Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Волочугова Светлана Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya-programma-dlya-4-klassa-po-russkomu-yazyku.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку 4 класс                                                Волочугова С. В. .

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»

 

УТВЕРЖДЕНО:                           ПРИНЯТО:                           РАССМОТРЕНО:

приказом директора             методическим советом         методическим объединением

№ _____ от _______             протокол № ____ от ____     протокол № _____от _______

_________ Медведева И.А.     __________Жукова О.В.   ___________(рук. МО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАССВ

Базисный уровень

на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена  на основе программы

________________________________________________________

(точное название программы, авторов и её выходные данные)

                                                         

                                         Составитель: учитель начальных классов 1 категории

                          Волочугова С. В.

 

     

 

                 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).

Программа рассчитана на 170 часов.

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

В авторскую программу изменения не внесены.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  1. ознакомление учащихся с основными положенияминауки о языке;
  2. формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  3. развитие устной и письменной речи учащихся;
  4. развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

  1. грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  2. навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
  3. разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации; выбор языковых средств для адекватной передачи мысли; контроль за безошибочным письмом; выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.

Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне, работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».

Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.

Такое структурирование курса позволяет:

  1. успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
  2. решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
  3. сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
  4. избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

тема

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Формы контроля результата

1

Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

  1. фонетика
  2. состав слова морфология – синтаксис –

54





1


1

36

15

54

Блок «Правописание»


52

Блок «Развитие речи»

29

Резервные уроки

35

4.  КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

примечание

количество

Самостоятельная работа

10.04.13

тема «........»

Проверочная работа

15.12.12

тема «.......»

Контрольная работа

19. 10

Морфологичечкий разбор, разбор по членам предложения

Тест

Изложение

Сочинение

Зачет

Диктант

27. 09

Повторение изученных орфограмм в 3 классе

Лабораторная работа

Практическая работа

Проект

Реферат

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  1. изученные части речи и их признаки;
  2. признаки однородных членов предложения.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  2. безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 – 80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени, Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами А, НО, И;
  3. производить фонетический разбор слов;
  4. производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  5. производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  6. производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  7. пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  8. определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  9. озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  10. составлять план текста;
  11. распознавать типы текста: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;
  12. писать изложение повествовательного текста с элементами описания (обучающее);
  13. писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление. 

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов на год - 170,  в неделю - 5.

 № п\п 

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Повторение

03.09

2

Повторяем фонетику и словообразование

04.09

3

Вспоминаем изученные орфограммы

05.09

4

Вспоминаем изученные орфограммы

06.09

5

Повторение

Развитие речи

07.09

6

Повторяем признаки имени существительного

10.09

7

Повторяем правописание окончаний имен существительных 1 склонения

11. 09

8

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2 склонения

12.09

9

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3 склонения

13.09

10

Пишем письма

14.09.

11

Пишем письма

17.09

12

Морфологический разбор имени существительного

18.09

13

Морфологический разбор имени существительного

19.09

14

Правописание безударных падежных окончаний имени существительного

20.09

15

Рассуждение

21.09

16

Повторяем признаки имени прилагательного

24.09

17

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

25.09

18

Морфологический разбор имени прилагательного

26.09

19

Проверочный диктант. Повторение изученных орфограмм в 3 классе

27.09

20

Работа над ошибками

28.09

21

Типы текста

01.10

22

Буквы О-Ё после шипящих и Ц

02.10

23

Повторение фонетики, словообразования, морфологии

03.10

24

Повторяем орфограмму «Ь в конце слов после шипящих»

04.10

25

Повторяем местоимение

05.10

26

Орфограммы приставок

08.10

27

Разделительный Ь и Ъ знаки

09.10

28

Изложение

10.10

29

Разбор по членам предложения

11.10

30

Синтаксический анализ предложения

12.10

31

Синтаксический анализ предложения

15.10

32

Знаки препинания при однородных членах предложения

16.10

33

Знаки препинания при однородных членах предложения

17.10

34

Синтаксический разбор предложения

18.10

35

Итоговая контрольная работа по блоку «Как устроен наш язык» по теме : Морфологичечкий разбор, разбор по членам предложения

