Правописание ъ и ь знаков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лунева Эльвира Александровна

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт

Цель: отработка правописания ъ и ь знаков. (Учебник А.В. Поляковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnye_i_znaki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

1 Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

Начинаем наш урок.

2 Актуализация знаний

Грамоте учиться – всегда пригодится

- Как вы понимаете смысл данной (русской) пословицы?

(«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт)

Минутка чистописания

Друзя, учене нас обединяет!

Спишите пословицу, вставив пропущенные буквы.

- Какие буквы вы вставили?

 Проверка

Друзья, ученье нас объединяет!

- Что у них общего? (знаки, разделительные, не обозначают звуков, пишутся после согласных перед гласными буквами)

Знаки………………

Пунктационные, математических действий, в письменности, в литературе, в искусстве, в программировании, в военном деле, ПДД.

Мы все участники дорожного движения. Знание и соблюдение этих правил сохранит нам жизнь.

В русском языке тоже очень много правил, их необходимо  знать, чтобы грамотно писать.

 Словарный диктант

Предлагаю вспомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными

  1. Десятый месяц календарного года (октябрь)
  2. Осветительный прибор, в котором источник света окружён стеклом (фонарь)
  3. Осенним и зимним бывает оно. В шкафу есть местечко всегда для него (пальто)
  4. Человек, который обучает детей в школе (учитель)
  5. Млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела (обезьяна)

- Какое слово «лишнее»? Докажите

Фонетический разбор

Обезьяна – 4 слога, 3 слог ударный, 8 букв, 8 звуков, 4 гласных, 4 согласных

3 Постановка учебной задачи и поиск решения

Если вы решите орфографическую задачу, то определите тему сегодняшнего урока.

- Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки:

I - вариант

Грустит обезьянка за прутьями клетки.

Пустите её покачаться на ветке.

II – вариант

Волк ужасно разъярён

Съесть ежа не может он.

Ёжик выставил иголки –

Объегорил злого волка.

(или работа в парах)

Выписываем первое предложение и разбираем его по членам предложения

Грустит обезьянка за прутьями клетки. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

4 Сообщение темы и цели урока

5 «Открытие» нового знания

- Что разделяют ь и ъ знаки?

С. 78 упр. 147

- Прочитайте слова

Солю – солью, полёт – польёт, воробей – воробьи;

Мягкий знак разделительный –

Фокусник удивительный!

Слова разделит пополам –

И новый смысл предъявит нам!

- Сравните произношение звуков, обозначенных выделенными буквами. Твёрдые они и мягкие?

- Слитно или раздельно они произносятся со следующим за ними звуками?

- Какой звук слышится при раздельном произношении после согласного звука?

- Запишите слова с разделительным мягким знаком:

Солью, польёт, воробьи

Было сели – стало съели,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Ъ знак.

Молчаливый ъ знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придётся вам.

Хотите – не хотите

Стоит он в алфавите!

Вывод с .79

Запомнить проще простого!

Пишите ь знак в корне слова.

Пишите его без опаски,

Но только лишь после согласной.

И перед гласными, друзья: е, ё, ю,и, я.

С приставкой на согласную

Он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные

Стоят как на подбор.

Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.

(составление алгоритма)

Схема-помощница

- Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков? (Не допускают слияния гласного и согласного).

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Разделите слова на группы:

шьёт, подъём, пьют, съезд, объединять, счастье.

- Работа с экранами

                                                  Лес

Как хорош лес на заре ранней осенью!.. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои песни. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло.

Самостоятельная работа

С. 79 упр. 148

Прочитайте предложения.

- В каком из выделенных слов есть слог с раздельным произношением согласного и следующего за ним звука? Спишите.

Гусеницы начали объедать листву.

Самопроверка (экран)

7. Включение в систему знаний и повторения

Работа в парах

- Запишите слова, исключив «лишнее» слово

  1. свинья, вьётся, крыльцо, платье, соловьи, полью
  2. подъём, бьют, въехать, предъюбилейный, объявит

Работа в группах (тексты)

 -  Исправьте ошибки

1. Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел.

    Ручи солются – река будет, люди обединятся – силу их не победить.

2. Вюга замела лес. Суча деревев покрыты снегом. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да зайка сёжился под елю.

3. В автомобиле река разезжает,

    Радужной пылю асфальт поливает.

                              Подехал к стройке кран подёмный,

                              Подёмный кран – силач огромный.

Вюга хлещет так и сяк,

Бёт в лицо крупой колючей.

4.          Обявление.

Третего декабря, в воскресене,   состоится лыжная прогулка. Сбор у подезда школы.  Отезд в девять часов.

5. Воробиха воробёнка выводила погулять.

    По дороге потихоньку стала мама обяснять.

      - Какие знаки в русском языке называются разделительными?

8 Рефлексия

Светофор знаний

  1. «Красный»

Стоп! Вперед нельзя!

Повторять усядусь я.

  1. «Желтый»

Здесь – внимание, друзья!

Сомневаюсь еще я.

  1. «Зеленый»

А теперь вперед, друзья!

В знаниях уверен я.

Домашнее задание (по выбору учащихся)

с. 82 упр. 153, правило с. 79

с. 83 упр. 156, правило с. 79

придумать рассказ, в котором обязательно должно быть 8 -10 слов с разделительными знаками, правило с. 79

Разноуровневые задания

Красный (слабый уровень) 

1.Вставь разделительные ъ и ь знаки в слова:

Жил..ё, колос…я, от…езд, здоров…е, под…ём, варен…е, с…едобный.

2. Составь предложение

По, веленью, щучьему, по, хотенью, моему.

Жёлтый (средний уровень)

1.Обозначьте орфограмму по образцу:

льём                подъём

пьеса               съел

семья               предъюбилейный

соловьи           съедобный

2. Вставьте подходящие по смыслу слова

………желтеют ….   ………  ……… .

В лужах купаются ………… .

……….. дружно строят муравейник.

Весной так чудно поют ………. .

Слова для справок: осенью, воробьи, муравьи, на деревьях, листья, соловьи.

Зелёный (сильный уровень)

1. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука

Йогурт, ясли, юнга, ель, лейка, ёжик, маяк, подъём, каюта.

2 .Запиши количество букв и звуков в словах:

объём - ___б., ___зв.

угольки – ___б., ___зв.

льёт – ___б., ___зв.

съел – ___б., ___зв.

3. Составь пословицу

неученье, свет, тьма, ученье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с мягким знаком.

Цель:a)   Закрепить умение обозначать на письме мягкость согласныхзвуков в середине и на конце слов.b)   Формировать связную речь учащихся.c)   Обогащать словарный запас....

К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком

К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком  – интегрированный урок чтения и письма, на котором обучающиеся знакомятся  с творчеством Чуковского, дают характеристику произве...

Тренажёр по русскому языку 2 класс "Правописание Ъ и Ь знаков"

Тренажёр по русскому языку  2 класс  "Правописание Ъ и Ь знаков"  рекомендуется для самостоятельной работы  на уроке и во внеурочное время...

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине

Правописание слов с мягким знаком  на конце и в середине...

Урок "Правописание слов сразделительным мягким знаком" 2 класс

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии урока мы придерживаемся. При построении технологии орг...

Правописание слов о "ь" знаке.

Обобщение и систематизация знаний о разделительном ь знаке....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание ъ и ь знака»

Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС по Образовательной системе "Школа 2100".  Тип урока:актуализации знаний и умений....