Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа « Начальная школа XXI века».Тема: «Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шевченко Оксана Степановна

Урок нацелен на формирование у учащихся представлений о фразеологизме как  единице языка,     особенностях его строения и употребления в речи;отработку умений решать орфографические задачи в корне слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл solo_russkiy.docx24.18 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа « Начальная школа XXI века».

                    Учитель: Шевченко Оксана Степановна.

    Тема: « Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила». 

     Цели:

    1. Продолжить формирование у учащихся представления о фразеологизме как  единице языка,     особенностях его строения и употребления в речи.
    2. Обобщение знаний детей по теме орфограммы корня, отработка умения решать орфографические задачи.
    3. Развитие внимания, памяти, обогащение словарного запаса детей.

    Предметные: повторяют освоенные орфографические понятия, признаки и состав орфограмм корня; решают орфографические задачи разными способами; учатся узнавать и использовать в речи фразеологизмы.

    Личностные: имеют представление о причинах успеха в учебе, сохраняют интерес к учебному материалу, оценивают правильное содержание поступков на основании анализа простых ситуаций.

    Метапредметные:

     коммуникативные УУД:  создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка, умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.

    познавательные УУД: формирование орфографических и каллиграфических навыков, создание условий для выработки навыков нахождения и проверки орфограмм в слове; организовать наблюдение за значением и использованием фразеологизмов.

    регулятивные УУД: планировать свои действия для решения задач письма, осуществлять их в речевой и умственной форме,  контролировать процесс решения и результат.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

    Учебно-методическое обеспечение:

    1)Рабочая тетрадь №2.М.И. Кузнецова.

    2) наглядный и раздаточный материал по данной теме.

    3) учебник «Русский язык» 2 класс, Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В.

    4) Пособие для учителя. Комментарии к урокам. Русский язык. С.В. Кузнецов, М.И. Кузнецова.

     

    I. Орг. момент.

    .                        Будь внимателен, дружок,

                            Начинаем наш урок.

                            Особого внимания

                             Заслуживает чистописание.

    Сядем  ровно и красиво,

    Тетрадь раскроем неторопливо,

    Приложим всё старание,

    Ведь это – чистописание.

     Чистописание.

    н н н с с с о о о  но со он ос

    У: Составьте с этими буквами слова и запишите их (сон, нос).

    Учитель пишет на доске: нос + ов = носов

    У:     Что я сделала?

    Д: Образовали суффиксальным способом новое слово.

    У: Что надо исправить?

    Д:  Н.Носов- это фамилия (имя собственное)- пишем с большой буквы.

    У: Имя какого литературного героя можно поставить рядом?

    Д: Незнайка.

    У:  Сегодня Незнайка будет учиться вместе с вами.

    У: А теперь прочитайте словосочетания:

    задирать нос                                            
    водить за нос                                        
    клевать носом                                    
    остаться с носом                                  
    встретиться нос к носу                          
    зарубить на носу  

    _______________________?                                  

    У: Что общего?  Как называются такие словосочетания?

    У: Можно сказать, что слова с корнем нос однокоренные?

    Д: Нет. Слова отличаются только окончанием, значит это формы слова.

    У: Где мы используем изменение формы слова?

    Д: Для проверки слова, когда надо гласный или согласный звук поставить в «сильную позицию».

    Сообщение темы: Сегодня будем работать с  фразеологизмами (наблюдать, сравнивать, анализировать), решать орфографические задачи в корне слова.

    У: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?

    Д: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

    У:Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

    У: Какого фразеологизма не хватает?    

    Д: повесить нос

    У: Что ещё мы знаем о Ф.?

    Д: Слова, составляющие фразеологизм, теряют свое самостоятельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом.

    У: Объясните смысл Ф.

    Зад(и,е)рать нос – г(а,о)рдиться
    в
    (а,о)дить за нос – обманывать
    кл
    (е,и)вать носом – спать
    остаться с носом – пот
    (е,и)рпеть неудачу
    встретиться нос к носу – близко
    зарубить на носу – хор(о,а)шо знать

    повесить нос - быть в плохом настр(о,а)ении

    У: А как вы думаете, где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов?

    Д: Спросить у взрослых, из фразеологического словаря.

    У:  Какие орфограммы надо проверить?

    Д: Проверяемые безударные гласные в корне слова.

    У: Каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня?