19.10

36

Деление текста на абзацы

22.10

37

Глагол

23.10

38

Глагол как часть речи

24.10

39

Правописание приставок в глаголах

25.10

40

Итоговый диктант  «Повторение изученных орфограмм, Не с глаголами, мягкий знак на концн слов после шипящих, знаки припенания при однородных членах»


26.10

41

Не с глаголами

08. 11

42

Изложение

09.11

43

Вид глагола

12.11

44

Начальная форма глагола. Личная форма глагола

13.11.

45

Личные формы глагола

14.11

46

Лицо и число глагола

15.11

47

Ь после шипящих в глаголах

16.11

48

Ь после шипящих в глаголах

19.11

49

Контрольная работа Тема: Глагол как часть речи

20.11

50

Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах

21.11

51

Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах

22.11

52

Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах

23.11

53

Описание

26.11

54

Связь абзацев в тексте

27.11

55

Спряжение глаголов

28.11

56

Спряжение глаголов

29.11

57

Спряжение глаголов

30.11

58

Правописание глаголов

03.12

59

Диктант «ь после шипящих в глаголах, тся ться в глаголах»

04.12

60

Прием противопоставления в тексте

05.12

61

Правописание безударных окончаний глаголов.

06.12

62

Правописание безударных окончаний глаголов.

07.12

63

Правописание безударных окончаний глаголов.

10.12

64

Правописание безударных окончаний глаголов

11.12

65

Правописание безударных окончаний глаголов

12.12

66

Роль слов в тексте

13.12

67

Правописание глаголов

14.12

68

Правописание глаголов

17.12

69

Правописание глаголов

18.12

70

Настоящее время глагола. Глагольное время

19.12

71

Итоговая контрольная работа Тема Повторение изученного. Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса

20.12

72

Анализ контрольной работы

21.12

73

Правописание суффиксов глаголов

24.12

74

Прошедшее время

25.12

75

Итоговый диктант Орфограм.изученные в I и II четвертях 4 класса

26.12

76

Прошедшее время. Анализ диктанта.

27.12

77

Изложение

28.12

78

Правописание суффиксов глаголов

11.01

79

Будущее время

14.01

80

Правописание суффиксов глаголов

15.01

81

Изменение глаголов по временам

16.01

82

Изложение с элементами сочинения

17.01

83

Контрольная работа Тема: Время глагола

18.01

84

Наклонение глагола. Изьявительное наклонение. Анализ контрольной работы

22.01

85

Условное наклонение

23.01

86

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

24.01

87

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

25.01

88

Работа с текстом

28.01

89

Повелительное наклонение

29.01

90

Повелительное наклонение

30.01

91

Словообразование глаголов

31.01

92

Глагол в предложении

01.02

93

Работа с текстом

04.02

94

Глагол в предложении

05.02

95

Правописание глаголов

06.02

96

Правописание глаголов

07.02

97

Работа с текстом


08.02

98

Диктант Тема: Окончание глаголов, суффиксы глаголов

11.02

99

Морфологический разбор глагола Анализ диктанта

12.02

100

Повторение (проверь себя)

