своя игра
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Зайц Елена Васильевна

методическая разработка к неделе русского языка

3 класс "Своя игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_3_klass_po_russkomu_yazyku.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Своя игра

                             Игра по русскому языку для учащихся 3 классов

Цели:

1. развитие речи и мышления;

2. формирование положительного отношения к русскому языку;

3. обобщение ранее изученного материала.

 ( Игра может проводиться как командно, так и на личное первенство)

Ход игры

Фонетика

10

20

30

40

50

Фразеология и лексика

10

20

30

40

50

Состав слова

10

20

30

40

50

Орфография

10

20

30

40

50

                                           1. Вопросы по теме «Фонетика»

10 баллов.

- В каком из приведённых слов все согласные твёрдые?

                     Дело, калач, может, яблоки, ночь.

20 баллов.

- В каком из приведённых слов количество букв и звуков совпадает?

                     Коньки, ягода, поют, боюсь, грустный,  мышь.

30 баллов.

- Сколько раз встречается звук  С в указанном предложении? (3 раза)

                       Через поле и лесок подаётся голосок.

40 баллов.

 - В приведённых ниже словах уберите одну букву так, чтобы получилось новое слово:

Кобра (кора), вдруг (друг), краска (каска), экран  (кран), выдох (вдох).

50 баллов.

 - Расставьте ударение в нижеприведённых словах:  

   Алфавит, положил, торты, красивее, столяр, библиотека, звонит, цемент, свекла.          

                                         2. Вопросы по теме «Фразеология и лексика»

10 баллов.

- Какое слово из приведённых ниже является лишним?

              Огонь, осень, пламя.

               Бросать, кидать, прыгать.    

20 баллов.

- Как сказать одним словом?

               Повесить нос

               За тридевять земель

               Бить баклуши

                Водить за нос

                       

     30 баллов

- подобрать антонимы к следующим словам:

                   Терять – находить

                    Горький – сладкий

                   Темнеть – светлеть

                   Кончать – начинать

                   Вчера – завтра

40 баллов.

 - Подбери синонимы к прилагательным:

              Тихая езда –

               Тихая ночь –

               Тихий голос –

50 баллов.

- Соединить фразеологизмы и их значения.

Держать язык за зубами                          неожиданно

Яблоку негде упасть                                  молчать

Как снег на голову                                      очень быстро

Сломя голову                                                тесно

Ломать голову                                              раздумывать

                                   Вопросы по теме « Состав слова»

10 баллов.

 - Грамматическая арифметика. Решите задания:

                          С + место стоянки судов = (спорт)

                           С + спрятанные ценности = (склад)

20 баллов

- Все ли из приведённых пар слов являются однокоренными?

                       Виновный, виноватый.

                       Смешивать, смешить.

                       Конец, кончать.

30 баллов.

- Какое слово лишнее?

                       Боль, большой, больница.

                       Пища, пищевой, пищать.  

40 баллов.

- Назовите слово с приставками.

                     Забрызгал, зал, завитушка, загадка, зайчик;

50 баллов.

- Отгадайте зашифрованное слово. Его корень можно найти в слове «писать», приставку – в слове «рассказать», суффикс – в слове «книжка», окончание – в слове «вода». (расписка)

                                               

                                   4. Вопросы по теме «Орфограмма»  

10 баллов.

- Разгадайте ребус и объясните орфограмму.

                           ви     (подвиг)   

                            Г

20 баллов.

- Исправьте ошибки в следующих словах:

                Чючело, жыраф, шыповник, чащя.

30 баллов.

- Подбери к данным словам однокоренные слова с безударной гласной в корне:

          Лист (листок, листочек)

         Цвет (цветок, цветной)

          След (следы, наследить)

          Дом (дома, домовой)

40 баллов.

- Придумайте хотя бы три слова с двойной  согласной в конце слова.

                    (килограмм, грамм, джинн, балл)

50 баллов.

