Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобразное зрительное восприятие, плохая память (особенность детей) затрудняет усвоение учебного материала. Поэтому на данном уроке можно увидеть элементы коррекционной работы, которая направлена на развитие познавательных возможностей и способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспек урока русского языка 4 класс

Программа «Начальная школа XXI век»

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах. Раздел правописание.

Обучающая цель: научить писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

Развивающая цель: развивать орфографическую зоркость, умение применять изученные орфограммы.

Коррекционная цель: развивать внимание, память, монологическую речь.

Воспитательная цель: формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

Карточки для выполнения и самопроверки повторительного диктанта.

Карточка с пословицами.

Ход урока

Учитель: - Начнём урок, я улыбнусь вам, а вы подарите улыбку друг другу, нашим гостям.

Открываем тетрадь и записываем дату Девятнадцатое ноября. Классная работа.

- Какие орфограммы вы заметили в числительном? Докажите выбор написанных букв.

Дети: Проверочные слова: девять и девятка.

Учитель: Наш урок мы начнем с повторительного диктанта, задания которого нам сегодня пригодятся. Помните, все задания выполняем по команде. Желаю удачи. Возьмите карточку.

  1. Прочитайте слово,  хорошенько запишите, разделяя его для переноса.
  2. Прочитайте слова, дело, смелый, гулять запишите глагол.
  3. Прочитайте слово,  кирпич запишите его и подчеркните шипящий.
  4. Прочитайте слово, вещ(…) запишите, объясните орфограмму.
  5. Прочитайте слово, смотрит запишите его в начальной форме.

Самопроверка. Переверните карточку. Возьмите зеленую ручку и приготовитесь к проверке. Будьте внимательны, делайте исправления, если допустили ошибку.

1.

2.

3.

4.

5.

Хорошенько

дело смелый  гулять

кирпич

вещ(…) –

смотрит

хо – ро – шень – ко

гулять (что делать?)

кирпич

вещь – ж. р. 3 скл.

смотреть (что делать?)

Оцените свою работу.

Физминутка для снятия напряжения с глаз (используем тренажёры).

Учитель: На уроке мы продолжим работать с глаголами. Что нового нам предстоит узнать, вы попробуете предположить. На парте у вас лежит карточка желтого цвета.

Учитель: Прочитайте предложения. (фронтально)

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Тише едешь – дальше будешь. Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Определите, что объединяет эти слова.

Дети: Это глаголы. Эти слова отвечают на вопрос что делать? Например,  беречь. Эти слова оканчиваются на шипящий и мягкий знак.

Учитель: Запишем эти слова в тетрадь и определим в каких формах они стоят.

Ученик у доски.

Отрежь – 2 л., едешь – 2 л., будешь – 2л., беречь – н.ф..

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В начальной форме и во 2 лице после шипящих у глаголов пишется мягкий знак.

Учитель: Тема нашего урока «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Мы будем учиться правильно, записывать глаголы с шипящим на конце.

Откройте учебник на странице 82. Найдите правило. Прочитайте его. Правильное предположение мы с вами сделали.

Дети: В правиле написано во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Учитель: Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. Что будем делать?

Дети: записывать слова, распределяя в три столбика. В первый столбик – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2-го лица, в третий – глаголы, выражающие совет, просьбу.

Ученик у доски.

Учитель: Возьмите линейку, измерьте ширину страницы, разделите на 3и сделайте отметки для столбиков. Прочертите линии.

На доске.

Н.ф. (что делать?)

2 л., ед.ч. (ты)

Совет, приказ

стричься

идёшь

беречь

помочь

прилечь

съешь 

учишь

говоришь

сидишь

поешь

не плачь

испечь

отрежь

прилечь

намажь

Учитель: Мы с вами учились записывать глаголы  с мягким знаком на конце после шипящих.

Самостоятельная работа.

Прочитайте задание в упражнении 5 на странице 83. Что вы поняли?

Дети: Запишем слова, там, где необходимо допишем мягкий знак.

(Кто затрудняется можно дать карточку помощницу)

Ночь, луч, беречь, кирпич, карандаш, знаешь, чертишь, заплачь, без туч, колюч, отрежь, хорош, вещь, дремлешь, могуч, сидишь, съешь, товарищ, помощь, помочь, зажечь.

Учитель: Проверяем упражнение. Называете слово и объясняете, почему вы дописали или не дописали мягкий знак. Оцените свою работу.

Рефлексия урока.

Что нового вы узнали? Что у вас получилось лучше всего? Что не совсем удалось?

На следующем уроке, мы продолжим работать над этой орфограммой и если у кого-то сегодня не все получилось, не расстраивайтесь.

Приложение

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобразное зрительное восприятие, плохая память (особенность детей) затрудняет усвоение учебного материала. Поэтому на данном уроке можно увидеть элементы коррекционной работы, которая направлена на развитие познавательных возможностей и способностей учащихся.

Задания коррекционной направленности:

  1. Повторительный диктант (аналитический метод позволяет упорядочить знания);
  2. Использование карточек (помогают работу выполнить быстрее, использование укрупненного шрифта, ограничение поля обзора);
  3. Карточки – помощницы (позволяют наглядно вспомнить изученные орфограммы и правильно применить знания на практике);
  4. Для формирования навыка предметно-практической деятельности, учу детей четко выполнять инструкцию учителя.

Урок построен с учетом здоровье сберегающих технологий:

  1. Во время урока проводятся две физминутки. Одна для снятия напряжения с глаз, другая для смены динамической позы;
  2. Используемая наглядность имеет четкий контур;
  3.  При самостоятельной работе учитывается особенность класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...