Урок русского языка в 3 классе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Задача урока: • отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных; • провести орфографический тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_124.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 124. Правописание

        Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных        

        Задача урока:

  • отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных;
  • провести орфографический тренинг.

        Характеристика деятельности учащихся:

  • сравнивать окончания слов, относящихся к разным склонениям;
  • высказывать предположение об обозначении звука [и] в окончаниях родительного и дательного падежа;
  • объяснять выбор окончания;
  • преобразовывать транскрипцию в буквенную запись;
  • группировать слова по заданному основанию, осуществлять контроль по результату выполнения задания;
  • находить слова по заданному основанию;
  • учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;
  • контролировать собственные действия в соответствии с изученными орфограммами;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре);
  • определять истинность или ложность высказывания;
  • понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу;
  • фиксировать (графически обозначать) место орфограммы.

Ход урока

        I. Оргмомент

        Улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите:
        Я желаю тебе добра.
        Если тебе будет трудно, я помогу.

        За конторки 1-я группа

        II. Мотивирование к учебной деятельности

        - Как вы думаете, может ли пословица «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» стать эпиграфом нашего урока?

        III. Актуализация знаний

        1. Откройте в учебнике новый урок, определите тему, изучив содержание урока, составьте план нашей работы.

        Урок 117; с. 108; блок «Правописание».

        На уроках данного блока мы знакомимся с новыми орфограммами; учимся грамотно писать, применяя изученные орфограммы.

        Исходя из темы урока «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных», поставим цель: отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

        Для этого мы будем работать с рубрикой «Давай подумаем»; выполним упр. 1 и познакомимся с выводом в рубрике «Обрати внимание»; применяя правило, выполним упражнения, будем работать в парах; познакомимся с новыми словарными словами.        

        2. Проведём мини-исследование

        Для этого поработайте с рубрикой «Давай подумаем» - ещё раз обращает внимание на то, что окончание зависит не от значения слова, а от склонения. Наблюдение за предложенными в рубрике парами слов помогает учащимся убедиться, что окончание – грамматическая категория, у родственных имён существительных (таких, например, как постель – постелька, ель – ёлка) – разные окончания, так как эти существительные относятся к разным склонениям.

        Вторая часть рубрики содержит проблемный вопрос, активизирующий знания учащихся о разных способах передачи буквами безударного звука [и] в окончаниях существительных. Учащиеся вспоминают, что безударный звук [и] может быть обозначен буквой и или е. Для правильного выбора буквы надо знать, к какому склонению относится существительное и подчиняется ли оно общему правилу.

        3. Упражнение 1 – отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Выполняется в парах (одна пара на листочках, которые для проверки вывешиваются на доску).

[и] – е

[и] – и

в театре – 2 скл., П. п.

в консерватории – на -ия

по дороге – 1 скл., Д. п.

у дороги – 1 скл., Р. п.

в мышеловке – 1 скл., П. п.

в армии – на -ия

по тарелке – 1 скл., Д. п.

на станции – на -ия

в Америке – 1 скл., П. п.

в Азии – на -ия

в тетрадке – 1 скл., П. п.

в тетради – 3 скл., П. п.

к площадке – 1 скл., Д. п.

к площади – 3 скл., Д. п.

        - Почему у одного и того же слова разные окончания, например: у дороги – по дороге?

        - Почему в одном и том же падеже у родственных слов тетрадь и тетрадка разные окончания: в тетради – в тетрадке?

        

        Музыкальный массаж «Паучок»

        За конторки 2-я группа

        4. Рубрика «Обрати внимание» обобщает информацию об особенностях написания в окончаниях после шипящих и ц букв о и е. (Правило с. 69)

        5. Упражнение 2 – отработка орфограммы «Буквы о – е в окончаниях существительных после шипящих и ц», тренинг в написании безударных окончаний. Выполняется самостоятельно с самооценкой.

        Возможные трудности. Два варианта восприятия слова – школьникам (мн. ч., Д. п.) и школьником (ед. ч., Т. п.). Обратить внимание на слово шприцем – ударение на первый слог.

        Ключом, свечой, городом – Т. п., чертежом, карандашом, мячом, Олегом – Т. п., школьником – Т. п., плащом, ножом, овцой, врачом, каланчой.

        Проверка: слова на карточках под номерами по классу.

        без ошибок – «5»

        1 ош. – «4»

        2 ош. – «3»

        3 и более – «2»

        Физминутка (музыкальная)

        За конторки 3-я группа

        6. Упражнение 4 (в паре) – отработка написания безударных падежных окончаний имён существительных. Во время фронтальной проверки учащиеся должны назвать выписанные слова и обосновать написание окончания -и.

        В армии – на -ия, от деревни – 1 скл., Р. п., в планетарии – на -ий, на собрании – на -ие, в истории – на -ия, о фамилии – на -ия, на площади – 3 скл, П. п., около двери – 3 скл., Р. п., у лошади – 3 скл., Р. п., в энциклопедии – на -ия.