13.02

101

Изложение с элементами сочинения

14.02

102

Наречие

15.02

103

Наречие

18.02

104

Наречие

19.02

105

Как образуются наречия

20.02

106

Правописание гласных на конце наречий

21.02

107

Правописание гласных на конце наречий

22.02

108

Учимся писать сочинение

25.02

109

Морфологический разбор наречий

26.02

110

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

27.02

111

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

28.02

112

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

01. 03

113

Учимся писать сочинения

04.03

114

Диктант Тема: Наречие

05.03

115

Имя числительное

06.03

116

Имя числительное

07.03

117

Работа с текстом

08.03

118

Изменение имен числительных

11.03

119

Слитное и раздельное написание числительных

12.03

120

Правописание Ь в именах числительных

13.03

121

Правописание числительных

14.03

122

Учимся писать сочинение

15.03

123

Повторяем правило правописания мягкого знака в словах

18.03

124

Связь слов в предложении. Словосочетание

19.03

125

Словосочетание

20.03

126

Слово. Словосочетание. Предложение

21.03

127

Итоговый диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 3 четверти

22.03

128

Учимся писать сочинение – рассуждение

01.04

129

Правописание слов в словосочетаниях

02.04

130

Связь слов в словосочетании: согласование

03.04

131

Правописание словосочетаний

05.04

132

Связь слов в словосочетании: управление

08.04.

133

Правописание словосочетаний

09.04

134

Учимся писать сочинение

10.04

135

Связь слов в словосочетании: примыкание

11.04

136

Правописание словосочетаний

12.04

137

Словосочетание в предложении

15.04

138

Учимся писать сочинение – рассуждение

16.04

139

Сложное предложение

17.04

140

Как связаны части сложносочиненного предложения

18.04

141

Диктант. Тема: Правописание слов в словосочетаниях.

19.04

142

Анализ диктанта. Работа над ошибками

22.04

143

Знаки препинания в сложном предложении

23.04

144

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

24.04

145

Учимся писать сочинение

25.04

146

Контрольная работа. Тема: Словосочетание

26.04

147

Как связаны части сложноподчиненного предложения. Анализ к/р

29.04

148

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение

30.04

149

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

150

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

151

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

152

Учимся писать сочинение

153

Сложное предложение

154

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

155

Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах

156

Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах

157

Итоговый диктант по теме : орфограммы, изученные во 2 – 4 классах.

158

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Анализ диктанта

159

Итоговое контрольное изложение

160

Анализ изложения

161

Сложное предложение

162

Повторение видов сложных предложений

163

Повторение видов сложных предложений

164

Повторение видов сложных предложений

165

Итоговая контрольная работа

166

Анализ контрольной работы

167

Повторение видов подчинительной связи

168

Повторение. видов подчинительной связи

169

Повторение о глаголе

170

Повторение спряжения глаголов.

7.   ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 20о9. – 160 с.: ил.

Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 48 с.: ил.

Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с.: ил.

Контрольно - измерительные материалы.

1 четверть

  1. Диктант

Родничок

  Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.

  Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлепнулись в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеек.

  Я напился и накрыл родничок веткой смородины.              

                                              (По В. Боталову.)   65 слов.

Слова для справок: возвращался, несколько.

Орфографическое задание.

 1 вариант

  1. Допиши окончания имен существительных, письменно докажи свой выбор. По деревн…, от акварел…, о дом…, на местност..., из травк,,,,
  2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне»  и запиши еще 2 слова на эту же орфограмму.

2 вариант

  1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой  «Проверяемые согласные в корне» и запиши еще 2 слова на эту же орфограмму.
  2. Допиши окончания имен существительных, письменно докажи свой выбор. На поверхност…, для морковк…, к бабушк…, из – за смелост…, о лес….
  3. Итоговая контрольная работа

1 вариант

  1. Выпиши из текста все имена прилагательные и укажи их род число падеж.

 Сквозь тонкую сетку голых ветвей черемухи голубелор весеннее небо.

  1. Выполни морфологических разбор выделенного существительного.

Охотник нашел в горах орлиное гнездо.

  1. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2 – го и 3 – го лица множественного числа.

         Листья и корни

 Листья говорили:

- Какие мы зеленые, красивые. Мы даем тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнезда.

 А корни сказали листьям:

- Осенью вы засохните. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

  1. Разбери предложение по членам.

Яркие звезды загорелись в ночном небе.

