Главные вкладки

    Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Оберемко Елена Вячеславовна

    Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe._hod_uroka.__dlya_sayta_doc.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

          Автор разработки: учитель начальных классов

         Петрова Елена Вячеславовна

          Образовательная программа: «Школа России»

          Тема урока: «Понятие об имени прилагательном» 3 класс

    Ход урока: (кадр№1)

    1. Постановка задачи урока и формулировка темы.

    Учитель: На Руси уж так идёт,

    Что талантливый народ

    Сам себе и жнец, и швец, (кадр№2, 3)

    И на дудочке игрец,  (кадр№4)

    И блоху он подкуёт, (кадр№5)

    Дом добротный возведёт, (кадр№6)

    Утварь всю по дому справит, (кадр№7)

    Чашей полной дом тот станет. (кадр№8)

    Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним некоторые виды народного искусства, которыми талантливые русские мастера прославили Россию. (кадр№9) Слова какой части речи помогают нам описывать свойства, признаки предметов?

    Ученик: Имена прилагательные.

    Учитель: Тема урока: Имя прилагательное. Мы познакомимся с основными свойствами имени прилагательного и его ролью в нашей речи. Наша задача - концу урока найти ответы на эти вопросы. ( кадр №10)

    2. Чистописание

    Учитель: Прочитайте пословицу – Трудом Родину славим, трудом украшаем. (кадр№11)

                    Сейчас вы тоже будете творить красоту, т.е. красиво писать, всё равно что кружево плести. Напишите правильно и красиво предложение.

    Учитель: Какое словарное слово встретилось?

    Ученик: Родина.

    Учитель: Сейчас мы повторим и другие орфограммы. Умение писать эти слова сегодня пригодится нам на уроке для составления предложений и словосочетаний. Впишите пропущенные в словах буквы.  

    3. Решение орфографических задач. Повторение сведений об имени существительном. Работа в парах. Взаимопроверка. (кадр№12)

    Учитель: Какая часть речи вам встретилась?

    Ученик: Имя существительное.

    Учитель: На какие вопросы отвечает имя существительное?

    Ученик: Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?

    Учитель: Что называет имя существительное?

    Ученик: Имя существительное называет предмет, явление природы, качество характера, чувство, признак или свойство предмета, действие, вещество.

    Учитель: В какой строке записаны имена существительные, которые называют предмет, явление природы, качество характера, чувство, признак или свойство предмета, действие, вещество, понятие, людей?

    Ученик:  предмет – кружево, поднос, посуда, игрушка, роспись

                    явление природы, время года – зима, мороз

      человеческие качества, способности – талант, трудолюбие, мастерство, воображение

                    чувство, настроение – радость, веселье

                    признак или свойство предмета – лёгкость, воздушность

                     действие – напоминание, украшение, роспись

                     вещество – золото, металл, железо

                     понятие- искусство, Родина, красота, традиция

                     человека, людей- мастер, народ  

    .   4.  Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффикса –ск-. Разбор прилагательных по составу.         

    Учитель: На экране несколько видов народного искусства.(кадр№13)  Это роспись, кружево, игрушки, поднос. Название каждого из них происходит от того места, села или города, где оно зародилось или прославилось искусностью русских мастеров.

    Хохлома  Вологда  Дымково  Жостово (кадр№14)

    Какой частью речи являются эти слова?

    Ученик: Это имена существительные.

    Учитель: Что называют эти имена существительные?

    Ученик: Это географические названия.

    Учитель: Обратите внимание, географические названия пишутся с заглавной буквы. Образуйте от каждого из этих существительных имя прилагательное при помощи суффикса –ск- (кадр№15)

    Ученик: хохломской, вологодский, дымковский, жостовский  (Кадр№16)

     Учитель: Обратите внимание – прилагательные, образованные от существительных  пишутся  уже со строчной буквы. Разберите их по составу. (кадр№16)

    Учитель: Назовите род и число каждого из предметов. (кадр№17)

    Ученик: роспись – ж.р., ед.ч.

                   кружево – ср.р., ед.ч.

                   поднос – м.р., ед.ч.

                   игрушки – мн.ч.

    5. Образование словосочетаний имен существительных с прилагательными. Исторические справки-выступления учащихся.

    Учитель: Образуйте словосочетания прилагательных с существительными (кадр№18), чтобы правильно подписать виды искусства, послушайте историческую справку.

