Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Козлитина Ирина Владимировна
Урок русского языка для 2 класса (4 четверть) по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с ФГОС и с применением здоровьесберегающей технологии Базарного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2_klass.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода

Урок русского языка во 2 классе

Учимся применять орфографические правила

          Подготовила:

                                                                                 Козлитина И.В.,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                 первой квалификационной

                                                                                 категории

Белгород, 2013

Тип урока: урок повторения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Цель: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова.

Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.

Познавательные УУД: общеучебные – работают с информацией, представленной в форме рисунка и в форме алгоритма; сравнивают алгоритмы; логические – различают  произношение и написание слов, анализируют слова, умеют находить и исправлять ошибки.      

Регулятивные УУД: определяют цель деятельности на уроке и составляют план; действуют по плану; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносят необходимые коррективы в работу.

Коммуникативные УУД: строят устное высказывание на заданную тему, комментируют ответы других учащихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.

Личностные УУД: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска,  стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; мультимедийная установка, презентация, карточки для зрительных точек, сенсорного креста, экопанно.

Каждому: ученические столы двухместные и одноместные с комплектом стульев, конторки, учебники: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.]; [под ред. С.В. Иванова] – М.: Вентана-Граф, 2012; рабочие тетради: Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012; обычные тетради в узкую линейку, ручки, простые карандаши, резинки, оценочные листы.

Для парной работы: опорные слова-подсказки для составления алгоритмов «Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением» и «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением».

Ход урока

I. Орг. момент.

Часть детей стоит за конторками (применение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного.)

Прозвенел звонок, начался урок,

Спинки ровно, рот закрыт,

Носик дышит, рот молчит.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Спасибо! Будем надеяться, что гости с удовольствием поприсутствуют на нашем уроке и порадуются нашим успехам.

II. Физминутка.

- «Маятник» (качание головой);

- «Ленивая восьмёрка» (по 3 раза каждой рукой, а затем обеими);

- «Шапка для развлечений» (завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза).

III. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш урок предлагаю провести под девизом: «Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься».

- Согласны ли вы с вьетнамской пословицей?

- Объясните ее смысл. (Надо трудиться – без труда не добьешься положительного результата. Надо учиться – тогда узнаешь что-то новое.)

- А вы готовы работать и добывать знания?

IV. Чистописание.

- …, веди класс. (Проверяю посадку, открываю тетрадь, кладу с наклоном. Пишу число, классная работа. Подчеркиваю, проверяю.)

- С чего начнем работу? (С чистописания.)

- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал и не тратить драгоценное время.)

- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я.)

- Пропишите строку, чередуя гласные буквы.

Второй ручеек побежал, тетрадь, пенал, учебник с собой взял. (Смена динамической позы.)

V. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в ошибкоопасных местах.)

- Как иначе можно назвать ошибкоопасные места? (Орфограммы.)

- В какой части слова могут встретиться гласные-орфограммы? (В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании.)

- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением».)

- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)

- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Урок 144 с. )

- Какие цели мы поставим перед собой?

  1. Уметь находить в словах орфограммы.
  2. Правильно подбирать проверочные слова.

- Какие задания предлагает нам учебник? (Выполни, пожалуйста, задания в рабочей тетради №2 «Пиши грамотно».)

- Тема урока «Учимся применять орфографические правила». А зачем нам это надо? (Чтобы писать грамотно. Грамотное письмо легче читать и понимать.)

- Чтоб ошибок избежать,

   Зоркость будем развивать.

   Сейчас проверить сможешь сам

   Своё внимание к словам.

- На уроке вы будете фиксировать свою работу на оценочных листах и в конце урока сможете выставить себе общую оценку. Поменяйтесь тетрадями, оцените чистописание. (Взаимоконтроль, заполнение оценочного листа.)

VI. Словарно-орфографическая работа.

- Итак, учимся применять орфографическое правило «Безударные гласные корня, непроверяемые ударением».

- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. А что это за слово, вы мне скажете, если внимательно посмотрите на картинки, расположенные на зрительных точках.

* Работа со зрительными точками. Упражнение «Хитрый фотоаппарат» выполняется стоя.

- Посмотрите на первую зрительную точку, вторую, третью, четвертую.

- Садитесь. Закройте глаза и ответьте на мои вопросы.

- Что нарисовано на первой зрительной точке? (Огурец.)

- Что нарисовано на второй зрительной точке? (Помидор.)

- Что нарисовано на третьей зрительной точке? (Капуста.)

- Что нарисовано на четвертой зрительной точке? (Горох.)

- Как одним словом назвать эти предметы? (Овощи.)

- Произнесите слово, вслушайтесь.

- Первый гласный звук вызывает сомнение в написании? (Нет.)

- Почему? (Мы его слышим четко, он ударный, находится в сильной позиции.)

- Назовите второй гласный звук в этом слове? [а]

- Он вызывает сомнение в написании? (Да, он безударный, находится в слабой позиции.)

- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Ответы детей.)

- Запомните и запишите в тетради новое слово. Обозначьте орфограмму. (О́вощи.)

Третий ручеек побежал, тетрадь, пенал  с собой взял. (Смена динамической позы.)

- Запишите сочетания слов: спелые овощи, салат из свежих овощей, овощной суп. (1 ученик работает у доски.)

- Какие слова однокоренные? (Овощи и овощной.)

- Докажите. (Они имеют один и тот же корень, одинаковое значение – овощ.)

- Почему слова овощи и овощей не являются однокоренными? (Это формы одного и того же слова.)

- Выделите корни в однокоренных словах, обозначьте орфограмму.

- Каким способом образовалось однокоренное слово овощной? (Суффиксальным, при помощи суффикса –н-.)