  1. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, исправь их.

Мы купили в магазине печенье и фрукты.

 (Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа купили печенье и фрукты, распространенное, есть однородные члены.

  1. (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

Мы с нетерпением ждем гостей.

Подружки набрали целые корзины ягод.

В саду распустились поздние астры.

Они часто гуляют около реки.

2 вариант.

  1. Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфолгический разбор.

 Сквозь тонкую сетку голых ветвей черемухи голубело весеннее небо.

  1. Выполни морфологических разбор выделенного слова.

 У нашей Жучки появились забавные щенки.

  1.  Прочитай текст. Найди и запиши все местоимения в форме 1 – го лица множественного числа.

             Листья и корни

 Листья говорили:

- Какие мы зеленые, красивые. Мы даем тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнезда.

 А корни сказали листьям:

- Осенью вы засохните. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

Разбери предложение по членам.

Моя сестра шьёт и вяжет.

  1. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, исправь их.

Мы украсили елку разноцветными шарами, серебряным дождем и душистыми мандаринами.

(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа мы украсили, нераспространенное, есть однородные члены.

  1. (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

Мы с нетерпением ждем гостей.

Подружки набрали целые корзины ягод.

В саду распустились поздние астры.

      Они часто гуляют около реки.

Ответы:

1вариант.

  1. Тонкую ( сетку) – ед. число, ж. р., В. п.

Голых (ветвей) – мн. Ч,. Р. п..

Весеннее (небо) – ед. ч, ср. р., Им. п..

  1. (В) горах – имя сущ.

Н. Ф. – гора

П.п.: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1 склонение

Н. п.: П.п., мн. Ч.

В предложении является обстоятельством

  1. Они, вы, вас.
  2. прил.     сущ.        гл.        предлог    прилаг        сущ

Яркие звезды загорелись в          ночном        небе.

  1. Повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа мы купили, распространенное, есть однородные члены.

2 вариант

  1. Тонкую – имя прилагательное

Н. ф.: - тонкий

П. п.: качественное

Н. п.: ед. ч., ж. р., В. п..

В предложении является определением

Голых – имя прилагательное.

Н.ф.: голый

П.п.: качественное

Н. п.: мн.ч., Р.п..

В предложении является определением.

  1. (У) Жучки – имя существительное.
  2. Мы к нам, без нас.
  3. Моя сестра шьёт и вяжет.
  4. Повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа мы украсили, распространеннон, есть однороднве члены .

  1. Итоговый диктант

Ночная радуга

     

       Однажды я ночью увидел радугу!

       В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

       Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу.. Только она была не цветная, а молочно-  белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

        Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.

                                                                        (По В. Баталову)  70 слов

Слово для справок: молочно – белая

Орфографическое задание

1 вариант

  1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих» Подчеркни орфограмму.
  2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.
  1. Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.
  2. Дремучимы лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.
  3. На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

2 вариант

  1. Выпиши из диктанта  слово с орфограммой «Разделительный ь» и напиши еще два слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
  2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить
  1. Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и уснул.
  2. Искры костра взвивались падали шипели.
  3. Солнце выглянуло из – за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.

2 четверть

Диктант

Ночь в лесу

    Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.

    Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светлячков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.

     Скоро проснутся птицы. Вот робкий луч солнца робко крадется из – за туч.

Орфографическое задание.

1 вариант

  1. Спиши, вставляя, где это необходимо, мягкий знак.

Береч.., скрипач.., зажеч.., сидиш.., колюч.., вещ.., стоиш..,строиш..., могуч…

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», определи их род, склонение и падеж.

2 вариант

  1. Сделай буквенную запись слов.

Любит купа]ца], учится кувырка[ца], низко нагибает[ца], редко улыбает[ца], хочет познакомит[ца].

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных», определи их склонение и падеж, отметь окончания

Итоговый диктант.

