Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Семенова Татьяна Михайловна

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.

Данный урок разработан в соответствии требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Тема.  Мимика и жесты – дополнительные средства общения

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников;
  2. Развивающие: развивать речь, память, каллиграфический навык; умение анализировать, сравнивать данные ситуации.
  3. Воспитательные: воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях устного общения; умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, доброжелательность.

Формирование УУД:

- личностные: положительное отношение к процессу познания;

                           применять правила делового сотрудничества;

 -регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

 - познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию;  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

 - коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Планируемые результаты:

 Знать  несловесные  средства общения: мимику и жесты.

Уметь ими пользоваться при устном общении.

Уметь  правильно вести себя в ситуациях устного общения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, задания на карточках, карточки- пиктограммы «Лица», карточки «Самооценка», толковый словарь русского языка В. Даля, С.И.Ожегова

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 Организационный этап.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Звучит спокойная музыка.

(Учитель читает стихотворение)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

 Начинаем урок русского языка. Для начала вам нужно поприветствовать друг друга. Вам нужно молча, как будто вы ходите по весеннему лесу, чтобы не спугнуть лесных жителей,   ходить по классу, при этом поздороваться за руку как можно с большим количеством человек. При этом  пофантазируйте: как близко подойти к ней (к нему)?  Как подать руку?  Какое выражение лица будет при этом?

Дети ходят по классу, приветствуя друг друга.

Коммуникативные УУД: понимать другие позиции (взгляды, интересы)).

Знакомство с темой и задачами урока.

Мотивация к пробному учебному действию

Учитель читает стихотворение, (показ слайда1)

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?».

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

(Учитель ведет беседу, подводит учащихся к теме урока)

-Ребята, как вы считаете, нужно подойти к этой девочке? А почему? А вот что нужно сделать, чтобы она не плакала?

Значит, чтобы девочка вам доверилась, вы какими должны быть?

- А вот сейчас я хочу вам показать ещё одного героя. Вы посмотрите  и подумайте, почему герой мультфильма боялся?

Просмотр м/ф “Крошка Енот”.

Вопросы для беседы:

- Почему Крошка Енот боялся “Того, кто живет в воде?”

- Что помогло Крошке Еноту подружиться с “Тем, кто живет в воде”?

-Так какая же у нас сегодня тема урока?

-Чему мы будем сегодня учиться?

- Как вы считаете, пригодится это вам в жизни?

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.

Участвуют в беседе.

Коммуникативные УУД: понимать другие позиции, взгляды, выслушивать мнение товарищей.

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Актуализация знаний

Физминутка

Цель: развитие зрительного восприятия, отработка умения сравнивать, развитие мелкой моторики, точности проведения линий.

Цель: совершенствование графического навыка.

Эмоциональная разрядка (разминка)

1) Чистописание

а) Упражнение «Дорисуй»

- Отгадайте загадку:

Сидит  дед  во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

( лук) (слайд 3)

- Посмотрите на луковицы, которые вы должны дорисовать, сравните их с образцом. Дорисуйте недостающие элементы и снова сравните с образцом.

Все картинки должны быть одинаковыми.

б) Упражнение «Напиши красиво».

- Какую букву  вы будите учиться писать? Что вы можете рассказать об этой букве? (гласная, строчная, обозначает два звука)

(Учитель объясняет второй способ написания буквы).

-Придумайте и запишите слова с этой буквой (работа в парах)

- Поработаем с этими словами.

- Вспомним алгоритм работы со словами.

Отгадывают загадку.

Сравнивают картинки, анализируют, находят недостающие элементы, дорисовывают их.

Дети знакомятся с новым способом написания буквы ю и тренируются в письме этой буквы.

Придумывают слова с этой буквой.

Работают с этими словами по алгоритму.

Дети самостоятельно выбирают и проводят разминку.

 Регулятивные УДД:  

определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму.

Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать.

Познавательные  УУД, Регулятивные УУД

Познавательные УУД: работа по алгоритму

Работа над новым материалом

Закрепление знаний

Организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.

- Давайте ещё раз повторим, чему мы будем учиться  на уроке?

  1. Работа в парах

Детям выдаются рисунки-задания,  на которых зашифрована поговорка “Язык до Киева доведет”. Детям предлагается прочитать поговорку.

- Как вы понимаете эту поговорку? Почему так говорят?