- Вставь пропущенные в словах буквы:

                  Прекрас..ный, извес..ный, ужас..ный, ненас..ный.

                                   

                     

Юные знатоки русского языка

4 класс

Цели:

- развивать речь, мышление;

- формирование положительного отношения к русскому языку;

- обобщение ранее изученного материала по русскому языку.

Ход занятия

1. Вступительная часть

                  Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского».  

             Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка являетесь вы и как им владеете.

       Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

         (ответы детей)

Сценка: «Поговорили…»

Встретил я как – то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

- Как живёшь?

- Нормально.

- А с учёбой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел… Теперь – то всё в порядке?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Нормально.

- Странно ты говоришь…

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.

- Да –а, странно… А ведь когда – то был вполне нормальный человек!

              Важно не только говорить по-русски, но и владеть родным языком!

 

 2. Представление команд

           Название команд, выборы  капитана.

3. Конкурсная часть

1 конкурс. «Разминка»

(Каждая команда получает карточку с заданиями.  За правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально можно заработать 6 баллов)

  Найди «лишнее» слово:

- Ель, сосна, липа, кедр.

- Камбала, окунь, карась, карп.

- Блины, йогурт, хлеб, пирог.

- Земля, Венера, Луна, Юпитер.

- Он, ты, я, они.

- Поезд, подоконник, сельский, пересадка.

2. конкурс «Отгадай слово»

(В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким – то образом из двух рядом стоящих слов. Надо понять закономерность «словообразования» и по аналогии записать слово в скобки нижнего ряда)

Кино (узник) музей

Якры (……..) школа (корка)

Осень (сено) окно

Шпага (….) стук    (паук)

Динамо (мода) душа

Страна (……) свет          (наст)

Слава (власть) степь

Весло (……) низок     (лесник)

3 конкурс : «Тарабарский язык»

Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой – нибудь части речи, появляются такие смешные выражения. Определите все части речи.

           Желомная бечь грузло обдисляла хрожную деланавку.

4. «Родственники»

- В нашем языке есть слова – родственники. Как они называются?

- Послушайте сценку, которая так и называется «Родственники»

                    - Вы кто такие?

                    - Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.

                    - А ты кто?

                    - А я ваша тётя – гусеница.

- А верно ли, что гусь, гусыня, гусята, гусеница – родственные?

- А эти слова являются однокоренными?

                Вода, водитель, водяной.

                Лес, лестница, лесничий.

                Левый, лев, налево.

5. Угадай слово

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

(подснежники)

6. «Наборщик»

Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

(рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак, т.д.)

7. «Крылатые выражения»

Объяснить фразеологизмы:

- заварить кашу;

- жить душа в душу;

- на ночь глядя;

- повесить нос;

- водой не разольёшь.

8. «Собери пословицу».

Человек без Родины                               коли делать нечего.

За правое дело                                          а человека в делах.

Красна птица перьем                              а лень портит.

Труд человека кормит                            такова и работа.

Скучен день до вечера                           соловей без песни.

Не надобен и клад                                    стой смело.

Кто грамоте горазд                                   а человек уменьем.

Родного языка не знать                           коли в семье лад.

Каков мастер                                               тому не пропасть.

Смотри дерево в плодах                          света белого не видеть.

9. « Исправь ошибки»

- А теперь, каждая команда получает последнее задание. Нужно исправит ошибки в тексте. За каждую исправленную ошибку засчитывается один балл.

      Зимние каникулы я правёл у дяди серёжы однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом котались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снижок.

10. Итог конкурса

- Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка.

- А сейчас жюри подведёт итоги   конкурса и наградят наших победителей.

Крестики – нолики

Игра по русскому языку

1 – 2 классы

Цели:

- развивать речь, мышление, память;

- формирование положительного отношения к русскому языку;

- обобщение ранее изученного материала по русскому языку;

- развивать коммуникативные навыки.