Ежик

    По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку еж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдешь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

    Днем и ночью таскает еж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверек в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдет, не разбудит ежа. Будет зимоватьколючий в теплой норкуе до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

                                                             ( По И. Соколову – Микитову) 75 слов

Слова для справок: добыча, логово, никто.

Орфографическое задание

1 вариант.

  1. Запиши глаголы в 2 столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания

Тян..м, кор…м, вар..м, зна..м, пиш..м, смотр..м, ход..м, стира…м.

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся ться в глаголах»

2 вариант

  1. Поставь глаголы в форму 2 – го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Отметь окончания.

Варить, вертеть, начинать, читать.

Образец: желать - желаешь

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак».

Изложение

Карабасик

   У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Еще мы подкаармивали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.

    Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детенышей на борькину подстилку. Пес громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пес не унимался, лаял и рвался к Мотьке.

    Тогда Мотька схватила одного котенка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.

     Мы оставили котенка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время шипел и принимал грозный вид. Жорик и борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

Вопросы

  1. Почему Мотька принесла котят в дом?
  2. Почему кошке пришлось уйти?
  3. Почему Карабасик первое время часто шипел и принимал грозный вид?

План.

  1. Жорик, Борька и Мотька.
  2. Борька не пускает Мотьку.
  3. Мотьке пришлось уйти.
  4. Карабасие

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1 вариант

  1. Разбери предложение по членам.

Яркое поле заливает огромное поле.

  1. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Над водой, над лесом, над полями плывет легкий пар.

(Побудительное, восклицательное, грамматическая основа пар плывет, есть второстипенные члены предложения, однородных членов нет.)

  1. Выпиши только те глаголы, вид которых определен неверно. Письменно исправь ошибки.

Любит (несов. вид), прочитали (сов. вид), увидели (сов. вид),смотрю (несов. вид), читаем (несов. вид), нарисуем (несов. вид), прошел (сов. вид), бросаю (несов, вид), бросил (несов. вид).

  1. Спиши глаголы и определи их спряжение.

Моют, чертит, спят, идет, летим, поешь, мечтаем, прекратить.

  1. Среди данных глаголов найди и выпиши глаголы 1 го лица.

Ухожу, глядит, освещаем, начинаешь, смотрите, видим, пеку, живет, упадешь, придем.

  1. (дополнительное) Выполни морфологический разбор выделенного  слова.

В Москве находится самое красивое в мире метро.

2 вариант

  1. .       Разбери предложение по членам.

Мы прошли ущелье и спустились в долину горной реки.

  1. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Мы целый день бродили по лесу, но собрали очень мало грибов.

(Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа мы бродили, распространенное, однородных членов нет.)

  1. Глаголы объединены в группы по виду. Спиши группы слов, исключив лишнее слово.
  1. Писать, слушать, запомнить, идти.
  2. Сочинить,  открыть, запереть, петь.
  1. Спиши только те  глаголы, спряжение которых определено неверно.

Дышать (1), лететь (1), зевать (1), смотреть (1), терять (2), кричать (2), обидеть (2), дарить (2)..

  1. Среди данных глаголов найди и выпиши глаголы 2-  го лица множественного числа.

Спит, думаешь, думаете, сеет, будете, покажу, съест, переделаете, хвалишь, увидите.

  1. (дополнительное) Выполни морфологический разбор выделенного  слова.

В Москве находится самое красивое в мире метро.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

        

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  4. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  5. существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  6. отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  7. употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  1. отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  2. неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  3. незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  1. «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  2. «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  3. «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  4. «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  1. «5» – без ошибок.
  2. «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  3. «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  4. «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  1. «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  2. «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  3. «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  4. «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  1. «5» – без ошибок.
  2. «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  3. «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  4. «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  1. «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  2. «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  3. «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  4. «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

  1. «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
  2. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  3. «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  4. «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

  1. «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
  2. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  3. «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  4. «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...