Урок+презентация русского языка в 4 классе по теме: Части речи
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок+презентация русского языка в 4 классе по теме: Части речи.

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

 учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russk.zip251.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1   пгт Серышево

имени Сергея Бондарева Амурской области

Урок русского языка в 4 классе

По теме: «Части речи» (обобщение)

Подготовила

учитель начальных классов

Гончаровская Галина Иосифовна

2013 г.

                                                                     

Тема: Части речи (обощение)

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

 учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!

II. Каллиграфическая минутка.

  1. Отгадай тему урока по первым буквам отгадок

1.Живёт спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет….          (Черепаха)

2. Буквы-значки как бойцы на парад,

 В строгом порядке построены в ряд.

 Каждый в условном месте стоит,

 И называется…  (Алфавит)

3. То погаснет, то зажжётся

    Ночью в роще огонёк.

    Угадай, как он зовётся?

    Золотистый…    (Светлячок)

4. Я антоним шума, стука,

    Без меня вам ночью мука.

    Я для отдыха, для сна,

    Называюсь… (Тишина)

 

5. Буду мастером таким,

    Как наш дядя Евдоким:

    Делать стулья и столы,

    Красить двери и полы.

    А пока сестре Танюшке

    Сам я делаю…… (Игрушки)

6. Лесники ее котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь: Кошка, брысь,

    Потому что это… (Рысь)

7.Немытое в рот

   Ни за что не возьмёт,

   И ты будь таким,

   Как чистюля…. (Енот)

8. Солнце глянуло сквозь щелку,

    Свесив огненную…. (Челку)

9. Как это скучно -
  Сто лет без движенья
  В воду глядеть
  На своё отраженье.
  Свесила ноги с обрыва
  Такая грустная  (Ива)

-Назовите тему нашего урока.

-Части речи

     IV. Физминутка

V. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.

1. Запись слов под диктовку учителя.

Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.

2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.

– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?

– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.

– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.

– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.

Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:

3. Группировка слов по частям речи.

– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?

– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

– Запишите слова в три столбика по частям речи.

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.

– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.

VI. Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.

– По каким  признакам  вы  различали  части  речи? (По значению, вопросу.)

– Какая изученная часть речи  не  была  использована  в  этом задании? (Местоимение.)

– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

– Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.

В результате работы таблица приобретает следующий вид:

Существительное

Прилагательное

Глагол

Личные

местоимения

Значение

Предмет

Признак

Действие,
состояние

Указывает

на предмет

Вопросы

что делать?

что сделать?

+

измен.

+

измен.

+

измен.

+

постоян.

+

постоян.

+

измен.

+

измен.

в пр. вр.

+

измен.

в 3 л. ед. ч.

Склонение

+

Падеж

+

+

+

I

II

 СПР.

+

+

измен.

в наст.
и буд. вр.

+

постоян.

Время

+

VII.Упражнение в определении части речи

  1. Определи часть речи над выделенными словами

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Чем десять раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

  1.  Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.

Век живи – век …..

Тетрадь –…….. ученика.

Сперва аз да буки, а потом и  .……….

Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не …….

Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

поздно

учись

десять

науки

зеркало

маленькое

VIII. Работа с учебником.

1. Распознавание частей речи (упр. 540, с. 129).

2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 539, с. 128).

3. Выполнение разбора предложения и слов, отмеченных в тексте упражнения 539, 540.

IV. Домашнее задание: упражнение 542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).

     X. Рефлексия. Итог урока.

  О чем мы говорили на уроке?  Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи  относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.

Список используемой литературы:

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 класса: в 2 ч./ Т.Г. Рамзаева.-М.: Дрофа, 2010
  2. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Поурочные планы. для 4 класса: Издательство «Учитель»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи...

Презентация по русскому языку (3 класс) по теме "Части речи"

Данная презентация подготовлена для урока русского языка 3 класса. Презентация подразумевает использование  по программе УМК "Школа России"...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"

Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...

Конспект урока по русскому языку Контрольный диктант по теме «Части речи» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Контрольный диктант по теме «Части речи»Цели деятельности учителя: закрепление полученных орфографических навыков при изучении раздела «Части речи».Планируемые результаты...