                                             Ход мероприятия

 - В игре участвуют две команды. В клетках поля записаны названия 9 конкурсов. Команды вытягивают жребий, на котором написан + или 0. Команда «Крестиков» начинает игру и выбирает первый конкурс. Обе команды выполняют это задание. Жюри оценивает и поднимает карточку той команды, которая победила в данном конкурсе. Выигрывает та команда, которой удалось поставить 3 своих знака в один ряд или поставить на поле пять своих знаков.

Анаграммы

Магическая буква

Звук заблудился

Наоборот

Путаница

Подбери пару

Слово в слове

Шторм

Прививка

1. Анаграммы

- Переставьте буквы в словах чтобы получить новые слова:

Волос – (слово)                   валик – (вилка)

Враги – (грива)                     города – (дорога)

Гусли – (слуги)                      дома – (мода)

Образ – (забор)                    икра – (раки)

2. Магическая буква

- Добавьте к словам одну букву – и получите шесть новых слов:  

Рыба                      омар

Пол          ?           лад                (К)

Лото                        раб

3. Звук заблудился

- Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей – то дом,

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла буква – озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Жучка (будку) не доела;                            На остров налетел ураган,

Неохота, надоело.                                       На пальме остался последний (баран).

Мы собирали васильки,                             Тает снег. Течёт ручей.

На головах у нас (щенки).                           На ветвях полно (врачей).

У вратаря большой улов,                                  Мама с (бочками) пошла

Влетело в сетку пять (волов).                            По дороге вдоль села.

4. Наоборот

Злой – (добрый)                                           дикий – (домашний)

Городской – (деревенский)                       бабушка – (дедушка)

Беспорядок – (дисциплина)                       верхний – (нижний)

Высоко – (низко)                                             высушить – (намочить)

5. Путаница

- Все слова разорвались на части, и понять ничего нельзя. Попробуйте разобрать, что было написано.

РЫБУ НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.

(Рыбу нёс кот и на крыше съел.)

6. Подбери пару

- Я называю слово на букву А, и вы мне должны подобрать к нему пару тоже на эту же букву. Например: аптекарь – аккуратный.

Арбуз – (алый)                                    астра – (ароматная)

Волосы – (волнистые)                       вода – (вкусная)

Галстук  -(голубой)                              голос- (грустный)

Доска – (длинная)                               директор – (добрый)

7. Слово в слове:

- Найдите слово в слове:

 

Спорт (порт)                                   поднос (нос, сон, дно)

Плов (лов, вол, пол)                     кобра (кора)

Кустарник (куст, наст)                   экран (кран)

Кисель (ель, сел)                            крот (ток, рот, кот)

8. «Шторм»

-Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались. Помогите поставить слова на свои места.

- Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

                                   ……. выпал жаркий – жаркий.

                                   Ах, как душно в зоопарке!

                                   ….. пропал у пони,

                                   ….. вянут на газоне.

                                    А мартышка не страдает –

                                    ….. уплетает!

9. «Прививка»

- Слова неохотно поддаются «прививкам» другими буквами. Но всё – таки давайте попробуем!

- К предлагаемым словам прибавьте по одной букве, чтобы получились новые слова.

Мех – (смех)                рак – (мрак)

Уха – (муха)                  мало – (масло)

Кол – (укол)                   лён – (клён)

Лень – (олень)              стол – (столб)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра 4класс" Величины. Своя игра"

Эта игра рассчитана на развитие интереса  учеников к уроку математике по теме ,, Величины\'\'...

Игра "Своя игра"

Игра-викторина сделана по принципу телеигры "Своя игра". Ребёнок или команда выбирают раздел и вопрос на определённое количество баллов. Ответив на него, зарабатывает баллы, если не ответил, то баллы ...

Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"

Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...

Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".

Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с  самыми близкими людьми....

Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"

Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...

Интеллектуальная игра "Своя игра"

Игра проводиться во  внеурочное время, для расширения и совершенствования знаний, полученных на уроках, так и в воспитательных целях. Загадки подобраны по темам: "Животные", "Растения", "Явления ...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...