    Ученик: (кадры№19-22) Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой, нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. К ним относится и хохломская роспись. Казалось бы. Зачем нам в наш динамический век. Век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть дешёвые и удобные металлические? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Людям хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные, в которых живёт естественность и поэтичность.

    Ученик: (кадры№23-25)  Во многих русских землях кружевничали, особенно на Севере, где родится лён. Но родиной этого ремесла стала Вологда.

        Судьба у этого вида искусства счастливая: не исчезло оно, выстояло перед натиском хитрых машин, доказало, что мудрые и талантливые руки никакой механизм не заменит.

        Вологодское кружево считается по достоинству гордостью отечественного искусства.

        Своей белизной, лёгкостью и воздушностью кружева напоминают русскую природу, особенно русскую зиму, её снег, морозы и узоры на стёклах. Вероятно, поэтому и назвали фабрику, где плетут кружева «Снежинкой»

    Ученик: (кадры№26-30) Основное направление в росписи - цветочный букет. Мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению и хорошо усвоенным правилам. Роспись по металлу - русский художественный промысел, сложившийся в начале 19 в. Сегодня на фабрике работают 240 художников, которые не теряют связь с прошлым, с опытом и традициями поколений.»  Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.  В это искусство вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции:(кадры№ 31-35)

    Ученик  Чем знаменито Дымково?                             В ней что-то есть от радуги,
                   Игрушкой своей.                                           От капелек росы.
                   В ней нету света дымного,                            В ней что-то есть от радости,
                   А есть любовь людей.                                    Гремящей, как басы.

                                                 
                                               
    Она глядит не прянично,                                 Сияйте охра с суриком
    Ликующе и празднично.                                  По всей земле в домах.
    В ней молодость – изюминка,                         От дымковской игрушки
    В ней удаль и размах.                                       Идет тепло и свет.

                                            И пусть он не иссякнет
                                           Десятки, сотни лет.

    Учитель: Теперь безошибочно образуйте словосочетания имён существительных с именами прилагательными (кадр№36)      

    Ученик: хохломская роспись, вологодское кружево, жостовский поднос,

     дымковские игрушки

    6. Наблюдение за изменением имён прилагательных по родам и числам

     Учитель: Что пришлось изменить, чтобы прилагательное и существительное согласовалось по смыслу?

    Ученик: Пришлось изменить окончание прилагательных.

    Учитель: Когда изменили окончание прилагательного, как изменилось само прилагательное?

    Ученик:  Когда изменили окончание прилагательного, изменился его род и число.

    Учитель: От чего зависит род и число имени прилагательного?

    Учитель: Сделайте вывод – изменяется ли род и число прилагательных? (кадр№37)

    Ученик: У имён прилагательных изменяется род и число.

    Учитель: Какая часть слова при этом изменяется?

    Ученик: При изменении рода и числа имён прилагательных изменяется его окончание.

    Учитель: Сделайте вывод – от чего зависит род и число имени прилагательного?

    Ученик:  Род и число имени прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано.

     Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? и обозначает  признак, свойство

     Имя прилагательное изменяется по родам и числам, при этом  меняется его окончание

     Род и число имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым связано.

    7. Составление и запись предложений с прилагательными.

    Учитель:. Запишите с красной строки, через запятую, первое словосочетание с заглавной буквы, а после запятой со строчной, поставьте в конце тире. (кадр№38)

    Хохломская посуда, вологодское кружево, жостовский поднос, дымковские игрушки Учитель: Как одним словом  можно назвать записанные вами предметы?

    Ученик:   Виды русского народного искусства.

    Учитель: Запишите после тире с маленькой буквы.  (кадр№39)

     Учитель: Прочитайте предложение полностью, поставьте в конце предложения точку.  

     Ученик: Хохломская роспись, вологодское кружево, жостовский поднос, дымковские игрушки - виды русского народного искусства.

    Учитель: Назовите только имена прилагательные

    Ученик: хохломская, вологодское, жостовский, дымковские,русского,народного(кадр№39)

    8. Подбор прилагательных для описания предмета. Наблюдение над родовыми окончаниями прилагательных

    Учитель: Чем отличаются эти изделия друг от друга? Опишите каждое изделие по цвету, по внешнему виду, по форме, по материалу, по настроению и впечатлению, которое создаёт это произведение искусства, используя только имена прилагательные.

