Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Булашова Екатерина Николаевна

 

 

 Тема  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык  2 класс

 

Тема урока

Место урока по теме

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи

 

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

 

Метапредметные результаты:

 

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

 

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

 

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

интерактивная доска, карточки с заданиями, смайлики

    

 

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

 

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

 

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

(Слайд 2)

 - Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

-А что такое тайна?

 

-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

 

II этап: постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

 

Проверка по эталону на слайде

(Слайд 3)

- Почему вы не все слова распределили?

 

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 

 

 

 

 

- Нужно распределить слова, по частям речи.

 

 

 

 

 

 

У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – на карточках.

 

 

- Они не относятся ни к одной из групп.

 

-Да.

 

Да.

 - Не знаем.

 

-Узнать, как называется новая часть речи.

 

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

 

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Сорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Прочитайте два текста и сравните их.

(Слайд 4)

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

 

 

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока.

(Слайд 5)

Переворачивает карточку с названием темы урока.

Дети читают со слайдов тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О помидорах.

 

Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.

- Он – помидор, они – помидоры.

 

- Место имени существительного.

 

 

 

 

- Местоимение.

 

Учебно-познавательная

Вопросительные слова

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

 

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

 

Работа по учебнику.

Упр.171

 

- Какие местоимения встретились в тексте?

- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

(Слайд 6)

Продолжим предложения,, выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

- Давайте сравним наше определение с эталоном.

(Слайд 7)

Физминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись!

(Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений)

Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.

- Он, я, ты, они.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают определение на слайде.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 Согласен – не согласен

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 

V этап: первичная  проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

 

Работа по упр.173 (устно)

- Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная работа

Излагает, объясняет учебный материал

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Самостоятельная работа по упр.174.

- Выполните упр. А  затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.

Оцените товарища по таким критериям:

Всё верно -  !

Одна ошибка-   +

Две ошибки -  ?

Три ошибки -  -

(Слайд 8)

 

Проверьте себя по эталону на слайде.

(Слайд 9)

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка по эталону.

 

Дети поднимают руки.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в парах

Самоконтроль, самооценка

 Контроль и самооценка познавательной деятельности.

 

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

VII этап: Домашнее задание

Провести инструктаж по выполнению дом. задания

Упр.175

- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно?

Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными.

Дети читают текст упражнения  и  задают вопросы.

Коммуникативная, учебно-познавательная

Фронтальная работа

 

VIII этап: рефлексия 5 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

-Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?

Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

(Слайд 10)

•        imageЯ понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.

•        image Я понял, что  такое местоимения,

но не уверен, что объясню другому.

•        imageЯ не совсем понял, что такое личные местоимения.

 

-Узнали о новой части речи – местоимении.

 

Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

 

 

Список использованных источников

1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012.

2. http://smile.jaff.ru/emotion-smiles.html

3. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/shablony-dlya-izgotovleniya-prezentatsii

4. http://tshishowa.ucoz.ru/publ/put_k_zdorovju/fizminutki_v_stikhakh/6-1-0-22

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie_2_klass.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» 

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык  2 класс

Тема урока

Место урока по теме

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.


Метапредметные результаты:


Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.


Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.


Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

интерактивная доска, карточки с заданиями, смайлики

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат


I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

(Слайд 2)

 - Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

-А что такое тайна?


-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

Проверяют готовность к уроку.












Дети высказывают свои предположения.

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.


II этап: постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол













Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.


Проверка по эталону на слайде

(Слайд 3)

- Почему вы не все слова распределили?


- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.






- Нужно распределить слова, по частям речи.







У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – на карточках.



- Они не относятся ни к одной из групп.


-Да.


Да.

 - Не знаем.


-Узнать, как называется новая часть речи.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.


III этап: актуализация знаний 5 мин.

Сорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Прочитайте два текста и сравните их.

(Слайд 4)

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?



- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока.

(Слайд 5)

Переворачивает карточку с названием темы урока.

Дети читают со слайдов тексты.










- О помидорах.


Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.

- Он – помидор, они – помидоры.


- Место имени существительного.





- Местоимение.

Учебно-познавательная

Вопросительные слова

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности


IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Работа по учебнику.

Упр.171


- Какие местоимения встретились в тексте?

- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

(Слайд 6)

Продолжим предложения,, выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

- Давайте сравним наше определение с эталоном.

(Слайд 7)

Физминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись!

(Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений)

Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.

- Он, я, ты, они.










Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.








Дети читают определение на слайде.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 Согласен – не согласен

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.


V этап: первичная  проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Работа по упр.173 (устно)

- Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная работа

Излагает, объясняет учебный материал

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Самостоятельная работа по упр.174.

- Выполните упр. А  затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.

Оцените товарища по таким критериям:

Всё верно -  !

Одна ошибка-   +

Две ошибки -  ?

Три ошибки -  -

(Слайд 8)


Проверьте себя по эталону на слайде.

(Слайд 9)

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.











Проверка по эталону.


Дети поднимают руки.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в парах

Самоконтроль, самооценка

 Контроль и самооценка познавательной деятельности.


Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

VII этап: Домашнее задание

Провести инструктаж по выполнению дом. задания

Упр.175

- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно?

Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными.

Дети читают текст упражнения  и  задают вопросы.

Коммуникативная, учебно-познавательная

Фронтальная работа

VIII этап: рефлексия 5 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

-Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?

Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

(Слайд 10)

  1. Я понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.

  1.  Я понял, что  такое местоимения,

но не уверен, что объясню другому.

  1. Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

-Узнали о новой части речи – местоимении.


Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Список использованных источников

1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012. 

2. http://smile.jaff.ru/emotion-smiles.html 

3. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/shablony-dlya-izgotovleniya-prezentatsii 

4. http://tshishowa.ucoz.ru/publ/put_k_zdorovju/fizminutki_v_stikhakh/6-1-0-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...