- Прочитайте пословицу, расположенную на зрительных точках. (ВЫВСЯМИКОПРО МУГООЛЯВОТИ ЩУПРИСВОКУ ЁВАВРЕСЯМЯТО.)

- Запишите пословицу в тетрадь (1 ученик работает у доски), в новом слове выделите корень и обозначьте орфограмму. (Всякому о́вощу своё время.)

- Оцените словарную работу, выполненную вами, в оценочном листе.

VII. Работа по теме урока.

Третий ручеек, займите свои места.

- Составьте алгоритм работы с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).

Прежде чем написать слово, нужно:

  1. Прочитать слово.
  2. Поставить ударение.
  3. Выделить корень.
  4. Определить безударную гласную.
  5. Вспомнить, как пишется слово, и записать его.

- Проверка, самоконтроль, оценивание.

Четвертый ручеек побежал, тетрадь на печатной основе, пенал с собой взял. (Смена динамической позы.)

- Самостоятельная работа. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 40, упр. 1.)

- Взаимопроверка, оценивание (работа в паре сменного состава).

VIII. Физминутка.

- работа с офтальмотренажером: двигательная и для глаз.

* Работа с сенсорным крестом. Выполняется стоя.

- Прочитайте слова, напечатанные на желтых карточках. Какое орфографическое правило их объединяет? (Безударные гласные корня, проверяемые ударением.)

- Игра «Найди пару».

В.да – водный                                     гн.здо - гнёзда

Скр.пач – скрипка                              ст.на - стены

Т.желый – тяжесть                             с.сна - сосны

П.левая – поле                                      м.лыш – маленький

- Каким способом проверяли безударную гласную в корне? (К словам, напечатанным на зеленых карточках, подбирали однокоренные слова. На синих – изменяли форму слова.)

Четвертый ручеек, займите свои места.

- Составьте алгоритм работы с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).

Прежде чем написать слово, нужно:

  1. Прочитать слово.
  2. Поставить ударение.
  3. Выделить корень.
  4. Определить безударную гласную.
  5. Подобрать проверочное слово.
  6. Записать слово с такой же гласной, как и в проверочном.

- Проверка, самоконтроль, оценивание.

- Сравните алгоритмы. Что общего? Чем различаются?

Пятый ручеек побежал, тетрадь на печатной основе, пенал с собой взял. (Смена динамической позы.)

- Самостоятельная работа по вариантам:  1-4 слова – 1 в., 5-8 слова – 2 в. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 40-41, упр. 2. Обсуждение в парах сменного состава, самостоятельное выполнение.)

- Взаимопроверка, оценивание (работа в паре сменного состава).

Пятый ручеек, займите свои места.

- Поработаем в группе и проведем исследование текста упр. 6 с. 42.

- Проверка, самоконтроль, оценивание.

* Работа с экологическим панно. Выполняется стоя.

- Найди ошибки в предложениях:

Чижык живёт на даче.

На дереве кричят вороны.

Щюку положили в чулан.

Что за чюдесное место!

Пушыстый котёнок играл с клубком.

Площядь квартиры 65 см2.

- Можно ли подобрать проверочные слова к словам, написанным с ошибками? (Нельзя.)

- Что надо сделать, чтобы правильно записать слова с данными сочетаниями? (Запомнить, как пишутся эти сочетания.)

- Как же пишутся сочетания жи-ши? Ча-ща? Чу-щу? (Ответы детей.)

Шестой ручеек побежал, тетрадь на печатной основе, пенал с собой взял. (Смена динамической позы.)

- Самостоятельная работа по вариантам: 1 в. - 1-й столбик, 2 в. – 2-й столбик. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 42, упр. 7.)

- Взаимопроверка, оценивание.

- В какой части слова находятся гласные буквы и, а, у? (В корне, суффиксе, окончании.)

IХ. Итог урока.

- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.

- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)

- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)

- Достигли ли мы этих целей?

- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

- Какие гласные мы проверяли? (А, о, е, и, я.)

- Где может встретиться орфограмма? (В корне слова, в окончании, в суффиксе, в приставке.)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком в корне.)

- Посмотрим на наш план урока. Всё ли мы выполнили?

Шестой ручеек, займите свои места.

- Обратите внимание на оценочный лист. Устно работали сегодня на «5» …, на «4» …, на «3» …

- Какие общие оценки у вас получились?

- Встаньте те, кто сегодня был внимателен к словам и получил «5». Кто получил «4» («3»).

- Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.

Х. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:

1. РТ-2 с. 47-48 упр. 3.

2. РТ-2 с. 48 упр. 4.

ХI. Рефлексия.

- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…

Оценочный лист

Задания

Кто оценил

Сам

Одноклассник

Учитель

Чистописание

Словарная работа

Работа с алгоритмом «Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением»

Упр. 1 с. 40

Работа с алгоритмом «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»

Упр. 2 с. 40-41

Упр. 6 с. 42

Упр. 7 с. 42

Устная работа на уроке

Общая оценка за работу на уроке –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"

Урок русского языка( конспект+ презентация)  по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг  безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...

Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила" (2 класс)

Урок  русского языка "Учимся применять орфографические правила" (УМК "Начальная школа 21 век)...

Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"

Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"...

Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа « Начальная школа XXI века».Тема: «Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила».

Урок нацелен на формирование у учащихся представлений о фразеологизме как  единице языка,     особенностях его строения и употребления в речи;отработку умений решать орфографи...

Урок русского языка «Учимся применять орфографические правила».

Урок русского языка во втором классе «Учимся применять  орфографические правила».Урок обобщение материала. Цель:1. Вспомнить знакомые орфографические правила  написания слов.2. Учи...