Главные вкладки

    Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии.
    план-конспект урока по русскому языку на тему

    Елена Николаевна Каменева

    Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии. .

             ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

    Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и развития речи.

     1 КЛАСС

    Тема :  ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

     

    Программное содержание:

    - Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, сформированности сенсорных эталонов: цвета, величины и формы, , тактильной чувствительности.

    - Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой и спортом.

    - Познакомить детей с филимоновскими игрушками, с элементами росписи: точки, полоски, ёлочки.

    - Активизировать словарный запас детей.
    -Продолжать развивать интерес детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

    -Развивать эстетическое восприятие.
    -Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество.

    --Формирование толерантности ,уважения и признания к себе и к людям, к их культуре.

    Оборудование:

    для учителя:

    гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета; кисти № 2 и № 4;

    банка с водой; мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;

    альбомные листы; шаблоны филимоновских игрушек;         

    Для учащихся:

    альбом; гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета; кисти № 2 и № 4; банка с водой; мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.

     

    Наглядные пособия:

    Зрительный ряд: филимоновские свистульки,  иллюстрации, открытки

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    В отличие от взрослых, имеющих жизненный опыт адаптации к новым социокультурным условиям, у детей при обучении элементам культуры возникают определенные трудности. Но без знакомства с культурой невозможно усвоить тот словарь, который соответствует реальной речевой практике в стране нового языка.

    Под «детским» овладением культурой  не стоит воспринимать только чтение стихов и сказок , исполнение песен в национальных костюмах и т.д., но и усвоение способов рассуждения, видов человеческих взаимоотношений, способов проявления дружбы, симпатии, связанных с речевым поведением человека. Элементы русской культуры следует органично включать в разнообразные внеклассные мероприятия , а так же использовать для этого такие школьные предметы , как уроки трудового обучения и изо.

    Усвоению нового языка, ценностей, бытовых установок помогают традиции, связанные с годовым циклом: национальные светские, конфессиональные праздники, обряды, демонстрирующие новую культуру…

    Но иногда когда конфессии , мягко говоря ,не очень дружат между собой, это сделать чрезвычайно трудно.

    Работая преподавателем светских предметов ( преподаю основные общеобразовательные предметы в начальной школе для девочек из религиозных семей еврейской общины), я пришла к выводу, что необходимо активно использовать традиции иудаизма в материалах уроков по всем предметам. Дети, видя, что учительница хорошо знает традиции еврейского народа, легко ориентируется в их национальных праздниках, проникаются доверием, у детей появляется заинтересованность. Они начинают активно участвовать в уроке, у них повышается самооценка и в результате лучше понимают изучаемый материал. Про повышение авторитета учителя и говорить не приходится.

    В первую очередь мне пришлось проверить учебники ( они у нас традиционные российские по программе начальных классов, допущенные по ФГОС) на "кошерность". Это понятие условное, так сама кошерность относится к еде. "Некошерными" для нашей школы  являются тексты и  изображения по православной тематике, разнообразное упоминание "свинского семейства"- от Наф- Нафа до Пятачка. А так же изображение женщин и девочек в "неприличной " одежде, то есть - в брюках, коротких юбках, с открытыми руками и декольте.

    Все подобные рисунки в нашей школе раньше просто удалялись с помощью ножниц , клея и чёрного маркера. Порой заклеивались или вырезались целые страницы, не смотря на то, что с обратной стороны ничего подобного не было изображено. Я же, используя свою фантазию и небольшие художественные способности, превратила имеющиеся изображения поросят- в медвежат, слонят и даже в зайчат. Все женское население учебников получило новый гардероб, а мужское население- кипы(маленькие круглые шапочки).В результате этого кропотливого труда получились учебники, которые мои маленькие ученицы принимают за "свои". так как теперь рисунки не оскорбляют их религиозные чувства, и даже, поддерживают их традиции.

    После ревизии учебников и учебных пособий, я приступила к ознакомлению детей с русским народным творчеством. Мне пришлось постараться так спланировать учебный материал, чтобы было пересечение еврейских праздников и учебных тем.

     

    После еврейского Нового года (он называется РОШ- А- ШАНА) приходит другой один из крупнейших еврейских праздников – Йом Кипур (день искупления, или еще более известный как “судный день”)

    Кроме передачи десяти заповедей этот день считается днем заключения завета (по современному – контракта) между Богом и еврейским народом, согласно которому еврейский народ обязуется соблюдать десять заповедей, быть примером праведности и порядочности для других народов и нести в мир веру в Единого Бога.

