Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) по теме

Леухина Светлана Михайловна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Валентины Павловны Канакиной, Всеслава Гавриловича Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России»), утверждённой МОН РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта образования начального обучения (Москва, 2004г.). Авторской программой предусмотрено 170 часов. Рабочая программа рассчитана на 170 часов согласно базисному учебному плану  по 5 уроков в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык.

Пояснительная записка.

           Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Валентины Павловны Канакиной, Всеслава Гавриловича Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России»), утверждённой МОН РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта образования начального обучения (Москва, 2004г.). Авторской программой предусмотрено 170 часов. Рабочая программа рассчитана на 170 часов согласно базисному учебному плану  по 5 уроков в неделю.

          Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый.

Данный предмет входит в образовательную область «Филология».

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

        •        развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

        •        освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

        овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 3 классе.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  1. Названия и определения частей слова ( корень, окончание, приставка, суффикс);
  2. Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  3. Название и определения главных ( подлежащее и сказуемое) и второстепенных ( без деления на виды) членов предложения.

Учащиеся должны уметь:

  1. Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс.
  2. Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.
  3. Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова.
  4. Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
  5. Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
  6. Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.
  7. Интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации.
  8. Вычленять в предложении основу и словосочетания.
  9. Производить элементарный синтаксический разбор предложения.
  10. Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста.
  11. Определять тип текста.
  12. Писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

.

Содержание изучаемого курса.

Раздел программы.

Часы.

Содержание по ФГОС,

Знать.

Уметь.

Наша речь и наш язык.

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Отличие письменной речи от устной..

использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

Текст.

Различение предложения и текста. Признаки текста'.

составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста;

  1. Определять тип текста.
  2. Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста.
  3. Писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Предложение.

12ч

Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

  1. Название и определения главных ( подлежащее и сказуемое) и второстепенных ( без деления на виды) членов предложения.

употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения; различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;

составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;

Слово и его лексическое значение.

Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

Как работать со словарем;

Части речи.

5 ч

Морфология.

  1. Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

Однокоренные слова.

1 ч

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Слово, слог, звуки и буквы.

7 ч

Фонетика. Графика Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

  1. Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова.

Общее понятие о значимых частях слова.

20 ч

Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.

  1. Названия и определения частей слова ( корень, окончание, приставка, суффикс);

  1. Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.

Правописание частей слова.

30 ч

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

  1. Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс.
  2. Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.

Имя существительное.

30 ч

Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам.

  1. Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

  1. Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
  2. Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.

Имя прилагательное.

19 ч

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.

  1. Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

  1. Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
  2. Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.

Местоимение.

5 ч

Местоимение, значение и употребление.

  1. Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

Глагол.

21 ч

Глагол, значение и употребление. Изменение по временам, числам в настоящем , по родам и числам в прошедшем времени. Правописание не с глаголами.  Неопределенная форма глагола.

  1. Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

  1. Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
  2. Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.

Повторение изученного за год.

10 ч

Календарно-тематическое планирование.

№ урока.

Тема урока по программе.

Тема урока по ФГОС,

Кол. часов.

Контроль.

Домашнее задание.

Дата.

По плану.

По факту.

Наша речь и наш язык – 2 часа.                                                                                                                                                                                      

1-2

Устная и письменная речь.

Отличие письменной речи от устной..

2 ч

Текст – 2  часа.

3-4

Текст. Тема и основная мысль текста. Мини-сочинение  повествование «Интересный случай». Упр.15

Признаки текста'. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

2 ч

Сочинение №1.

Предложение – 12 часов.

5-6

Предложение. Признаки предложения. Сочинение-описание по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Упр.20

Различение предложения и текста. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

2 ч

Сочинение №2.

7

Виды предложений по цели высказывания.

Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1 ч

8

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1 ч

9

Обращение.

1 ч

10

Главные и второстепенные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1 ч

11

Распространённые и нераспространённые предложения.

Простое распространенное и нераспространенное предложения.

1 ч

12

Словосочетание.

Различение слова, словосочетания и предложения.

1 ч

13-15

Простое и сложное предложения.

Сочинение-описание по картине В. Поленова «Золотая осень». Упр. 65.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

3 ч

Сочинение№3.

16

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №1.

