урок русского языка "Союз как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шамрай Лариса Леонидовна

урок построен на групповой работе. учащиеся самостоятельно добывают недостающие знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_soyuz.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  4 класс

Тема: Союз как часть речи

Цель: Обобщить  и  расширить сведения о  союзе как о  части  речи;  

Задачи: 

--- ввести в активную речевую практику учащихся термины: простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы

  1. формировать представление о способах соединения простых предложений в составе сложного; умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
  2. воспитывать у школьников желание самостоятельно думать, анализировать и рассуждать.
  1. Организационный момент

Ребята, мы всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Давайте определимся с нашим эмоциональным настроем на урок. Возьмите стикер того цвета, который соответствует вашему настроению:

        Красный цвет – готов работать

        Зеленый цвет – мне хорошо

        Синий цвет – мне страшно

  1. Повторение пройденного материала

Блиц опрос

        Часть речи, обозначающая число или порядок при счете

        Часть речи, обозначающая действие предмета

        Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении

        Часть речи, обозначает предмет

        Часть речи, обозначает признак действия  или признак предмета

        Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его

        Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом

        Бывают сочинительными и подчинительными.

На доске: ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ДОПОЛНЕНИЕ, СОЮЗ, ЧАСТИЦА, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ.

Назовите «Лишнее», остальные слова разделите на группы.

Проверка.

- По какому признаку разделили слова?

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

- Назовите служебные части речи.

3.  Подведение к изучению  новой темы

- Догадайтесь, с какой частью речи мы будем сегодня работать.

                Объединять и связывать стараюсь

                Я равных и неравных в нужный час

                Порою я совсем не повторяюсь.

                Порою повторяюсь много раз.

А) Ассоциации (слово союз)

Актуализация знаний о союзе как части речи.

Б) Синтаксическая  5 – минутка: На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы спешат полакомиться ими.

- разберите предложение. Найдите союз. Расскажите о нем.

В) Работа в группах ( собирают ромашку)

Ответы детей. Молодцы, вы многое знаете о союзах

  1. Изучение новой темы

Работа в группах

У вас на компьютерах есть текст. Задание: прочитать, выбрать самое главное о союзах. Составить определение части речи союз.

А)

б) «Сказка о Союзах»


         В огромной стране «Части речи», в губернии «Служебные части речи» жили-были одноименные части речи — союзы.

По строению союзы бывают простыми и составными. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

По значению делятся на сочинительные и подчинительные
          Союзы жили дружно, несмотря на то, что  сильно отличались друг от друга. Одни  жители очень любили сочинять, мирно присоединять слова и предложения. Например, такие жители, как  а, и, зато, ни…..ни, да, не то…не то, либо, или, то…..то, но и другие. И назывались они ______________________________?.

Другие  были очень сердитыми и хмурыми, потому что подчиняли  простые предложения  себе.  Это союзы  словно, оттого что, чтобы, будто, как, несмотря на то, хотя, где., когда, если, потому что, так как.         И назывались они ___________________________?.             

Защита групповой работы.

- Что такое союз?

- Какова роль союза в предложении и речи?

- Какими бывают союзы по строению и значению?

5. Закрепление

А) пользуясь опорой, распределите союза на простые и составные:

Как будто, потому что, чтобы, оттого что, или, а, и, но, зато, либо, однако, так как.

Б) Работа с пословицами ( догадайся, допиши вторую половину пословицы)

Перо пишет, а…….

Надо поклониться, чтобы….

Не будет скуки, если….

Бездельник здоров за едой и……

В чужом глазу соринку видим, а …..

Не мил и свет, когда…….

Медный кувшин падает и не разбивается, но …….

- Определите разряды союзов по значению.

6. Итог урока

Заполните таблицу:

Знал

узнал

Хочу узнать

Составьте вопросы по теме союз к игре «Да - нет»

7. Оценка работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...