    Поэтому для евреев этот праздник один из наиболее священных.

    Йом Кипур один из древнейших еврейских праздников, связанный с выдающимся культурным, религиозным (и юридическим) событием в ветхозаветной Библейской истории – именно в этот день Бог передал Моисею священные скрижали с десятью заповедями.

    Козел как бы воплощал грехи всего еврейского народа, которые надо было откупить, козел и служил искуплением Богу – за грехи всех евреев его отправляли в лучшие миры. Именно с этого ритуала и пошел термин – “Козел отпущения”В древние времена существования еврейского храма в Иерусалиме (там, где сейчас лишь “стена плача”) во время празднования Йом-Кипура в жертву Богу приносили козла.

    Истоки этого ритуала лежат в глубокой древности. Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть о том, что Бог простил еврейский народ. С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения.

    Для жертвенной службы в Йом-Кипур, которая называлась Авода, брали двух одинаковых, похожих между собой козлов. Первосвященник вынимал жребий. Один козел приносился в жертву Богу, а другой становился «козлом отпущения». Над ним произносили молитву, в которой над которым Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Козла отпущения сбрасывали с обрывистой скалы, называемой «Азазел».

     

    Существует так же и другая версия про «козла отпущения»- козлика не приносили в жертву , а отпускали в пустыню.

     

    Капорес. Это обряд, который верующие иудеи проводят накануне Судного дня- Йом Кипура.

    Существует очень давний обычай, называемый капорес (капарот).

    Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура или на рассвете, накануне Судного дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и, вращая птицу над головой, произносят молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь».

    Эту птицу или стоимость ее отдают бедным.
     

                                                                          

    (Художник Любаров В.)

    )

     

     

    ( Художник Т.Зеленченко )

     

     

    Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.

                                                                          

     Так как в эти праздничные дни петух и козел являются объектами особого внимания, а русском наодном творчестве петушок и козлик так же пользуются популярностью,то целесообразно провести урок ознакомления с ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКОЙ.

     

                                                                                                                                                                                                                                                                 Чтоб добром и красотою сердце согревало
                                                                                                                                                                                                                                                                  И чтоб сказка никогда нас не покидала.

                                                        ХОД  УРОКА

    - Орг. Момент

    Начинается урок!

    Долгожданный дан звонок, 
    Тут затеи и загадки, 
    Игры, шутки, всё для вас!
    Пожелаю вам удачи –
    За работу, в добрый час!

     

    - Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией филимоновских игрушек, плакатов, презентаций.

    Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания филимоновской игрушки и её ярких особенностях сопровождается показом образцов игрушки и иллюстраций.

    В начале урока учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока, т.к. первоклассники еще только начинают учиться, они любят играть с игрушками,  и порой, приносят их с собой в школу.

    -Какая у тебя любимая игрушка?

    -Какое настроение создаёт твоя игрушка?

    -Из каких материалов сделаны современные игрушки?

    Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.

    Древнейшие игрушки, которые найдены на территории нашей страны все сделаны из глины. На Древней Руси хорошо знали «потешное» ремесло. Игрушки из нестойких материалов (солома, ткани, дерево) утрачены, о них мы знаем меньше , чем о глиняных. Гончары делали свои игрушки наряду с посудой – основным своим занятием. Не пропадал зря ни один комочек глины, оставшийся от горшков, каждый гончар умел слепить простейшую свистульку или потешную посуду.

    Да, из красной обычной глины
    Появляются вдруг на свет
    Зайцы, коники и павлины

    И солдатики – войска цвет.

    Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались  зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

    Сообщение темы и целей урока

    Есть под Тулой деревенька,
    Филимоново зовут.
    И живут там мастерицы,
    Что добро в дома несут.
    И добро там не простое,
    И не злато, серебро.
    Филимоновской игрушкой
    Называется оно.

    Формирование новых знаний  умений и навыков.

    • Актуализация знаний:

     

    Следующие стихотворение ( подготовленные в презентации) читают дети

     

     

    Чудо звери, чудо - птицы

    Скачут, прыгают, поют,

    Рядом барыни неспешно,

    Словно с ярмарки идут.

     

    Сильно вытянуты шеи
    И корова, как жираф.

     

    И медведь, что Змей Горыныч,

     

    Только это просто так

    И коровы, и медведи

                                                                                                                                                                                      Нравились ребятам

     

                                                                                       

       Барышни, солдаты,                                                           

                                                                                            

     

    И коровы, и медведи

    Нравились ребятам.

     

     

     

    Барашек - свисток
    Левый рог - завиток,
    Правый рог завиток,
    На груди цветок
    .

    Утка - Марфутка

    Бережком идет
    Уточек - Марфуточек
    Купаться ведет.

    Кукареку! Петушок
    Подает голосок
    На боярский дворок
    Кукареку! Петушок,

    Золотой гребешок

    Маслена головушка,
    Шелкова бородушка.
    На воротах сидел,
    Пером лапти сплёл!

     


     

     

    Беседа о традиционных орнаментах филимоновских игрушек.

     

    Нас лепили мастера,

    Нас расписывать пора

    Кони, барышни, барашки –

    Все высоки и стройны

    Сине-красные полоски

    На боках у нас видны.

    Сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком"

    Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки. И даже сейчас филимоновские игрушки пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

    Объяснение последовательности росписи.

    Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

    Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

    Роспись строится по традиционной схеме:

    сначала накладывают желтые полосы и пятна;

     

    • потом их обводят красным;
    •  
    • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

     

    • Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

    -Каким узором украшены филимоновские игрушки?

    (Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.)

     

    Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», « звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и   жизни.

    Блузки у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым.

     Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол!

    Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

    Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

     

                                                                                                                                                                                   Физминутка . «Петушок»

    Дети проговаривают слова, выполняя движения по тексту

    Ах, красавец- петушок!
    На макушке - гребешок,
    А под клювом-то бородка.
    Очень гордая походка:
    Лапы кверху поднимает,
    Важно головой кивает.
    Раньше всех петух встает,
    Громко на заре поет.
    Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
    Всем давно пора вставать!
     

    Постановка художественной задачи (расписать игрушку )

    Учитель предлагает детям стать настоящими народными

    мастерами  и расписать плоские модели филимоновской игрушки. Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор.

     

    -Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Мы не будем соревноваться, просто постараемся сделать все красиво и аккуратно, так как наши поделки и рисунки ждут на конкурсе «ФИЛИМОНОВСКОЕ ЧУДО 2013»

    Практическое выполнение задачи

     

    Дети выполняют роспись своих игрушек- петушков, козликов.

    В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

     Итог урока

    • Экспресс-выставка image
    • Готовая работа)
    • Список информационных источников:

     

     

    • Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Филимоновская народная игрушка».
    • Дидактический материал – Окружающий мир. Народные промыслы. Издательство «Стрекоза»
    • Соломенникова. О. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства.  Издательство Мозаика-Синтез.  Серия: Искусство детям.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zayavka.docx24.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и развития речи.

    Приложение №1

    Информация об авторе

    Фамилия имя, отчество (полностью)

    Каменева Елена Николаевна

    Населенный пункт, субъект Федерации

    Г. Москва

    Контактный телефон (с кодом города)

    89854130348

    Электронная почта для связи

    kva.e@yandex.ru

    информация об Организации, которую представляете

    Полное название организации

    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

     "МЕСИВТА ЛЮБАВИЧ"

    Должность в организации

    Учитель начальных классов

    Краткое название организации

    АНО СОШ БОЦ « Месивта Любавич»

    Код, телефон

    84956168030

    Электронная почта для связи

    officebnotmenachem@gmail.com

    Информация о работе

    Название номинации

    «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

    Урок в начальной школе

    Название работы  (заголовок статьи)

    Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и развития речи.

    Адрес, на который необходимо высылать ваши документы и материалы

    Адрес для отправки итоговых документов конкурса (указать один из адресов)

    Индекс, почтовый адрес организации, название организации:  

    Индекс, почтовый домашний адрес:129075

    Москва

    Ул. 2-я Новоостанкинская

    Д.23 кв.44


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка.4 класс. Развитие речи. Изложение "Муравьишкин корабль"

    Активизирование и стимулирование интереса к занятиям через формирование самооценки и самоконтроля.Урок отличается тем, что при работе с текстом изложения используется Таблица оценки плана текста...

    Урок по развитию речи в технологии «Педагогические мастерские». Подготовка к написанию сочинения «Моя весна».

    Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...

    Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

    Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

    Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»

    Открытый урок в третьем классе коррекционной школы VIII вида по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»....

    Работа над развитием речи в технологии критического мышления

    В последние годы появилась потребность в технологиях рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение учащимися способами рефлексивного мышления, над...