Понятие об имени прилагательном
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Кривенко Светлана Алексеевна

Учебно-методическая разработка урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Понятие об имени прилагательном как части речи»

Цель урока: ознакомление  учащихся с лексико-грамматическими признаками имени прилагательного, развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выявление роли имени прилагательного в русском языке, развивать умение образовывать от существительных однокоренные прилагательные.

Задачи:

Образовательные:

- развитие  умения правильно ставить вопросы к словам – признакам;

- выяснение  связи слов-предметов и слов-признаков по смыслу.

Развивающие:

- развитие внимания, речи учащихся;

- развитие умения анализировать и систематизировать материал.

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения друг к другу,  взаимопонимания и умения работать в группе.

Ход урока.

I.Организационный момент.

      Цель: настроить  учащихся на работу, мотивация на познавательный процесс.

         Громко прозвенел звонок

         Начинается урок.

         Наши ушки на макушке,

         Глазки широко открыты,

         Слушаем, запоминаем,

         Ни минутки не теряем!

II. Минутка чистописания.

   Цель: отработка навыка письма, развитие аккуратности, повторение изученных орфограмм.

Учитель: Откройте тетрадь,  запишите число, классная работа.

Ребята, угадайте, написание каких букв мы сегодня повторим?

  Целый час жужжит уже

На цветочке буква …(Жж)

       Для шипенья хороша

   В алфавите буква …(Шш)

Учащиеся: Отгадывают загадки, повторяют, что они знают о буквах  «Ж» «Ш», звуках  [ж, ш] .( Звуки согласные, всегда твёрдые, шипящие. Только ж-звонкий , ш – глухой).

Учитель комментируя , показывает написание букв.

Учащиеся:  прописывают заглавные и строчные буквы ,  буквосочетания жи-ши.

III. Словарная работа.

Цель: отработка правильного написания слов с непроверяемой безударной гласной в корне, развитие орфографической зоркости.

Учитель :  Игра « Что задумано?»

Я буду называть слова , а вы должны по описанию догадаться о каком словарном слове идет речь и записать в тетрадь .

  1. Прекрасная, солнечная, морозная …
  2.  Старательный, прилежный, умный  
  3.  Вкусное, парное, коровье …
  4. Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …
  5.  Ежедневная, свежая, интересная …
  6.  Белые, кучевые, пушистые…
  7. Меховое, дорогое, тёплое…

Учащиеся:  комментируют запись, произнося слово по слогам, называя ударный, подчёркивают безударный гласный.

Учитель: Давайте проверим! ( Слайд №  )

IV.Актуализация имеющихся знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний.

Учитель: Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь? На какие вопросы они отвечают?

-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.

V. Сообщение темы и целей урока.

Цель: пробуждение интереса к получению новой информации. Целеполагание.

Учитель: - А сейчас мы проверим , насколько вы были правы. Отгадайте загадку:

Художника этого знает весь свет, 

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

- О какой части речи эта загадка?

-Как вы думаете ,чем мы будем заниматься на уроке?  (Ответы детей)

VI.Формирование новых понятий и умений.

Цель: знакомство с новым материалом, развитие умения анализировать и систематизировать информацию.

Приём « Составление кластера»

Учитель: давайте вспомним всё, что знаем об имени прилагательном и попробуем систематизировать ваши знания.

                                 

Учащиеся называют,  на экране появляется схема.

                    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                       

     

Учитель : Почему имя прилагательное в загадке  назвали художником? (Ответы детей)

Роль прилагательных в речи.

Мы много знаем об имени прилагательном, а для чего нужны имена прилагательные, какова их роль  в нашей речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдаем. Перед вами 2 текста. Прочитайте их.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят с юга птицы.

       Наступила ранняя  весна. Тает снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят с юга перелётные  птицы.

О чём первый текст?  Как его можно озаглавить?

О чём второй текст? Можно ли дать второму тексту это же название?

 Чем они различаются?

Что можете сказать о втором тексте?

   Вывод: имена прилагательные обогащают речь, делают её яркой, красивой.

Задайте вопрос к прилагательным , выпишите словосочетания .

От каких  слов ставили  вопрос ? Назовите часть речи с которой употребляются прилагательные?  (Прилагательное неразрывно связано с существительным. Оно стоит в том же роде и числе, что и существительное.)

В каком предложении прилагательное отсутствует?

 Выберите из предложенных прилагательных подходящее для этого предложения: мягкое, серебристая,  последний, свежие, белый.