        - Почему из всех слов на -ий, -ия, -ие вы не выписали слово через здание? (Это слово на -ие, но в форме В. п.)        

        Для сильных групп (на основной и боковой доске)

        1. Разделите все слова на группы. Объясните принцип, по которому вы это сделали. Какие слова вы не будете выписывать. Почему?

        полноч(?), плащ(?), рыс(?), мелоч(?), туч(?), тиш(?), царевич(?), рощ(?), врач(?), глуш(?), дач(?), гуаш(?), кон(?), скрипач(?), лещ(?), техпомощ(?), багаж(?), задач(?)

        - Какую роль выполняет мягкий знак в словах, которые вы не выписали? (Показатель мягкости согласного звука)

        - Можно ли сказать, что ь после шипящих тоже является показателем мягкости? (Нет, это показатель грамматической категории рода)

        2. В каких «сказочных» словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после шипящего?

        Колная нукож;  куравый мякриш;  укуркая мякащ;  авуарая жукоч;  крэпиатый фуч.

        - Как вы определили, в каких словах нужно поставить мягкий знак после шипящего? (По слову, которое имеет окончание имени прилагательного)

        

        3. Распределите слова на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные:

        шмель, диван, книга, кукла, народ, птица, торговец, платье, ребёнок, лиса, пароход, снеговик

одуш.

неодуш.

шмель

диван

кукла

книга

птица

народ

торговец

платье

ребёнок

пароход

лиса

снеговик

        Вывод: деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в грамматике не всегда совпадает с делением в природе на живое и неживое. Например, слово кукла (снеговик, домовой, покойник) относится к одушевлённым существительным, а слово народ (стадо, племя) – к неодушевлённым.

        

        4. Распределите существительные в группы по форме числа:

        диван, мебель, рубашки, очки, ворота, калитки, соль, солонка, бинокли, брюки, мысль, старик, мышление, закаты, сумерки, старость

ед. ч.

только форма

ед. ч.

мн. ч.

только форма

мн. ч.

диван

мебель

рубашки

очки

солонка

соль

калитки

брюки

мысль

мышление

бинокли

сумерки

старик

старость

закаты

ворота

        Вывод: число – непостоянный признак имён существительных, потому что они могут изменяться по числам. Все существительные имеют форму числа. Часть существительных употребляется в форме только единственного числа. У некоторых существительных есть форма только множественного числа.

        IV. Знакомство с новыми словарными словами

        - Запишите каждое слово на отдельную строку, подчеркните непроверяемые орфограммы, подберите однокоренные слова:

        тарелка, тарелочка;

        лагерь, лагерный;

        фамилия, фамильный, однофамилец2.

        - Подумайте и объясните, когда так говорят: «Чувствовать себя не в своей тарелке»?

        Ответ на этот вопрос я нашёл в книге профессора, доктора филологических наук «За гранью слова – даль…» Александра Тихоновича Липатова. Выражение «быть не в своей тарелке» означает чувствовать себя неловко, неуютно, некомфортно… Но причём тут тарелка? Дело в том, что это выражение попало к нам из французского языка, с тех времён, когда на французском разговаривала вся русская аристократия.

        Дело в том, что в речи французов слово assiette двузначно – это и «положение», и «тарелка», это слова-омонимы: звучат-то они одинаково, а смысловое наполнение их различно. Этимологи утверждают, что между этими омонимами существует историческая связь, теперь уже утраченная.

        Слово лагерь пришло к нам из немецкого языка. Сначала это слово имело значение «лежбище», потом – «стоянка». В русском языке слово лагерь сохранило и прежнее значение, и приобрело новое, например, оздоровительный лагерь.

        - Какие нотки спрятались в слове «фамилия»?

        На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, как на Руси рождались имена, отчества, фамилии. Превращались в фамилии и прозвища. В то время прозвища могли даваться по птицам, по рыбам, по внешности, по чертам характера. Приведите пример таких фамилий-прозвищ. (Князь Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Пётр Великий, Екатерина Великая)

        - Расскажите о некоторых фамилиях-прозвищах.

        Можно ли было ожидать, чтобы князь Владимир Красное Солнышко, причинивший столько зла брату, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить народ свой забыть его прежнюю жизнь. Владимир после крещения прославился добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих государств, а думал о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных: на княжеском дворе его они могли в любое время получать пищу и деньги; больным же, которые не могли выходить из домов своих, великий князь приказывал развозить съестные припасы – хлеб, рыбу, мёд и даже квас в бочках. Он сделался, наконец, так милостив, что самых ужасных злодеев боялся наказывать смертью.

        Князь Ярослав Мудрый был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской.

        При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси.

        Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

        Иван IV в детстве не знал семейного тепла, страдал от насилия в окружавшей его среде. Но Иван IV Грозный вошёл в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором.

        V. Домашнее задание (по выбору)

        1. Выполнить упр. 3 на с. 110.

        2. Спишите словосочетания, вставляя окончания существительных и поясняя свой выбор.

