конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку по теме

 

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.

           Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vo_sadu_li.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ВО    САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ.

        Тема: Правописание парных согласных в корне слова.

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.

           Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

                                          ХОД УРОКА:

   Учитель: Сегодня на уроке мы проведём исследование на тему «Правописание парных согласных в корне слова». Но для изучения возьмём не любые слова. Определить, что это за слова, вам поможет название нашего урока «ВО САДУ  ЛИ, В ОГОРОДЕ,,,»

 Что растёт в саду?    (фрукты)

  А в огороде?             (овощи)

  Правильно. А теперь вспомним парные согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.)

  Давайте исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова.

   Прочитайте на табличке слова и выберете те, где написание парных согласных отличается от их произношения.

                  ГРУША, ПЛОД, АРБУЗ, ДЫНЯ, ЯГОДКА,

   Учитель: Мы определили нужные нам слова все вместе, а теперь вы сделаете это самостоятельно.

             АБРИКОС                                  РЕПКА
            ЛИМОН                                      ОГУРЕЦ
            ГРАНАТ                                     МОРКОВКА
            ВИНОГРАД                               БАКЛАЖАН
            ЯБЛОКО                                    РЕДИСКА
            МАЛИНА                                   СВЁКЛА

 Где могут вырасти плоды из первого столбика? ( в саду)

А второго…?    (в огороде)

Выпишите в столбик слова, в которых необходимо проверить написание парных согласных в корне слова.

   ( Далее проводится исследование выбранных слов, где учащиеся обращают внимание на то, что в словах на тему «САД» парные согласные стоят в конце слова, а на тему «ОГОРОД» - перед глухими согласными.

 Учитель обращает внимание детей на то, что, несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в конце корня слова.

 Учащиеся выделяют корень в записанных словах и подчёркивают парную согласную, стоящую в конце корня.)

         

Учитель:  А теперь перед нами стоит задача – найти способ проверки написания парных согласных в корне слова. Для этого надо подумать, как нам изменить эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало.

   Учащиеся, изменяя слова, приходят к выводу.

     Для проверки парного согласного в корне нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором  после согласного стоит гласный или звук Н

                         САД                                                     ОГОРОД

     Абрикос - абрикосы                               репка- репа

     Гранат – гранаты                                    морковка – морковный

     Виноград – виноградный                      редиска – редисочка

Учитель:  А сейчас мы выполним задание «наоборот». Надо изменить слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке. Например, шуба – шубка.

    Слова для самостоятельной работы: ГРЯДА-

                                                                   САДИК-

                                                                   ЯГОДА-

        СТОРОЖИТЬ-

Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек или учащиеся  хлопают в ладоши.

Учитель: Придумано немало загадок, где отгадками являются слова на тему нашего урока. Отгадайте загадки, подберите к ним проверочные слова.

        Берега зелёные,

        Вода красная,

        Рыбки чёрные.    ( арбуз)

        В золотой клубочек

        Спрятался дубочек.  (жёлудь)

                                         Я под шапкою цветной

                                         На ноге стою одной,

                                         У меня повадки,

                                         Я всегда играю в прятки.  (гриб)

                                       

Учитель:  Что объединяет слова-отгадки? ( парные согласные)

                    Какой частью речи являются слова-отгадки? ( существительные)

                   А какой частью речи являются слова: сладкий, лёгкий, узкий, гладкий, редкий?                                          

        ( прилагательные)

                    Где стоят в этих словах парные согласные? (в середине слова)

А теперь попытайтесь подобрать к этим словам проверочные слова.

                                        СЛАДКИЙ – СЛАДОК

                                         ЛЁГКИЙ – ЛЁГОК

                                         УЗКИЙ – УЗОК

                                         ГЛАДКИЙ – ГЛАДОК

                                         РЕДКИЙ  - РЕДОК

Учитель:  Итогом нашей исследовательской работы будет работа творческая. Вы должны дополнить свой рассказ, записанный на доске, словами по теме нашего урока и написать их правильно, используя найденный нами способ проверки парных согласных в корне слова. (задание даётся по вариантам)

                               Вариант 1.

У нас на даче есть фруктовый ____.Осенью в нём созревают ___ плоды. Наливается соком спелый ___.На  газонах зеленеет ___.

Слова для справок ( даётся задание выбрать слова по теме урока): сад, огород, яблоки, сливы, виноград, травка, сладкие, сочные.

                               Вариант 2.

У бабушки в деревне большой ___. Там на ___ растут ___ и ___. На бахче созрел огромный полосатый ___.

Слова для справок (даётся задание выбрать слова по теме урока): сад, огород, лук, морковка, помидоры, грядки, арбуз, дыня.

После выполнения работы тексты зачитываются вслух.

ОБРАЗЕЦ:                                          

                                      Сад.

У нас на даче есть фруктовый сад. Осенью в нём созревают сладкие плоды. Наливается соком спелый виноград. На  газонах зеленеет травка.

                                    Огород.

У бабушки в деревне большой огород. Там на грядках растут лук и морковка. На бахче созрел огромный полосатый арбуз.

Учитель:  А теперь настало время для того, чтобы получить домашнее задание.

 Вам нужно написать 5 слов с парными согласными в конце слова и перед   глухими согласными. Подобрать к ним проверочные слова.

     МОУ    ШУМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

       Большечерниговского  района Самарской области

 

 

          по  русскому языку  в 3 классе

          на тему:

                                          Подготовила и провела учитель

                                                            начальных классов: ВЛАСОВА С.Ю.

                                    п.Шумовский  2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова»

«Правописание парных согласных в корне».Цель:- формирование навыка правильного грамотного письма при написании слов с парными согласными....

Презентация к уроку русского языка " Правописание парных согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в корне слова"....

Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....

Конспект урока по русскому языку "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых...