             Слайд 10.

         

             У ч и т е л ь . А теперь отдохнём немного! Скажите: какого лица, числа и спряжения слово «отдохнём»?

             Д е т и . 1 лица, мн.ч, I спряжение, окончание –ём.

             У ч и т е л ь . Следите за фигурками на экране и повторяйте за ними!

          IV. Закрепление.

            Слайд 11.

       

            У ч и т е л ь . А теперь я предложу вам грамматическую задачу (можно пользоваться схемой-опорой): расскажите всё, что мы можем узнать по окончанию      - ишь.

            Д е т и . Это глагол 2 лица, ед.ч, II спр. По окончанию -ут  - глагол 3 лица, мн.ч, I спр.; -ете – глагол 2 лица, мн.ч., I спр.; -ит -  глагол 3 лица, ед.ч., II спр., -ат – глагол 3 лица, мн.ч, II спр..

           Слайд 12.

         

           У ч и т е л ь . А теперь задание для закрепления. На экране слова, которые вам нужно распределить в два столбика: I и II спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?

           Д е т и . Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.

           У ч и т е л ь . Приступайте к работе, можете пользоваться схемами-опорами.

Работа выполняется в группах.

            Слайд 13.

       

            У ч и т е л ь . А теперь вы выполните ещё более трудное задание. Вам надо списать словосочетания, узнать время, лицо, число и спряжение глагола. За эту работу я выборочно поставлю оценки в журнал. Приступайте к работе, будьте внимательны.

           По окончании работы учитель проверяет несколько тетрадей.

             V. Итог урока

           

            Слайд 14.

            У ч и т е л ь . Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

            Д е т и . Глаголы бывают I и II спряжения.

            У ч и т е л ь . Как отличить глаголы I и II спряжения?

            Д е т и . Глаголы, оканчивающиеся на –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), относятся к I спряжению, а глаголы, оканчивающиеся на –ишь,-ит, -ите, -ат(-ят), относятся ко II спряжению.

            У ч и т е л ь . Что было самым интересным? Какой вид работы вам особенно удался? А что было особенно трудным?

            VI. Домашнее задание.

            У ч и т е л ь . На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к I и II спряжению, поэтому вам нужно уметь хорошо их различать. Вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.146. Можете опираться на схему, дома оформите её красиво, чтобы она могла вам служить долго.

             А ещё дом вы выполните  упражнение № 252 ( 1-ый вариант – за скобочкой 1, 2-ой вариант – за скобочкой 2).

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку для 4 класса"Спряжение глагола"

Дать первоначальное понятие о спряжении(разграничить два типа спряжения); важно, чтобы ученик самостоятельно вслух повторил определение спряжения глагола, сказал о двух типах спряжения и назвал отличи...

Презентация к уроку русского языка "Спряжение глаголов" 4 класс

Использовать при изучении тем по русскому языку спряжение глаголов....

урок русского языка: Спряжение глаголов. Паралимпийские игры.УМК "Планета знаний" 4 класс

Урок русского языка. Упражнение в определении спряжений, повторение падежных окончаний существительных.Паралимпийские игры. Спорт для мужественных. (Возможно проведение урока с ипользованием презентац...

урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов"

урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов" по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русскогоязыка по теме "Глагол"

Урок обобщения по теме "Глагол". На уроке закрепляетютя знания о глаголе как чати речи, о временах глагола, о неопределенной форме глагола. Все упражненя направлены на развитие речи, внимания. мышлени...

Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола.

Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола....

Технологическая урока русского языка "Урок контроля знаний. Спряжение глаголов", 4 класс УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 14.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 10:10–10:50 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...