"Родственные слова", русский язык, 1 класс, УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект и презентация к уроку по деятельностному методу

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rodstvennye_slova_.ppt328.5 КБ
Microsoft Office document icon rodstvennye_slova.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 1 классе.

Учитель начальных классов МАОУ СОШ№40 г. Набережные Челны

Юртаева Олеся Валерьевна

Тема: Родственные слова.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть, подбирать однокоренные слова.

Учебные задачи:

Предметные: научить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова; расширять словарный запас детей за счёт родственных и однокоренных слов

Метапредметные: развивать орфографическую зоркость; создавать условия для высказывания аргументированного мнения; развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; обобщать полученную информацию в виде кластера, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Личностные: формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах; воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру ребенка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунки солнышка и тучки, учебник.

 

Ход урока:

1. Самоопределение и мотивация к учебной деятельности. Орг. момент.

Цель – активизация учащихся.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

 Нас оно торопит в класс,

Интересный урок сейчас

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать

-Дети, давайте улыбнемся нашему солнышку, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе

         Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются

-Итак, урок русского языка начинаем с разминки.

         Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою…

  Прописываем строчку, пока не остановлю. Поставьте зеленую точку под самым красивым соединением. Самооценка

2. Актуализация знаний.

Солнышко проснулось и взошло

Сразу всюду сделалось тепло…

- Как вы думаете, такое красивое и теплое слово-предмет «солнышко» отвечает на вопрос кто или что?

- Что?

- Сегодня мы с солнышком посмотрим, как вы умеете различать такие предметы. Я буду читать предложения, а вы выписываете только предметы, отвечающие на вопрос кто, не забывайте себе диктовать!

-  Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "МАМА".

-  Мой папа веселый,

Но строгий и честный.

С ним книжки читать

И играть интересно.

-  Старший брат сестру баюкал,

Баюшки-баю!

Принесу тебе я кукол,

Баюшки-баю!

-  Целый день смотрю в окно,

Родственников жду давно.

Приходите к нам на ужин,

Мы картошечки потушим.

- Проверьте в парах! Оцените своего товарища, на ушко шепните, как он красиво и грамотно написал.

- Как можно назвать общим словом всех этих людей?

 Проблемная ситуация.

- Теперь найдите родственников из следующих слов:

                 лестница, лес, лесник, лесок.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений  проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

-  Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

- Среди слов тоже бывают родственники, как и у людей, но мы не знаем, как их различать.

    Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.

        

- Сделайте вывод, по какой теме мы будем работать сегодня на уроке.

(Родственные слова.)

- Как вы думаете, чему мы можем научиться или в чем потренироваться?

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

- Какую работу для этого надо выполнить?

-Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было найти? (родственные).

- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

На доске появляется опорное слово

        

- Объясните значение слов.

- Какое задание со словами можем ещё выполнить?

- Интересное предложение, найдите лишнее слово.

- Докажите это.

- А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)

На доске появляется опорное слово

Это первый секретик родственных слов.

  Физминутка.

5. Первичное закрепление

Работа по учебнику.

 упр.1Прочитайте их друг другу. Что интересного заметили?

  Упр.2

-Прочитайте. Объясните значение подчёркнутых слов.

Можно ли их назвать родственными?

Что ещё заметили в этих словах? (общая часть слова)

Это второй секретик  родственных слов.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа по учебнику упр.4

- Выпиши родственные слова к словам – сад, дым, лес.

Взаимопроверка

-Поменяйтесь тетрадями и проверте друг друга.

     Словарная работа

словарное слово -малина.

- Сколько слогов в слове малина ?

- Какой слог ударный?

- Какой безударный?

- Какая орфограмма?

- малина - это словарное слово, его написание надо запомнить. Пропишите.

На какой вопрос отвечает слово малина?

- Что оно обозначает?

- Подберите родственные слова к нему?

-Прокомментируйте эти слова, используя алгоритм работы со словарными словами.

1. Читаю слово.

2.Ставлю знак ударения.

3. Называю безударную гласную.

4. Подчёркиваю, запоминаю.

 Самооценка.

-Какой вид работы выполнял? Работал со словарными словами.

-Ты справился с заданием сам или с чье-то помощью? Оцени свою работу

- Составьте словосочетание со словом малина

Физминутка. (2 мин)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

По презентации.

1.Прочитай.

        -Назови  однокоренные слова, определи общую часть слова.

Поставь ударение

          -Какие слова нельзя считать однокоренными?

-Моряк, рыбак, море

-Путь, дорога, путник

-Школьник, ученик, дошкольник

-Ученье, учебник, книга

Соль, солонка, солома

Береза, березка, дерево

Дорога, дороженька, дорогой

Лес, лесок, лестница

Рыбка, рыбак, рыбачить

   2. Упражнение  «Какое слово лишнее?» (слайд).

Выберите из предложенных слов лишнее: горный, гора, взгорье, гореть; камень, каменистый, затвердел, окаменел; река, речь, речной, речушка.

   3. Упражнение «Подбери родственное слово» (слайд).

 

Подберите  родственные слова к словам  дом, белка, час.

   

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать

близкие по смыслу

родственные слова

Общая часть слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Родственные слова" (Русский язык, 2-3 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр «Найди лишнее слово»:Учащимся нужно прочитать внимательно слова и выбрать лишнее, если они ответили правильно, то переходят к следующей гру...

Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....

Тренажёр "Родственные слова" (Русский язык, 2-3 класс)

Презентации используются при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, возможно использование при индивидуальной работе и дома.Цель: создание условий для закрепления умений и навык...

Корень слова. Родственные слова. Русский язык. 2 класс. Учебник - Полякова А.В.

В преставленном конспекте ясно и доходчиво объяснено понятие корень слова, понятие родственные слова.Были поставлены и решены следующие цели:  Познавательные:- формировать понятие «корень», «одно...

Конспект урока по русскому языку «Общая часть родственных слов (корень)» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)

Цели деятельности учителя:  формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.Пла...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...