Главные вкладки

    Урок русского языка на тему: "Общее понятие о предлоге" 2 класс
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Голованова Марина Николаевна

    Открытый урок давался во 2 классе компенсирующего обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predlogi.docx28.88 КБ
    Файл prezentaciya_uroka._predlog._2_klass.pptm2.07 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

    Задачи урока:

    1. Образовательныерасширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
    2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
    3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

    Оборудование: мультимедийное оборудование; учебник “Русский язык. 2 класс”. Авторы: В.П. Канакина; В.Г Горецкий (М.: Просвещение, 2012г.), карточки, конверты с фигурками солнышка, тучки, подснежника, зеленой полянки.

    Урок проводился в классе компенсирующего обучения.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    1. Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Теперь тихо садятся девочки, затем мальчики. Сегодня здесь все дружат с тишиной … .
    2. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок. У вас в конвертах лежит зеленая полянка, улыбчивое солнышко и хмурая тучка. Если вы на урок пришли с хорошим настроением, то прикрепите на полянку солнышко, если с плохим, то прикрепите тучку.

    II. Актуализация знаний учащихся.

    1. Работа со словами:
    1. Узнать тему сегодняшнего урока вам поможет первое задание. Это орфографическая зарядка
    2. Для начала откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
    3. Прочитайте.
    4. Запишите слова в тетрадь, вставляя  пропущенные буквы,.

    Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, ул*ца, б*жит, за*ц, под,  бл*стит, у*кая, б*льшая.

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
    2. Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    1. Прочитайте еще раз эти слова и скажите, Какое задание можно выполнить, используя их?
    2. Сколько будет групп? Какие?
    1. Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите. Добавьте свое слово
    2. Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите. Добавьте свое слово.
    3. Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите. Добавьте свое слово.
    4. Какое слово оказалось лишнее? Почему?
    5. Кто знает, как можно назвать слово под?
    6. Ребята, кто из вас знает что такое предлог?
    7. Вот вы говорите, что предлог – это часть речи, а я вчера слышала, как разговаривали во дворе мальчишки. Один другому и говорит: «Я вчера всё-таки придумал предлог, чтобы не убираться в комнате» как вы думаете, что они имели ввиду?
    8. А вот что я почитала в толковом словаре: Предлог – это повод к чему-либо, обстоятельство, используемое для какого действия.
    9. Сколько мы с вами теперь знаем значений слова предлог?
    10. Верно, значит предлог у нас слово многозначное.
    11. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    III. Работа над новым материалом.

    1. Объявление темы урока и постановка целей.
    1. Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.
    1. В русском языке существует множество предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над  и много других.  
    1. Ребята, кто знает,  как предлоги пишутся со словами?
    2. Хорошо, сейчас я вам предоставлю возможность проверить это.
    3. Приготовились писать под диктовку. Руслан работает у доски, остальные в своих тетрадях.

    Растет  в лесу, закатился за диван, отбежал  от остановки, зашёл за товарищем, спрыгнул с лавки, летит над головой.

    1. Попробуйте вставить между предлогом и существительным какое-нибудь слово. Что у вас получилось?
    2. Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: Растёт в тёмном лесу

    Растёт в (каком?) лесу

    1. Попробуйте проделать то же самое, со словом закатился. Получилось?
    2. Сравните предлоги и приставки. Выделите их.
    3. Ребята, попробуйте задать вопрос к любому из предлогов.
    4. Получается у вас это сделать?
    5. Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. 
    1. А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    …огороде яблонька росла, а … яблонькой зайка сидел. Налетел … бедную яблоньку ветерок, яблонька закачалась, яблочко хлоп -и зайке попало … лоб.

    1. Возьмите карточки с заданием.
    2. Прочитайте. Что у вас получилось? Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    3. Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает?
    4. Давайте вставим предлоги. 
    5. Выпишите слова с предлогами
    1. Установилась ли связь слов в предложениях?
    2. Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    3. Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. 
    4. Какие ещё служебные части речи вы знаете?
    1. Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    2. Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    3. Правильно, предлоги служат именам существительным, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. 
    4. Теперь давайте попробуем сами сформулировать правило о предлоге, объединив все, что мы узнали воедино.
    5. А сейчас откройте свои учебники на стр. 109 и прочитайте, какое правило для вас составили ученые лингвисты.

     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз под музыку для релаксации)

         Ребята, сядьте ровно, расслабьте спину, плечи. Руки опустите вниз, за передвижением предметов на экране следите только глазами, не поворачивая голову.

         Посмотрите в окошко, за ним светит весеннее солнышко. Один из  его лучиков запрыгнул к нам в форточку. Пробежался по партам, погладил каждого из вас по волосам, по лицу, обнял вас за плечи и сказал, что всех вас он очень любит. Лучик велел вам снова притупить к работе и выскочил в форточку. (Во время слов учителя дети повторяют за ним движения)

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи..

    1. Вчера, когда я готовилась к уроку, то очень спешила и, наверное, наделала много ошибок в предложениях.
    2. Спишите предложения, исправляя ошибки. Объяснить написание предлогов
    3. Мальчики работают с первым предложением, девочки со вторым.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Весной поночам ударяют первые за морозки

    1. . Найти объяснение слова заморозки в орфографическом словаре.
    1. Подчеркните основу в своих предложениях девочки- во втором.
    1. Ребята, заметили ли вы, что ни в одном предложении предлоги не стоят перед подлежащим. это может помочь вам, когда вы будете определять основу предложения.

    И еще запомните, что предлоги не являются членами предложения

    5.На доске зашифрованы названия литературных произведений. Попробуйте их расшифровать

    «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «По щучьему велению», «У страха глаза велики», «Принцесса на горошине» 

    1. Назовите жанр всех расшифрованных произведений
    2. Какие два вида сказок здесь присутствуют?

    IV. Итог урока.

    1. Обобщение знаний о предлоге.
    1. Что вы узнали о предлогах нового?
    2. Для чего вам могут пригодиться  ваши новые знания?

    V. Домашнее задание.

    1. Стр. 111, упр. 190 – выучить правило. 

    VI. Рефлексия.

    Сейчас на улице весна. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Первый ряд поместит свой подснежник за дерево, второй - перед деревом, третий - около дерева. Вот видите, сейчас вам тоже пригодились ваши новые знания о предлоге, для того, чтобы правильно сориентировать ваш подснежник относительно дерева.

    А теперь подарите ваши цветущие солнечные полянки нашим уважаемым гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение.

    Спасибо за урок. Можете быть свободны.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Общие сведения о глаголах"

    Презентация к уроку русского языка по теме "Общие сведения о глаголах"....

    урок русского языка по теме" общее понятие о предлоге"

    Урок русского языка проведенный во 2 классе в соответствии с ФГОС по программе "Школа России" ( знакомит учащихся с предлгом как частью речи)...

    Проект урока русского языка по теме "Общее понятие о предлоге" во 2 классе.

    Технологическая карта данного урока содержит в себе этапы урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся и УУД. Это первый урок в системе уроков по теме "Предлог"....

    Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"

    Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....

    Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"

    Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления...

    урок русского языка по теме:«Общее представление о главных частях в разных средствах языка» Планета знаний

    Тип урока: вводный.Цель: помочь учащимся целостно представить в каждом средстве языка главные структурные части и выделить те, с помощью которых конкретизируется значение в слове, словосочет...