Занимательный русский язык.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Герфорт Вера Александровна

В данном материале представлены упражнения по русскому языку в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_russkiy_yazyk.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Герфорт В. А., учитель высшей категории.                  

Элементы развивающего образования в классической системе    обучения на уроках русского языка

(из опыта работы)

В современном мире главной задачей школы является разностороннее и гармоничное развитие личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. [6]. С этой целью учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Известно, что прочные знания, умения и навыки ученики приобретают в процессе активной познавательной деятельности, предпосылкой которой является интерес.                                    

Особая роль в развитии интереса к урокам принадлежит игре. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [9]. Приведу примеры игр и занимательных упражнений, используемых на уроках.

Игра «Замена».

Замени синонимом слово в пословице, изменяя, при необходимости, окончания. Сделай вывод.

(Работа – дело.)

Работе – время, потехе – час.

Без дела день годом кажется.

Кончил работу, гуляй смело.

Каков мастер, таково и дело.

Работа мастера боится.

Игра «Прятки».

Найди слово в слове, укажи честь речи, определи, если есть, однокоренные слова.

Бабочки                                     Длинная                                   Подлетели

очки        длина        летели

бочки        Дина        полет

баки        Лина        поле

а, и (союз)        на (предлог, приставка)      и (союз)

Игра «Слово во всех падежах».

Россия

Россия (И.п.) – Родина моя,

Её мы любим: ты и я,

Нам каждый уголок России (Р.п.) –

Отчий дом,

Где дорог даже кустик под окном.

А если за границей мы бываем,

То по России (Д.п.) мы всегда скучаем.

Свою страну, Россию-мать (В.П.),

Не согласимся ни на что мы променять.

Россией (Т.п.) будем мы всегда гордиться,

Её возвысить, укрепить стремиться.

В России (П.п.) важен каждый гражданин.

Я знаю: много россиян, я – не один.                М.Сидоров. [8]

Шарады.

Их дети разгадывают с интересом. Разгадав каждую часть шарады, и сложив их вместе, получают заданное слово.

Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (Задача) [3]

Логогрифы.

Этот вид задания ценен тем, что способствует не только умственному развитию детей, но и формированию усидчивости, стремлению довести работу до конца и получить положительный результат путём прибавления или убавления одной буквы или одного слога (машина – шина)

На голове барана и быка

Ты можешь их найти.

А ноту лишь добавишь –

По ней сумеем мы пойти.

(рога - дорога) [3]

Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Они устно прекрасно рассказывают правило, а при письме  в словах не видят орфограмм и с трудом подбирают проверочные слова. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Приходится строить работу так, чтобы она могла захватить школьников, удивить. В этом мне помогает исследовательская работа. 

Ученикам, начиная со II класса, была предложена следующая исследовательская работа: в стихах А.Л.Барто, С.Михалкова, В.Бианки и других детских писателей  найти строки с двумя и более изучаемыми  орфограммами, приготовить объяснение каждого правила. А для этого  надо прочитать произведения, затем заглянуть в учебник, подобрать проверочные слова и защитить свою работу у доски перед классом, говоря кратко и точно.

Стихи записываются на листы, которые используются в дальнейшем на уроках. Например, выписать слова с сочетаниями чк-чн, выписать имена собственные и т.д. Приведу примеры карточек с текстами.

1) Наша Таня громко плачет:

Уронила в ручку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

( Игрушки. А. Барто)

2) Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(Мойдодыр. К.Чуковский)

3) В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались… (Городок в табакерке. В.Одоевский.)

Широко использую на уроках русского языка региональную топонимику, которая является важнейшим объектом лингвокраеведения. Л.Успенский в книге «Загадки топонимики» пишет, что «топонимы не подвержены никаким колебаниям. На них всегда урожай. Они не прячутся и не убегают. Идите к ним, они вас ждут» [10]

Топонимика привлекает внимание своей доступностью. Весь материал представлен названиями, окружающими учащихся с детства, и поэтому может быть собран детьми на основе собственных наблюдений. Объекты топонимики являются живыми свидетелями исторического прошлого и настоящего родного края, выраженного средствами языка, а это значит, что местный, лингвокраеведческий материал должен занять своё достойное место на уроках родного языка.

При изучении темы «Словообразование и словоизменение» во II классе предлагаю следующее задание:

  1. Вставьте пропущенные слова (север, северный, Северная). Дул … ветер. Самолёт полетел на …. В нашем городе есть … улица.
  2. Определите, где происходит процесс словообразования, а где процесс словоизменения.
  3. Объясните происхождение названия улицы.
  4. Дома подготовить текст: происхождение названия своей улицы.

Использование регионального материала в процессе преподавания русского языка, в частности микротопонимов, будет способствовать обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, к родной земле, позволит видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном. [2]  

При повторении темы «Заглавная буква» в начале III класса сообщаю детям, что будут использованы имена знаменитых людей нашего города, названия улиц, зданий и т.д., что требует от детей большой подготовки. Они читают краеведческий материал, запоминают имена собственные, вникают в смысл их названий.

Карточка для закрепления содержит следующий текст:

В Елабуге родился великий художник (Иван Иванович Шишкин). Последние дни своей жизни провела в Елабуге поэт (Надежда Дурова). Улица (Казанская) – уникальный образец купеческой застройки, где находится Музей истории города. Самая первая деревянная церковь  - (Покровская), воздвигнута одновременно с основанием села (Трёхсвятское), которое затем было переименовано в город (Елабуга). [1, 4]

Большая роль в развитии у школьников познавательных процессов, восприятия, памяти и мышления принадлежит национально-региональному компоненту, который обладает самоценностью и самозначимостью. В нём закладываются основы формирования у каждого школьника системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом. [7]

При изучении темы «Однородные члены предложения» в IV классе использую следующий текст.

Есть художник – баталист,

Есть художник – маринист,

В нашем городе родился

Кто? Художник – пейзажист.

Он природу рисовал,

Красками её писал:

Поле, лес, а рядом луг.

Восхищает всё вокруг.

Взрослым людям и детишкам –

Всем знаком великий Шишкин. [5]

Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых каждый ученик сможет реализовать себя и побывать в «ситуации успеха».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Валеева Н.Г. Елабуга. Казань, 1996.

2.Демичева В.В., Ерёменко О.И., Яковлева Т.В. Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка. //Нач школа.–2008.-№11.-с.68-71.

3.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. М., 2005.

4.Заповедная Елабуга тысячелетняя. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Елабуга, 2006.

5.Крахалёва Л.В. Детям о Елабуге. Елабуга, 2006.

6.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2004.

7.Николаева Э.И. Региональный компонент в структуре начального школьного образования. //Нач школа.–2009.-№3.-с.38-42.

8.Сидорова С.А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. //Нач школа.–2009.-№1.-с.83-87.

9.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

10.Успенский Л.В. Загадки топонимики. М., 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный русский язык

Презентация  подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....

Час занимательного русского языка.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...

"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.

Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...