    Ученик:  хохломская посуда – яркая, золотая, деревянная (кадр№40)

    Учитель: Назовите окончания прилагательных  ж.р.

    Ученик:  - ая, -яя

    Ученик: вологодское кружево – белоснежное, узорное, льняное (кадр№41)

    Учитель: Назовите окончания прилагательных ср.р.

    Ученик: -ое, - ее

    Ученик: жостовский поднос – нарядный, цветной, железный (кадр№42)

    Учитель: назовите окончания прилагательных м.р.

    Ученик: -ый. –ий, -ой

    Учитель: сделайте вывод – какие окончания пишутся у имён прилагательных женского, среднего и мужского рода?

    Ученик:  ж.р.  - ая, -яя          ср.р. -ое, - ее       м.р.  -ый. –ий, -ой     (кадр№43)

    Учитель: опишите с помощью прилагательных дымковские игрушки

    Ученик: дымковские игрушки – весёлые, глиняные, разноцветные (кадр№44)

    Учитель: назовите окончания прилагательных во мн.ч.

    Ученик: -ые, - ие  

    Учитель: сделайте вывод – какие окончания имеют прилагательные во мн.ч.

    Ученик:  мн.ч. – ые. –ие  (кадр№45)

    9. Определение роли прилагательных в речи. Знакомство со  словарём эпитетов

    Учитель: Что обозначают все эти прилагательные?

    Ученик: Эти прилагательные обозначают отличительные свойства, признаки предметов

    Учитель: Самое меткое, свежее, нужное прилагательное, которое выбирает писатель, чтобы описать уже известный предмет, называется – эпитет. (кадр№46)

    «Словарь эпитетов русского литературного языка» содержит эпитеты 600 писателей и поэтов. Эпитетов так много, что лучше открыть словарь, прочитать и восхититься той многообразной гаммой чувств, которые вызывает, например, красота ( бесхитростная, благородная, великая, волшебная, дивная, душевная, замечательная, земная, изумительная, изысканная, лучезарная (устар. поэт.), невиданная, неземная, неописуемая, неписаная (нар.-поэт.), неповторимая, неподражаемая, несказанная (нар.-поэт) и т.д.)

    Учитель: Определите, внимательно вслушиваясь в описание, о каком виде искусства идёт речь и приготовьтесь назвать прилагательные, которые помогли вам узнать и представить себе эти предметы. «…Узор необычайно простой, зато краски яркие-яркие, малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Вот мастерица посадила золотые квадратики и они они засветились. Вещи стали окончательно ненаглядными. Смотришь на них, и настроение становится радостным и праздничным. И ведь всё это глиняное! А посмотришь на глину – ничего на ней, кроме крапивы не растёт…»

     Ученик: Речь идёт о дымковских игрушках. Это помогли узнать прилагательные: глиняные, узор простой, краски яркие, квадратики золотые.

    Учитель: Эти прилагательные помогли точно описать предмет и, не называя его, создать его образ. Сделайте вывод – с какой целью используют имена прилагательные в речи?

    Ученик: Имена прилагательные нужны, чтобы назвать признаки, точно описать предмет, создать его образ. А ещё, чтобы речь была точной и понятной.

    10. Составление предложений. Письмо с комментированием.

    Учитель: Составьте и запишите предложение о красоте хохломской посуды. Можно пользоваться прилагательными с доски и существительными из словарной работы в начале урока. Какими узорами украшена хохломская посуда?  (кадр№47)

    Ученик:  Хохломская посуда украшена затейливыми, золотыми узорами.)

    Учитель: Что напоминают белоснежные вологодские кружева? Составьте об этом предложение и запишите его. (кадр№48)

    Ученик:  Белоснежные вологодские кружева напоминают русскую зиму.)

    Учитель: Какое настроение дарят нам яркие дымковские игрушки? (кадр№49) Составьте об этом предложение. Запишите предложение.

    Ученик: Дымковские игрушки яркие, праздничные, дарят людям радостное настроение)

    Учитель: Какие человеческие качества  помогают мастерам создавать такие замечательные вещи? (кадр№50)  Запишите.

    Ученик: Трудолюбие, доброта, воображение, знание народных традиций помогают людям создавать красивые вещи.

    11. Повторение понятия текста. Дополнение текста.

    Учитель: Прочитайте всё, что мы записали в тетради.

    Ученик: Трудом Родину славим, трудом украшаем.