Слово и его лексическое значение – 6 часов.

17

 Работа над ошибками. Однозначные и многозначные слова.

Слова однозначные и многозначные.

1 ч

18

Синонимы и антонимы.

Синонимы и антонимы.

1 ч

19

Омонимы.

Словарное богатство русского языка.

1 ч

20

Слово и словосочетание.

Слово и его значение.

1 ч

21

Фразеологизмы.

Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».  Упр. 89.

Слово и его значение. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

1 ч

Изложение №1.

22

Контрольное списывание №1 по теме «Слово и его лексическое значение».

Списывание текста.

1 ч

Контрольное списывание №1.

Части речи – 5 часов.

23-24

Имя существительное.

Сочинение по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды». Упр. 93.

Имя существительное, значение и употребление. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

2 ч

Сочинение №4.

25

Имя прилагательное.

Имя прилагательное, значение и употребление.

1 ч

26

Глагол.

Глагол, значение и употребление.

1 ч

27

Имя числительное.

1 ч

Однокоренные слова – 1 час.

28

Однокоренные слова.

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

1 ч

Слово и слог. Звуки и буквы – 7 часов.

29.

Гласные звуки и буквы.

Звуки и буквы: гласные, согласные.

1 ч

30.

Согласные звуки и буквы.

Звуки и буквы: гласные, согласные.

1 ч

31-32.

Парные согласные.

Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных.

2 ч

33-34

Разделительный Ь.

Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану. Упр. 132.

Употребление разделительных Ь и Ъ Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

2 ч

Изложение №2.

35

Контрольный диктант №2 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №2.

Общее понятие о значимых частях слова – 20 часов.

36-39

Работа над ошибками. Корень слова.

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

4 ч

40-43

Формы слова. Окончание.

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

4 ч

44-47

Приставки.

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

4 ч

48-52

Суффиксы.

Сочинение-описание животного по рисункам Е. Чарушина. Упр. 174.

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

5 ч

Сочинение №5.

53

Контрольный диктант №3 по теме «Значимые части слова».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №3.

54-55

Работа над ошибками. Основа слова.

Изложение текста В.Бианки «Скворцы». Упр. 191.

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

2 ч

Изложение №3.

Правописание частей слова – 30 ч

56

Орфограммы в значимых частях слова.

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова;

1 ч

57-59

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова;

60

Правописание слов с двумя безударными гласными.

Правописание безударных гласных в корне слова;

1 ч

61

Слова с буквосочетаниями оро\ра, ере\ре, оло\ла.

Правописание безударных гласных в корне слова;

1 ч

62-65.

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов.

Сочинение по серии картин «Серая Шейка». Упр. 223.

Правописание  парных звонких и глухих согласных в корне слова; Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

4 ч

Сочинение №6.

66

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №4.

67-70.

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Правописание  непроизносимых согласных в корне слова;

4 ч

71-72.

Правописание слов с двойными согласными.

Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка». Упр. 235.

Правописание  удвоенных согласных в корне слова; Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

2 ч

Сочинение №7.

73

Правописание приставок и суффиксов.

Значение суффиксов и приставок

1 ч

74

Суффиксы –ек, -ик.

1 ч

75

Суффиксы –ок, -ёк.

1 ч

76

Суффиксы –оньк, -еньк.

Изложение текста, воспринятого на слух.

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

1 ч

Изложение №4

77-78.

Правописание приставок.

2 ч

79

Приставки и предлоги.

Различение предлогов и приставок.

1 ч

80

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание значимых частей слова».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №5.

81-83.

Работа над ошибками. Разделительный Ъ.

Употребление разделительных Ь и Ъ

3 ч

84-85.

Правописание слов с Ь и Ъ.

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М,Родионовой «Скворец-музыкант». Упр. 277.

Употребление разделительных Ь и Ъ Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

2 ч

Изложение №5.

Имя существительное – 30 ч

86

Имя существительное как часть речи.

Имя существительное, значение и употребление.

1 ч

87

Начальная форма имени существительного.

1 ч

88-90.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Горностай». Упр. 19.

Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

3 ч

Изложение №6.

91-92

Собственные и нарицательные имена существительные.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

2 ч

93

Число имён существительных.