Запишите это предложение для разбора.

Почему именно эти прилагательное выбрали? На какую часть слова обращали внимание? ( На окончание) .   Итак, можно сделать вывод, что если существительное изменяется по родам и числам, то и прилагательное тоже изменяется по родам и числам. Верно? (да)

       Вывод: имя прилагательное согласуется с именем существительным.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

   Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.

- А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали  Прилагательные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с  Существительными, берут у них  напрокат формы рода, числа и  падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

     8. Работа в группах.

Учитель : Если подобрать точные прилагательные, то можно по описанию  предмета, даже не видя его, назвать его. Сейчас вы в этом убедитесь.

Каждой группе выдаётся конверт, в котором лежит    рисунок с изображением предмета. На конверте надо написать 4-5 прилагательных, чтобы слушатели узнали по признакам предмет, не видя его.

1 группа: арбуз      2 группа:  заяц     3 группа: воробей

Учитель :  Игра деда Буквоеда. Соотнесите прилагательные с существительными. Соедините стрелкой.( Задание на интерактивной доске, по цепочке, устно)

                злой                                    олень

                трусливый                         медведь

                хитрая                         еж

                пушистая                         змея

                неуклюжий                 лиса

                рогатый                         заяц

                колючий                         волк

                ядовитая                         белка

        VII. Закрепление материала.

Цель: Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятельности

  1. Работа по учебнику.

Учитель : Предлагаю проверить ваше умение узнавать прилагательные в тексте. Откройте учебники на стр.103  упражнение 5. (Работа по заданию).

VIII. Физминутка

  Цель: снятие напряжения.

Учащиеся выполняют упражнения под музыку.

  1. Работа с дополнительными заданиями .

     а)  К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
Весна - ветер.
Лес - озеро.
Пух - одеяло.
Вкус - еда.
Чай - куст.

     б) Работа в группах.

 Подготовительная работа. ( Устное упражнение по подбору антонимов)

Учитель : Назовите  противоположные признаки: широкий, толстый, острый , весёлый, смелый, больной, быстрый.

Каждой группе даётся 1 пословица.

В  пословицах нужно вставить  вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).  Запишите пословицу, подчеркните волнистой линией прилагательные . Объясните пословицу.

1.. Старый друг лучше ____________двух.

2.Доброе слово лечит, а ____________калечит.

3. Горькая правда лучше____________лжи.

   в) Игра «В каком магазине?» (устно)

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.

  г) Индивидуальная работа по карточкам.*(дополнительно)

-Продолжаем. Сейчас у нас работа по карточкам. Каждый из вас получает карточку, внимательно читает задание и выполняет его.

КАРТОЧКА №1

В группе однокоренных слов найди прилагательное:

ласка, ласкать, ласковый,

горький, горчить,  горечь,

 доброта, добрый, подобреть.

КАРТОЧКА №2

Измени прилагательное по родам

яркий...

умный...

большой...

  КАРТОЧКА №3

Образуй от существительного однокоренное прилагательное

добро;

радость;

отзывчивость.

КАРТОЧКА № 4

 Разбери прилагательное по составу

безумный;

приморский;

заоблачный.

IX. Итог урока . Рефлексия.

Цель: самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализировать.

-Что такое имя прилагательное? Зачем мы в своей речи употребляем имена прилагательные?

-Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с именами прилагательными. Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? Какие?

Выполнение теста  (самостоятельно ). Учитель читает задание и варианты ответов. Дети отмечают правильный ответ.

Тест 

1.        Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым;

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.

2.    Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б)  глагола;

В) предлога.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:

Зелёная нить тонкая, а красная ....

А) гладкая;

Б) короткая;

В) толстая.

4. .    В каком случае словосочетание записано верно?

А) апрельское утро;

Б) апрельская утро;

В) апрельской утро;

5. Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;

Б) теплый;

В) тепло.

6. Какие имена прилагательные подойдут к существительному крот?

А) аккуратный, большой, серый ;

Б) небольшой, чёрный, слепой ;

В) проворный, темноватый, огромный.

Учитель: Обменяйтесь своими работами с  соседом по парте. Опираясь на проверочный лист , который вы видите на слайде оцените работу.

       Затем ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана :

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я  выполнял задания…
  5. Я  понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я научился…
  8. Меня удивило…

Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. (Учитель выставляет оценки за урок).

 Послушайте стихотворение, попробуйте найти имена прилагательные.

Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы –
прекрасное,
Не скажем –
безобразное,
Не скажем маме
милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти
замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

Если слушали внимательно , назовите мне все прилагательные , встретившиеся в этом стихотворении.

X.  Домашнее задание.

Учитель дает дифференцированное задание по карточкам.

Карточка для учащихся высокого уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи  прилагательные, выдели окончания.

Ёлка.

          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

  Карточка для учащихся среднего уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи  прилагательные, выдели окончания.

Ёлка.

          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

Слова для справок:  дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.

Карточка для учащихся низкого уровня:

1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные. Выдели окончания.

Ёлка.

       Высокая  ель росла  в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая  белка. Дятел угощался  её вкусными  шишками.

- Просмотрите, вам понятно задание?

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кривенко Светлана Алексеевна языка Урок русского языка в 3 классе Понятие об имени прилагательном как части речи учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 12

Слайд 2

Чистописание Седьмое марта. Классная работа. Жж Шш жи-ши

Слайд 3

Прекрасная, солнечная, морозная … Старательный, прилежный, умный … Вкусное, парное, коровье … Быстроходный, белоснежный, двухпалубный … Ежедневная, свежая, интересная … Белые, кучевые, пушистые… Меховое, дорогое, тёплое… Словарная работа « Угадай существительное»

Слайд 4

П о года, уч е ник, м о л о ко, к о рабль, г а зета, о бл а ка, п а льто.

Слайд 5

Имя прилагательное Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы какой ? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам В предложении является второстепенным членом

Слайд 6

Текст №1 ВЕСНА . Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят с юга птицы. Текст №2 ВЕСНА. Наступила ранняя весна. Тает снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят с юга перелётные птицы.

Слайд 7

Имена прилагательные обогащают речь, делают её яркой, красивой, выразительной . Имена прилагательные уточняют речь.

Слайд 8

Тает снег. мягкое серебристая последний свежие белый Тает последний белый снег.

Слайд 9

В переводе с лат. nomen adiectivum – имя прилегающее, примыкающее .

Слайд 10

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. - А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Слайд 11

Вывод о связи частей речи: согласуются с ущ. прил. в числе в роде в падеже

Слайд 12

АЛГОРИТМ Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Определить род и число имени существительного. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Слайд 13

злой олень трусливый медведь хитрая еж пушистая змея неуклюжий лиса рогатый заяц колючий волк ядовитая белка Игра Деда Буквоеда

Слайд 14

Ночь – тишина. Весна – ветер. Лес - озеро. Пух - одеяло. Вкус - еда. Чай - куст. Образуйте из первого существительного прилагательное . Запишите полученные словосочетания. Ночная тишина. Весенний ветер. Лесное озеро. Пуховое одеяло. Вкусная еда. Чайный куст.

Слайд 15

Старый друг –лучше новых двух. Доброе слово лечит, а злое калечит. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Слайд 16

Рефлексивно - оценочный этап. Тест 1. Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым; В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения. 2. Род и число имени прилагательного зависят от: А) имени существительного; Б) глагола; В) предлога. 3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая. 4. . В каком случае словосочетание записано верно? А) апрельское утро; Б) апрельская утро; В) апрельской утро; 5. Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло. 6. Какие имена прилагательные подойдут к существительному крот ? А) аккуратный, большой, серый ; Б) небольшой, чёрный, слепой ; В) проворный, темноватый, огромный.

Слайд 17

Правильные ответы 1. В 2. А 3. В 4. А 5. Б 6. Б Меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно) Три правильных ответа. Удовлетворительно. Четыре – пять правильных ответов. Хорошо. Шесть правильных ответов. Отлично.

Слайд 18

К, прилетели, кормушке, снегири, и , суетливые, красногрудые, синички. Рефлексия Рефлексия Сегодня на уроке мы познакомились… - Мне было трудно … - Я сомневался… - Мне понравилось… - Я доволен …

Слайд 19

СЕГОДНЯ ВЫ БЫЛИ: Умные Внимательные Активные Красивые Добрые Воспитанные

Слайд 20

Домашнее задание Выполнить задание по карточкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об имени прилагательном

Презентация для знакомства с именем прилагательным...

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цели урока: 1.Повторять и обобщать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; тренировать умения распознавать прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.2....

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Презентация к уроку русского языка "Понятие об имени прилагательном"

Презентация к тексту урока русского языка "Понятие об имени прилагательном" с анимацией и использованием интерактивной доски....