        Вологодское кружево, хохломская роспись, дымковские игрушки, жостовский поднос - виды русского народного искусства.

        Хохломская посуда украшена затейливыми, золотыми узорами. Белоснежные, узорные вологодские кружева напоминают русскую зиму. Дымковские игрушки яркие, праздничные, дарят людям радостное настроение. Трудолюбие, доброта, воображение, знание русских народных традиций помогают людям создавать красивые вещи.

    Учитель: Кто догадался, что у нас получилось?

    Ученик: У нас получился текст.

    Учитель: Прочитайте название.

    Ученик: Трудом Родину славим, трудом украшаем.

    Учитель: Прочитайте вступление.

    Ученик:    Вологодское кружево, хохломская роспись, дымковские игрушки, жостовский поднос - виды русского народного искусства.

    Учитель: Прочитайте основную часть.

    Ученик.    Хохломская посуда украшена затейливыми, золотыми узорами. Белоснежные, узорные вологодские кружева напоминают русскую зиму. Дымковские игрушки яркие, праздничные, дарят людям радостное настроение. Трудолюбие, доброта, воображение, знание русских народных традиций помогают людям создавать красивые вещи.

    Учитель: В какой из частей всегда звучит тема текста?

    Ученик: Тема текста звучит в названии: Трудом Родину славим, трудом украшаем.

    Учитель: Не всякий труд хорош, если человек работает только для своего обогащения. Вредной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Низок труд тех, кто выращивает и распространяет наркотики, кто открывает казино. Если подняться под самый купол древнего храма, то можно увидеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, что находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали на совесть. Они знали, что никто из людей не увидит деталей их труда на такой высоте, но не позволяли себе лениться.  С христианской точки зрения труд – не просто средство пропитания. Труд – это ещё и лекарство, которое прописано человеку Богом. Труд даёт человеку опыт, знания и закаляет его характер. Труд человека хорош, если он работает, принося пользу людям.

    Учитель: Хороши ли плоды трудов всех этих мастеров? Чем хорош их труд? Придумайте такое заключительное предложение, чтобы оно согласовалось с темой текста. (кадр№51)

    Ученик:  Труд мастеров приносит людям пользу и радость

    Ученик: Мы гордимся искусными, талантливыми русскими мастерами.

    12. Работа в парах. Обобщение знаний об имени прилагательном

    Учитель: Сегодня на уроке мы говорили об именах прилагательных, наблюдали, анализировали и сделали некоторые выводы об имени прилагательном как части речи. Подготовьте в парах ответы на эти вопросы.   ( кадр№52)

    Ученики: 1.Имя прилагательное отвечает на вопросы: какая? какой? какое? какие?

                     2.Имя прилагательное называет признаки, свойства предметов.

                     3.Имя прилагательное в словосочетании связано с именем существительным.

                     4.Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

                     5.Род и число имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано.

                     6.Имя прилагательное ж.р. –ая, -яя       м.р. –ый, -ий, -ой       ср.р. –ое, -ее

                      7.Во множественном числе имя прилагательное отвечает на вопрос: какие? И имеет окончание  –ие, -ые.

                      8.В речи имена прилагательные используют, чтобы точно описать предмет, чтобы речь была понятной, точной и образной.

    13. Конец урока. Рефлексия.

    Учитель: (кадр№53) Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. И я думаю, что наш сегодняшний урок, поможет вам в этом.

     Какое настроение принёс вам  этот урок? Выберите карандаш, нарисуйте на полях снежинку такого цвета. (кадр№54)

    Красный - активное, восторженное настроение

    Желтый - светлое приятное

    Зелёный - спокойное, ровное

    На уроке я     узнал…

                           повторил…

                           задумался …

                           удивился

    Фиолетовый - грустное, печальноеЧёрный – состояние крайней неудовлетворённости

    Учитель: Подумай и закончи предложения: (кадр№55)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме "Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом"

    Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.Задачи: ·                  Развитие письменной р...

    План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

    План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

    Открытый урок русского языка в 3 «в» классе по теме «Однородные члены предложения».

    Урок русского языка в 3 классе.Тема: «Однородные члены предложения».    Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить...

    Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

    Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

    открытый урок русского языка во 2-м классе

    урок разаработан в контексте фГОС...

    Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

    Конспект  урока русского языка УМК «Гармония»  Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»...

    Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

    ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...