        Работать в библиотек…, посещение библиотек…, путешествовать по пустын…, животные пустын…, фильм о пустын…, в гостях у Лиди… Ивановн…, приехать из Росси…, шли по алле…, подготовиться к лекци…, сказка о мыш… и мышонк…, для дочер…

        

        VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

        - Какую цель ставили? Удалось ли достичь цели?

        - Как вы считаете, наш урок прибавил частичку мудрости?

        - Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных?

        - Кто умеет решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имён существительных?

        Цветовая лента «На уроке мне понравилось…»:

        красный – ничего;

        синий – узнавать новое;

        жёлтый – работать самостоятельно;

        зелёный – работать в группе и в паре;

        оранжевый – выбирать задания

        Исследование «Что означает моя фамилия»

        Фамилия Моршнёв от нарицательного существительного «моршень» - означает «женский головной убор, вроде кокошника, закруглённый, без острого края, собранный сзади сборами». Однако это слово имело и другое значение – «примитивная обувь, сшитая из одного или двух кусков кожи». Скорее всего, моршнем прозвали мастера, который делал подобные головные уборы или обувь. Моршень со временем получил фамилию Моршнёв.

        Сушко – эта фамилия имеет украинское происхождение. Образована от прозвища Сухой, поводом к которому послужило одно из свойств его обладателя, который был либо сухощавого телосложения, либо чересчур сдержанный в проявлении своих эмоций.

        Фамилия Токаренко принадлежит к древнему типу славянских фамилий, образованных от личного прозвища.

        Токари затачивали металлические режущие предметы: ножи, косы, серпы. Токарями назывались и изготовители деревянной посуды, которую вытачивали на токарных станках «по дереву».

        Отмечено ещё одно значение слова «токарь», которым называли тетерева. Подобным прозвищем могли наградить основательного, не терпящего спешки и суеты человека, которого нетерпеливые окружающие считали неповоротливым и неловким, говоря про него – «Топчется на одном месте, как тетерев на току».

        Фамилия Цымбалов образована от прозвища «цымбал» - род малых гуслей. Таким образом, возможно, мои предки были музыкантами или изготавливали музыкальные инструменты – цымбалы. Об этом упоминали в рассказах моему отцу его бабушка и дедушка. В дореволюционный период мои предки жили на селе и были зажиточными крестьянами. Они занимались земледелием и животноводством.

        В основе фамилии Трофимов лежит мужское имя Трофим. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «кормилец».

        На Руси верили, что, если дать ребёнку имя, подобное этому, то жизнь его станет светлой, хорошей, и любые трудности он будет преодолевать очень легко. Трофим со временем получил фамилию Трофимов.

        Кроме этого, Трофимовы – старинный дворянский род. Согласно историческим документам и родословным, родоначальником считается Семён Трофимов. В 1689 году за ним числилось поместье. У Трофимовых был и свой герб.

        Основой фамилии Заяц послужило мирское имя Заяц. Существует две версии происхождения фамилии Заяц. По одной из них, в основе этой фамилии лежит нецерковное имя Заяц.

        До введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя её частью. Давая младенцу такие имена, как, например, Волк, Заяц, Соловей, Калина, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён избранный представитель животного или растительного мира.

        Согласно другой, менее правдоподобной версии, фамилия Заяц образована от прозвища «Заяц», восходящего к глаголу «заять» - прыгать. Видимо, так называли резвого ребёнка.

        В основе фамилии Мартемьянов лежит крестильное православное мужское имя Мартин (Мартын), которое в переводе с латинского означает «посвящённый Марсу, воинственный». Основой же для фамилии послужила его просторечная форма Мартемьян.

        Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а так же альпийских пастухов.

        Согласно другой, менее убедительной гипотезе, фамилия Мартемьянов образована от слова «мартын», т.е. «чайка-рыболов». Это существительное могло лечь в основу прозвища Мартын, которое, вероятно, указывало на род занятий предка (например, рыбалка). Мартемьян, со временем получил фамилию Мартемьянов.

        

        

        Ответ на этот вопрос я нашёл в книге профессора, доктора филологических наук «За гранью слова – даль…» Александра Тихоновича Липатова. Выражение «быть не в своей тарелке» означает чувствовать себя неловко, неуютно, некомфортно… Но причём тут тарелка? Дело в том, что это выражение попало к нам из французского языка, с тех времён, когда на французском разговаривала вся русская аристократия.

        Дело в том, что в речи французов слово assiette двузначно – это и «положение», и «тарелка», это слова-омонимы: звучат-то они одинаково, а смысловое наполнение их различно. Этимологи утверждают, что между этими омонимами существует историческая связь, теперь уже утраченная.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" УМК "Начальная школа 21 век"...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс  «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа ХХI века" по теме "Способы образования имен существительных".

Тема: способы образования имен существительных (сложение целых слов).Тип урока: изучение нового материала.Межпредметные связи: литературное чтение тема "Лексическое значение слова", работа с...

«Повторение правописания безударных окончаний имён существительных» 3 класс

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века»по теме «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...