- А как вы думаете, можно общаться не используя слов?

- Сейчас вы откроете для себя ещё одну тайну языка:  с помощью чего  люди ещё могут общаться. А поможет в этом наш учебник. Откройте  стр.114 и прочитайте.

- С помощью чего мы можем общаться?

-У меня на доске написано интересное слово: мимика. А что это такое?

А как нам узнать, точное определение? (Воспользоваться толковым словарём).

- Мимикой можно передать любое душевное состояние человека.

2) Упражнение  “Лица”. На доске пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”. Учитель предлагает детям определить настроение “маски”.

3)Упражнение  “Маски” (работа в группах)

- У вас на столе у каждой группы 4 карточки. Каждый должен взять одну карточку и выразить мимикой то, что в ней написано (горе, боль, страх, радость). Другие  участники  должны  определить, что выражает лицо партнера.

4)- Посмотрите на этих ребят (учебник стр.114).  С кем бы вы захотели подружиться? Почему?

Какой же можно сделать вывод, если мы хотим, чтобы с нами дружили?

Вывод: выражение лица играет важную роль в общении.

5)- Что такое жесты? (мнение детей, работа с толковым словарем)

6)-  По моим жестам определите, что я от вас хочу:

Руки вверх - (встать)

Руки вниз - (садитесь)

Палец к губам – ( тихо)

1)-Изобразите вы мимикой и жестами данные ситуации.

- Только в лес вы вошли, появились комары.

- Изобразите человека, у которого жмут ботинки.

- Изобразите человека, который неудачно пнул кирпич.

- Изобразите ребёнка, который ест невкусную кашу.

- Но есть такие жесты, при которых с человеком не хочется,  не то что дружить, но и даже общаться. Вспомните эти жесты и никогда не используйте их в жизни.

2)Упражнение «Впиши пропущенные сочетания букв» (работа в парах)

- Впишите пропущенные сочетания букв.

- Прочитайте пословицы, объясните их значение. Что объединяет все эти пословицы? (Все они о дружбе)

- Спишите  2-3 пословицы, которые вам понравились. (Выполняется самостоятельно)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

Формулируют учебную  задачу как тему   урока.

Работа в парах: дети разгадывают зашифрованную пословицу.

Дети высказывают свое мнение.

Добывают информацию из учебника

Высказывают свои мнеия

Работа с толковым словарём.

Дети определяют настроение «маски»

Работа в группах.

Дети выражают мимикой то, что написано на карточке, а другие члены группы угадывают.

Дети делают вывод.

Высказывают свои мнения.

Работа с толковым словарем.

Дети выполняют задания учителя.

Разыгрываются ситуации.

Работа в парах.

Дети вписывают пропущенные буквы, объясняют значение пословиц

Самостоятельно списывают пословицы.

Осуществляют взаимную проверку работы.

Регулятивные: УУД: планировать решение учебной задачи

ПознавательныеУУД, коммуникативные УУД.

Познавательные УУД:

находить дополнительную информацию

Познавательные УУД:

находить дополнительную информацию

КоммуникативныеУУД:участвовать в учебном диалоге

Личностные УУД: применение  правил делового сотрудничества

КоммуникативныеУУД:участвовать в учебном диалоге

Познавательные УУД:

находить дополнительную информацию

ПознавательныеУУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Познавательные УУД, формирующие умственные операции

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания; применение  правил делового сотрудничества,

Регулятивные  УУД:  оценивание и коррекция деятельности

Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

- Чему учились на уроке?

 - Что понравилось?

 - Что показалось сложным?

- Как вы думаете. Вам понадобятся в жизни сегодняшние знания?  

Бывает, что и у вас в классе кто-нибудь чувствует себя грустно. Как можно увидеть такого ребенка? (по выражению лица, по поведению и т.д.) Чем можно помочь человеку, которому грустно? Кто из вас когда-нибудь проявил доброжелательное отношение к кому-нибудь из ребят? Я вам хочу подарить этот бейджик, которым можно отмечать того из вас, кто проявил себя как самого доброго в течение дня.

- Оцените себя с помощью таблицы.Слайд.

Учились пользоваться мимикой и жестами.

Мы работали в группах, выполняли задание.

Дают словесную оценку .

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...

Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...

Рабочая программа и КТП к урокам русского языка, 3 класс, Перспективная начальная школа

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, программа Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...