условное наклонение
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Железнякова Елена Владимировна

конспект урока  по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 26_frb_1_uslovnoe_naklonenie_glagola.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Условное наклонение глагола»

Цели урока:

-закрепить знания о наклонении глагола;

-познакомиться с условным наклонением: значением и образованием;

-научиться отличать глаголы условного наклонения;

-научиться использовать в речи глаголы условного наклонения;

-познакомиться с орфограммами в глаголах условного наклонения.

Оборудование:

- ИКТ  (презентация), сигнальные карточки

Ход урока:

Здравствуйте, очень рада видеть вас всех веселыми и здоровыми.

Запишите число. Тема  урока – условное наклонение глагола.

Мы узнаем, что обозначает условное наклонение, научимся находить такие глаголы, узнаем, как они образуются и какие орфограммы  есть в них.

I. ПОВТОРЕНИЕ.

А начнем урок со стихотворения: закончите его, не хватает всего одного слова в конце:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё вам назовет  …….        глагол.

Задания:

-выпишите из стихотворения всего глаголы и подчеркните глаголы совершенного вида;

-в каких из них звуков больше, чем букв

3. В русском языке десятки тысяч глаголов, а еще каждый глагол имеет много словоформ, поэтому мы имеем полное право назвать глагол – огромной страной – ГЛАГОЛИЕЙ. А в каждой стране есть города. Посетим сегодня только три:

Жители первого города очень практичные, справедливые, они верят в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить в будущем. Их девиз: «Было! Есть! Будет!».

Жители второго города – мечтатели, романтики и фантазеры. Их девиз «Если бы да кабы!»

А в третьем живут одни командиры. Они уверены в себе и в своих силах, любят приказывать и подчинять, поучать и давать советы.

Угадали, что это за города? Назовите.    

4. Задание. (устно)

С наклонениями глагола мы уже познакомились на прошлом уроке, поэтому их можно назвать друзьями, а друзьям принято дарить подарки. Разложите эти глаголы в коробочки: каждому наклонению только свои глаголы, не перепутайте  

Потерпи, устали,  не забудьте, разлепил бы, рассчитали бы, не прикасайся, оторви, струится, загорелся, изведал бы, взлетел бы, угощает

Из.- устали, угощает, струится, загорелся

Усл.- разлепил бы, рассчитали бы, изведал бы, взлетел бы

Повел.- потерпи, не забудьте, не прикасайся, оторви

Жители будут рады не только подарку, а еще и особому сюрпризу: они получат  любимую орфограмму:

В изъявительное наклонение мы отправим  чередующуюся гласную в корне (загорелся).

В повелительное  –  беглую гласную (оторви)        

А больше всего повезло условному: все четыре слова имеют  в себе его любимую орфограмму (какую?) (приставки на з-с)

5. Пришла пора навестить наших друзей. Сначала заглянем в город Изъявительных фактов. Почему  жители выбрали для себя именно такой девиз?

Не успели мы войти в город – и сразу перекресток, за ним столпилось много словосочетаний. Пробка! Все хотят повернуть направо, но не  всем можно. Направо поедут только те глаголы,  в которых пишется буква И в личном окончании. Им мы поднимем зеленую карточку, а с буквой Е направо нельзя, придется ехать налево – им красная карточка.

Работа с сигнальными карточками

 автобус отправляется, пересекает улицу, ходим по городу, ездим на троллейбусе, держит курс,  предупреждает об опасности, останавливает нарушителя, смотрит по сторонам.

 II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Жителей города Повелителей мы навестим завтра. А сегодня наша главная цель – Город Условностей.

Зайдем?

- Но что это? Здания недостроены, одежда недошита, картины недописаны, больные недолечены.  В чем дело? А дело в самих глаголах, точнее в их значении.

- Что обозначают глаголы в условном наклонении?

- Они могут когда-нибудь осуществиться? Нужны условия!

2. Задание.

Закончите предложения, используя глаголы в условном наклонении

- Я бы выстроил дворец, если бы…

- Я бы вырастил дерево, если бы…

- Я бы сшила платье, если бы…

Все, что вы сейчас добавили в предложение – это условие!

