Занимательный русский язык.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
В данном материале представлены упражнения по русскому языку в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Герфорт В. А., учитель высшей категории.
Элементы развивающего образования в классической системе обучения на уроках русского языка
(из опыта работы)
В современном мире главной задачей школы является разностороннее и гармоничное развитие личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. [6]. С этой целью учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Известно, что прочные знания, умения и навыки ученики приобретают в процессе активной познавательной деятельности, предпосылкой которой является интерес.
Особая роль в развитии интереса к урокам принадлежит игре. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [9]. Приведу примеры игр и занимательных упражнений, используемых на уроках.
Игра «Замена».
Замени синонимом слово в пословице, изменяя, при необходимости, окончания. Сделай вывод.
(Работа – дело.)
Работе – время, потехе – час.
Без дела день годом кажется.
Кончил работу, гуляй смело.
Каков мастер, таково и дело.
Работа мастера боится.
Игра «Прятки».
Найди слово в слове, укажи честь речи, определи, если есть, однокоренные слова.
Бабочки Длинная Подлетели
очки длина летели
бочки Дина полет
баки Лина поле
а, и (союз) на (предлог, приставка) и (союз)
Игра «Слово во всех падежах».
Россия
Россия (И.п.) – Родина моя,
Её мы любим: ты и я,
Нам каждый уголок России (Р.п.) –
Отчий дом,
Где дорог даже кустик под окном.
А если за границей мы бываем,
То по России (Д.п.) мы всегда скучаем.
Свою страну, Россию-мать (В.П.),
Не согласимся ни на что мы променять.
Россией (Т.п.) будем мы всегда гордиться,
Её возвысить, укрепить стремиться.
В России (П.п.) важен каждый гражданин.
Я знаю: много россиян, я – не один. М.Сидоров. [8]
Шарады.
Их дети разгадывают с интересом. Разгадав каждую часть шарады, и сложив их вместе, получают заданное слово.
Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (Задача) [3]
Логогрифы.
Этот вид задания ценен тем, что способствует не только умственному развитию детей, но и формированию усидчивости, стремлению довести работу до конца и получить положительный результат путём прибавления или убавления одной буквы или одного слога (машина – шина)
На голове барана и быка
Ты можешь их найти.
А ноту лишь добавишь –
По ней сумеем мы пойти.
(рога - дорога) [3]
Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Они устно прекрасно рассказывают правило, а при письме в словах не видят орфограмм и с трудом подбирают проверочные слова. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Приходится строить работу так, чтобы она могла захватить школьников, удивить. В этом мне помогает исследовательская работа.
Ученикам, начиная со II класса, была предложена следующая исследовательская работа: в стихах А.Л.Барто, С.Михалкова, В.Бианки и других детских писателей найти строки с двумя и более изучаемыми орфограммами, приготовить объяснение каждого правила. А для этого надо прочитать произведения, затем заглянуть в учебник, подобрать проверочные слова и защитить свою работу у доски перед классом, говоря кратко и точно.
Стихи записываются на листы, которые используются в дальнейшем на уроках. Например, выписать слова с сочетаниями чк-чн, выписать имена собственные и т.д. Приведу примеры карточек с текстами.
1) Наша Таня громко плачет:
Уронила в ручку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
( Игрушки. А. Барто)
2) Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(Мойдодыр. К.Чуковский)
3) В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались… (Городок в табакерке. В.Одоевский.)
Широко использую на уроках русского языка региональную топонимику, которая является важнейшим объектом лингвокраеведения. Л.Успенский в книге «Загадки топонимики» пишет, что «топонимы не подвержены никаким колебаниям. На них всегда урожай. Они не прячутся и не убегают. Идите к ним, они вас ждут» [10]
Топонимика привлекает внимание своей доступностью. Весь материал представлен названиями, окружающими учащихся с детства, и поэтому может быть собран детьми на основе собственных наблюдений. Объекты топонимики являются живыми свидетелями исторического прошлого и настоящего родного края, выраженного средствами языка, а это значит, что местный, лингвокраеведческий материал должен занять своё достойное место на уроках родного языка.
При изучении темы «Словообразование и словоизменение» во II классе предлагаю следующее задание:
- Вставьте пропущенные слова (север, северный, Северная). Дул … ветер. Самолёт полетел на …. В нашем городе есть … улица.
- Определите, где происходит процесс словообразования, а где процесс словоизменения.
- Объясните происхождение названия улицы.
- Дома подготовить текст: происхождение названия своей улицы.
Использование регионального материала в процессе преподавания русского языка, в частности микротопонимов, будет способствовать обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, к родной земле, позволит видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном. [2]
При повторении темы «Заглавная буква» в начале III класса сообщаю детям, что будут использованы имена знаменитых людей нашего города, названия улиц, зданий и т.д., что требует от детей большой подготовки. Они читают краеведческий материал, запоминают имена собственные, вникают в смысл их названий.
Карточка для закрепления содержит следующий текст:
В Елабуге родился великий художник (Иван Иванович Шишкин). Последние дни своей жизни провела в Елабуге поэт (Надежда Дурова). Улица (Казанская) – уникальный образец купеческой застройки, где находится Музей истории города. Самая первая деревянная церковь - (Покровская), воздвигнута одновременно с основанием села (Трёхсвятское), которое затем было переименовано в город (Елабуга). [1, 4]
Большая роль в развитии у школьников познавательных процессов, восприятия, памяти и мышления принадлежит национально-региональному компоненту, который обладает самоценностью и самозначимостью. В нём закладываются основы формирования у каждого школьника системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом. [7]
При изучении темы «Однородные члены предложения» в IV классе использую следующий текст.
Есть художник – баталист,
Есть художник – маринист,
В нашем городе родился
Кто? Художник – пейзажист.
Он природу рисовал,
Красками её писал:
Поле, лес, а рядом луг.
Восхищает всё вокруг.
Взрослым людям и детишкам –
Всем знаком великий Шишкин. [5]
Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых каждый ученик сможет реализовать себя и побывать в «ситуации успеха».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Валеева Н.Г. Елабуга. Казань, 1996.
2.Демичева В.В., Ерёменко О.И., Яковлева Т.В. Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка. //Нач школа.–2008.-№11.-с.68-71.
3.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. М., 2005.
4.Заповедная Елабуга тысячелетняя. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Елабуга, 2006.
5.Крахалёва Л.В. Детям о Елабуге. Елабуга, 2006.
6.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2004.
7.Николаева Э.И. Региональный компонент в структуре начального школьного образования. //Нач школа.–2009.-№3.-с.38-42.
8.Сидорова С.А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. //Нач школа.–2009.-№1.-с.83-87.
9.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
10.Успенский Л.В. Загадки топонимики. М., 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-59252-1352810361.jpg)
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-68270-1423987726.jpg)
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-89884-1402756001.jpg)
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909988-1490694290.jpg)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-601647-1581925068.jpg)
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...