    Д: Такое слово, в котором «тот же корень, что и в проверяемом, но «опасное место» стало бы безопасным». Проверяемая безударная гласная стала ударной.

    У: Какие ещё орфограммы корня вы видите?

    Д: Парные согласные в словах БЛИЗКО, НОС; непроверяемая безударная гласная в слове ХОРОШО

    У: По каким признакам распознают «опасное место» для парных согласных?

    Д: Нахождение  на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких [л][л’], [м][м’], [н][н’], [р][р’], [й’] и [в][в’].

    У: Подберите проверочные слова и запишите фразеологизмы.

    (Фронтальная проверка).

    У: Есть ли ещё орфограммы? Где?

    Д: В приставках, суффиксах, окончаниях.

    Найдём и обозначим эти орфограммы.

    Физминутка.

    Работа по учебнику.

    Упражнение 1.(работа в паре)- наблюдение над фразеологизмами, имеющими близкое значение (синонимами). Выполняется в паре с последующим  обсуждением результатов работы.

    У: Записываем по два подходящих фразеологизма.

    Упражнение 2 – наблюдение за образным характером значений (зримостью) фразеологизмов; проводится устно с опорой на рисунки в учебнике.

    Упражнение 3. – наблюдение над фразеологизмами с противоположным значением (антонимами).

    Сначала фронтально работаем над толкованием, затем ученики самостоятельно списывают с «окошками», руководствуясь памяткой « Как списывать?», сверяют с доской.

    У: Посмотрите на доску. Незнайка выполнил работу. Проверим.

    1. З.в.рить кашу- р.(с,з)хлёбыв.ть кашу.
    2. З. сучи.  рук.ва- спустя рук.ва.
    3. За трид.в.ть з.мель- рукой п.дать.
    4. С лё.ким сер.ц.м- с т.жёлым сер.ц.м.
    5. Ж.ть св.им умом- ж.ть ч.ж.м умом.

    У: Какие орфограммы встретились?

    Д: Безударная гласная в корне, приставке, окончании (называют слова).

    У: Для каких слов вы не будете подбирать проверочные?

    Д: Приставки запоминаем или смотрим в словаре, окончания спрашиваем у взрослых.

    У: Какие ещё орфограммы проверим с помощью проверочного слова?

      Д:  Парные согласные, непроизносимая согласная (называют слова).

    (Буквы вписывают зелёной пастой).

    У: Незнайка хочет похвастаться,  как он научился использовать фразеологизмы в своей речи, и составил текст о себе. В чём особенность текста?

      Я проснулся ни свет ни заря. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке.

      Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши – я все ни в зуб ногой.

     Д: В этом тексте он использовал много фразеологизмов, что мешает пониманию смысла текста.

     У: Попробуем ему помочь: заменим устойчивые сочетания слов, т.е. фразеологизмы, словами – синонимами.

    У: Кому трудно придумать слова, которые нужно вставить самим, воспользуйтесь словами-подсказками: рано, не понимаю, неожиданно, безразлично, злился, уставший, еле-еле, запомнить, бездельничал, очень долго 

    Я проснулся ________________________. Пошел в мастерскую к Винтику, долго ________________. Вернулся _______________, съел _______________ шесть котлет и пил томатный сок _______________.

    Тут _______________ свалился Пилюлькин, _______________, велел ___________, что руки моют перед едой, а мне ______________ - я все ______________________.

    У:  Какой текст вам кажется наиболее интересным? (текст с фразеологизмами)

    У:  Какой текст оказался более понятным? (текст без фразеологизмов)

    У:  Какое пожелание вы дали бы Незнайке? (не перенасыщать речь фразеологизмами)

    У: Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам:

    1. Что такое фразеологизм?
    2.  Какими признаками обладает фразеологизм?
    3. Что нового узнали о фразеологизме?
    4. Какие орфографические правила повторили?
    5. Какими памятками пользовались?

    У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью фразеологизма. Посмотрите и выберите тот, который наиболее точно отразит вашу работу на уроке. 

    -сложа руки

    - засучив рукава

    - держа ушки на макушке

    - бил баклуши

    - работал до седьмого пота

    - мотал на ус

    - считал ворон

    - смотрел во все глаза

    - не покладая рук

    - ловил мух

     Спасибо всем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения

    Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

    Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

    Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.

    Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...

    Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

    Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....

    Урок русского языка в 3 классе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных

    Задача урока: • отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных; • провести орфографический тренинг. ...