Изменение существительных по числам .

1 ч

94

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

Изменение существительных по числам .

1 ч

95-97.

Род имён существительных.

Различение  имен существительных мужского, женского и среднего рода.

3 ч

98-101.

Ь на конце имён существительных после шипящих.

Сочинение на основе сказочного сюжета по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Упр.54

Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце и Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике имен существительных Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

4 ч

Сочинение №8.

102

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание имён существительных».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №6.

103-105.

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.

Изменение существительных по падежам.

3 ч

106

Именительный падеж.

Изменение существительных по падежам.

1 ч

107

Родительный падеж.

Изменение существительных по падежам.

1 ч

108

Дательный падеж.

Изменение существительных по падежам.

1 ч

109

Винительный падеж.

Изменение существительных по падежам.

1 ч

110

Творительный падеж.

Изменение существительных по падежам.

1 ч

111-112.

Предложный падеж.

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга». Упр.93.

Изменение существительных по падежам. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

2 ч

Изложение №7.

113-114

Косвенные падежи.

Изменение существительных по падежам.

2 ч

115

Контрольное списывание №2 по теме «Склонение имён существительных».

Списывание текста.

1 ч

Контрольное списывание №2.

Имя прилагательное – 19 ч

116

Имя прилагательное как часть речи.

Имя прилагательное, значение и употребление.

1 ч

117-119.

Сложные имена прилагательные.

Сочинение –описание растения в научном стиле. Упр.114

Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

3 ч

Сочинение №9.

120-123.

Изменение имён прилагательных по родам.

Изменение по родам,

4 ч

 124-126.

Изменение имён прилагательных по числам.

Изменение по  числам

3 ч

127.

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание имён прилагательных».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №7.

128-132.

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по падежам.

Изменение по падежам. Согласование с именем существительным.

5 ч

133-134.

Контрольное изложение №1 по коллективно составленному плану.

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

2 ч

Контрольное изложение №1.

Местоимение – 5 ч

135.

Личные местоимения.

Местоимение, значение и употребление.

1 ч

136.

Лицо и число личных местоимений.

Местоимение, значение и употребление.

1 ч

137.

Изменение местоимений 3 лица по родам.

Местоимение, значение и употребление.

1 ч

138.

Роль местоимений в предложении.

Местоимение, значение и употребление.

1 ч

139.

Контрольное списывание №3 по теме «Местоимение»

Списывание текста.

1 ч

Контрольное списывание №3.

Глагол – 21 ч

140-141

Глагол как часть речи.

Глагол, значение и употребление.

2 ч

142-144

Неопределённая форма глагола.

Неопределенная форма глагола.

3 ч

145-146

Изменение глаголов по числам.

Изменение по временам, лицам и числам

2 ч

147-152

Изменение глаголов по временам.

Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось». Упр. 204.

Изменение по временам, лицам и числам Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

Изложение №9.

1153-154

Контрольный диктант №8 по теме «Изменение глаголов по временам»,

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Контрольный диктант №8.

155-157

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени.

3 ч

158-160

НЕ с глаголами.

Правописание не с глаголами.

3 ч

Повторение изученного за год – 10 ч

161-162

Повторение по теме «Части речи».

Изложение по тексту В.Сухомлинского «Бой в лесу». Упр. 230

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

2 ч

Изложение №10

163-164

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова;

2 ч

165

Контрольный диктант №9 по теме «Повторение изученного за год».

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

1 ч

Контрольный диктант №9.

166

Работа над ошибками.

1 ч

167-168

Повторение по теме «Предложение»

2 ч

169

Повторение по теме «Текст»

1 ч

170

Урок-КВН «Язык родной дружи со мной».

1 ч

Источники информации и средства обучения.

Материалы УМК

«Школа России»

Литература для учителя.

Литература для учащихся

Интернет, медиа-ресурсы.

  1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Программа «Русский язык» .   М. «Просвещение»,  2008
  2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 3 класс, учебник в 2-х частях.  М., «Просвещение», 2010

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.

Москва, «Просвещение», 20010

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие.

Москва, «Просвещение», 2010г.