 3. А вот и сами жители. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица БЫ. Она либо бежит следом, либо обгоняет и оказывается впереди, а может так далеко забежать, что между ней и глаголом окажется несколько слов.

4. Спишите предложение:

Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре угасла бы.

- о чем говорит нам слово если в самом начале предложения? Какое это предложение?

- подчеркните в предложении сказуемые-глаголы и сделайте вывод о месте в предложении частицы Бы.

- можно переставить эту частицу на другое место в предложении?

- где она никак не может оказаться?

5. Рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, как образуется условное наклонение

Основа неопределенной формы

суффикс

частица

Условное наклонение

Бежа-ть

Повея-ть

Улыба-ть-ся

Надея-ть-ся

Л

Бы (б)

Бежал бы

Повеял бы

Улыбался бы

Надеялся бы

Не все формы условного наклонения могут иметь суффикс –Л. Сделайте вывод

Мочь

Мог бы

Могла бы

Могли бы

Вез-ти

Вёз бы

Везла бы

Везли бы

- Мы можем сделать еще один вывод: как изменяются глаголы в условном наклонении? – по родам и числам, т.е. так же, как и прошедшее время.

6. ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УСЛОВНОМ  НАКЛОНЕНИИ ГЛАГОЛА

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.. Выпишите глаголы в условном наклонении, выделите в них окончания и все суффиксы.

2.Рассмотрите еще раз таблицу и скажите, как можно проверить безударную гласную перед – Л?

Вставьте пропущенные буквы:

Раста…ли бы, зала…ла бы, услыш…л бы, наде…лся бы, раскле…л бы, ненавид…л бы.

3. Исправьте ошибки в употреблении глаголов условного наклонения:

1. Если бы прошел теплый дождь, то в лесу появились грибы.

2. Что бы вы увидели бы на Марсе, если бы побывали бы там?

 А теперь я предлагаю вам ответить на этот вопрос.

4. Вам интересно мнение учёных? Записывайте:

Если бы исследователи полетели на Марс, они увидели бы там почву темно-бурого цвета.

Задание:

- синтаксический разбор предложения

5. Послушайте стихотворение Джанни Родари:

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.

- какое название для стихотворения вы могли бы предложить и почему?

- почему герою так нравится условное наклонение? (может мечтать)

6. Настоящий мечтатель – герой этого стихотворения. И вы тоже помечтаете – сейчас начнете, а дома закончите. Кто уже определился, о чем он будет писать? Расскажите нам (ответы учащихся)

Домашнее задание:

Составить связный текст

«Если бы я был волшебником»

«Если бы я был директором школы»

«Если бы я был президентом России»

Образец сочинения:

Если бы я был директором школы.

Если бы я был директором школы, то постарался бы изменить жизнь учеников в лучшую сторону. Во-первых, увеличил бы количество уроков информатики. В своей школе я бы сделал десять интерактивных кабинетов, а не один, как в нашей. Тогда уроки проходили бы намного интереснее. Я бы обязательно разрешил для отличников и хорошистов свободное посещение и выбор предметов по интересам, а домашнее задание мы бы узнавали через электронный дневник. Если бы я был директором школы, то на каждой перемене у нас проходили бы дискотеки и каждую субботу – спортивные соревнования. И все ученики были бы веселые и довольные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола»

Цели урока:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать ...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Повелительное наклонение глаголов".

Урок проведён по программе "Школа 21 века" с использованием технологии КСО Дьяченко....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа 21 века" " Повелительное наклонение"

Данная презентация состоит из программного материала, направленного на изучение и закрепления умений и навыков учащихся по определению наклонений глаголов....

Повелительное наклонение глагола.

Урок изучения нового материала....

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.  Цель: создать содержательные и организационные условия для  формирования умения определять наклонение глагола. Выделять изъявительное нак...

Условное наклонение глагола

Тема: Условное наклонение глагола.    Цель: создать содержательные и организационные условия для  формирования умения определять условное наклонение глагола. ...