  1. Л.Л. Андрюхова. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе. Ростов-на-Дону «Феникс»,  2003
  2. Г.А. Бакулина Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. Киров,  1998
  3. Библиотечка «Первого сентября»: Н.В.Кузнецова. Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе. М., «Чистые пруды», 2007                                  Ю.И. Майка. Безударные гласные.        М., «Чистые пруды», 2009                        
  4. В.И. Воробьёва Сочинение по картинам в начальных классах. М., «Астрель» , 2004
  5. С.В. Загребельная . Обучение написанию сочинений в начальной школе.  М., «Аркети» , 2006
  6. Тесты. Начальная школа. 3 класс. Учебно-методическое пособие.

Москва, «Дрофа», 2006 г.

  1. С.А. Есенина. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 3 класс. М., «Грамотей», 2005
  1. И.В. Мукашева. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Волгоград, «Экстремум», 2006
  1. Л.И.Тикунова. Русский язык. Теория в таблицах. Практика. 3 класс в 2-х частях. М., «РОСТ книга», 2005
  2. Т.Л. Фёдорова. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. М., «ЛадКом»,  2007
  3.   Т.В. Шклярова. Русский язык. Сборник упражнений. 3 класс.  М., «Грамотей» , 2004

1

www.planetaznaniy.astrel.ru

2

www.nachalka.com

3

www.school.edu.ru

4

www.4stupeni.ru

5

www.zavuch.info

6

www.openclass.ru

7

www.festival.1september.ru

8

www.uroki.net

9

www.metodkabinet.eu

10

www.planetashkol.ru

Пояснительная записка
Курс призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Содержание курса реализуется с помощью учебника «Родная речь» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь: 3 класс.- М.: «Просвещение», 2007). Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания оказываются эстетическая природа художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Рабочая программа построена на основе двух ведущих принципах: художественно-эстетическом и литературоведческом. Данная программа ориентирована прежде всего на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе.
Таким образом, курс литературного чтения преследует решение следующих основных задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художест-венный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее вооб-ражение учащихся;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, созда-телей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравст-венно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания и рассказывания, умение читать и анализировать различные виды текстов, что дает ребенку возможность самостоятельно читать литературу и получать от чтения удовольствие.
Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе для V-VIII классов.
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного до-машнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:
Осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
 
Описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно
 пользоваться справочным аппаратом учебника, находить ин-формацию в словарях и др.
Навыки чтения на конец 3 класса: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами, соотнесе-ние интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста 70-75 слов в минуту.

Содержание учебного курса:
1. Самое великое чудо на свете – 15 часов
2. Поэтическая тетрадь 1 – 10часов
3. Великие русские писатели – 24 часа
4. Поэтическая тетрадь 2 – 7 часов
5. Литературные сказки – 10 часов
6. Были – небылицы – 9 часов
7. Поэтическая тетрадь 1 – 7 часов
8. Люби живое – 16 часов
9. Поэтическая тетрадь 2 – 7 часов
10. Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 13 часов
11. По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» - 6 часов
12. Зарубежная литература – 12 часов
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компо-нента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 года.
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 4,5 часа в неделю на протяжении учебного года, что со-ставляет 136 часов в год – литературное чтение, 17 часов в год – внеклассное чтение.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
• Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь. 3 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение, 2007.
• Программа курса «Литературное чтение» - М.: Просвещение, 2001.
• Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Автор С.В. Кутявина. Москва «ВАКО» 2006.
• О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Дидактические карточки – задания по литературному чтению 3 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Родная речь. В 2-х частях. 3 класс». АСТ, Астрель Москва 2007.
• Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение 3 класс. Москва «ВАКО», 2010.

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
 эмоциональной отзывчивости при чтении художествен-ных произведений;
Формирование эстетического отношения к искусству слова;
 
Совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести
 диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизи-ровать;
 Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
 
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к
 чтению и книге, потребности в общении с миром художе-ственной литературы;
Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и чест-ности;
 
Развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")

РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н.  Стефаненко Н.А.  Русский язык.// Рабочие прогр...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Учителям входящим в новые стандарты в этом году предстоит написать рабочих программы с УУД.  Моя программа, возможно, поможет вам....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"  4 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

рабочая программа по русскому языку 3 класс 2012-13 учебный год Школа России...