К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком  – интегрированный урок чтения и письма, на котором обучающиеся знакомятся  с творчеством Чуковского, дают характеристику произведению, читают выразительно стихотворение и повторяют знания о «ь»:   вспоминают письмо буквы «ь», письмо слов с буквой «ь», какой бывает «ь», для чего нужен «ь» (для  обозначения мягкости согласных «ь»… )
   На каждом этапе, начиная с психологической готовности в мобилизационной части урока,  соблюдаются здоровьесберегающие технологии. К творчеству Чуковского подводит  вводно-мотивационный этап, который помогает детям самим определить название стихотворения Чуковского. Здоровьесбережению способствуют  различные виды деятельности по произведению:
      Словарная работа  
      Чтение стихотворения хорошо читающими детьми, чтение про себя, жужжащее чтение, конкурсное выразительное чтение.
      Выбор слов для характеристики произведения (грустное, шуточное, весёлое, серьёзное). Перечисление чудес, которые происходят в стихотворении?
      Чтение строк стихотворения, которые подходят к каждому рисунку.
      Здоровьесберегающие технологии соблюдаются и во время письма за счет чередования чтения и письма (анализ произведения). А также различных видов письма: письмо на индивидуальной доске маркером, письмо в тетради и на карточках.
      Дифференцированная работа также способствует здоровьесбережению, так как каждый ученик имеет возможность работать в силу своих возможностей. Во время словарной работы те дети, которые поделили трёхсложные и четырёхсложные слова на две группы, находят слова с противоположным значением, называют слова, в которых звуков больше, чем букв и наоборот, и отстаивают свою точку зрения.
На этапе обобщения знаний в упражнении «Впиши в слова лишнюю букву», дифференциация осуществляется по объёму материала.
   Самоконтроль и взаимоконтроль проходит во время работы с текстом, словарной работы, дифференцированной работы, работы с тестом.
        Таким образом, высокая работоспособность учащихся в течение всего урока достигается за счет здоровьесберегающих технологий. А ей способствуют различные виды деятельности: чередование устной и письменной работы,  дифференцированной работы, творческой работы, работы на индивидуальной доске, с помощью наглядности и физкультминуток.
    Психологическая атмосфера  на уроке хорошая, т.к. сохраняется  и поддерживается индивидуальность каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романова Лидия Максимовна

учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 35 г. Белгорода

Тема: К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком.

Цели: создать условия для знакомства с творчеством К.И. Чуковского; для обозначения мягкости согласных «ь»; для умения применять «ь» и «ъ» в новых условиях;

      способствовать сохранению благоприятного психологического климата в классе на протяжении всего урока    

Оборудование: учебник «Чтение и письмо» Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А. Ефросинина и тетрадь «Письмо»; карточки с дифференцированным заданием  

                                                                     ход урока:

I.  Оргмомент

II. Вводно-мотивационный этап.

Учитель. Сегодня вспомним письмо буквы «ь». Для чего она нужна. Познакомимся с произведением К.И. Чуковского.

 Давайте поиграем  в прятки. Найдите среди букв слово.

П   О   А   Т   Ь   С   К   К  В   Е   Ш   Ы    Ы   Й    Ё  Ц   Й    Й    Ф   Ъ   Ъ   Ь  Ж  

Э   Ю   Ю   С  Щ   Ш  А П   У  Т   А   Н   И    Ц   А   Д   Ш   Ж   Й   В    Б   С  Ч

Дети. Путаница.

У.  Верно. Тема урока К.И. Чуковский «Путаница».

III. Познавательный этап.

Портрет К.И. Чуковский – замечательный детский писатель. Он написал для вас много интересных произведений. Самое интересное «Путаница».

У.  Дима прочитает стихотворение, а вы подумайте, почему стихотворение называется «Путаница»?

Д. Всё перепуталось местами.

У.     Выбери слова для характеристики этого произведения, какое оно – грустное, шуточное, весёлое, серьёзное? Подчеркни их.

Дети показывают карточки с выполненным заданием.

грустное, шуточное, весёлое, серьёзное

У.  Прочитайте стихотворение (жужжащее чтение).

Какое слово встречается чаще всего?

Д. Рады, рады, рады светлые берёзы…    

Д. Рады, рады, рады  темные осины…    

У. Почему?

Д. Слова рады, рады, рады подчеркивают радостное настроение.

У.    Выпиши слова на индивидуальной доске в два столбика: трёхсложные и четырёхсложные слова.

Дети показывают индивидуальные доски с выполненным заданием:

све´тлые                                 выраста´ют  

от  ра´дости                          апельси´ны

тёмные                                   посы´пался

оси´ны                                    соловьями

из   облака

виногра´д

воро´ны

над  поля´ми

запе´ли                                                            

       

У.  Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? Дифференцированная работа: 

Д.                 [й ̉э]                                               [й ̉у]

  С в е т л ы  е                               в ы р а с т а   ю   т

                [й ̉э]

т ё м н ы  е        

У.  Назови слова с противоположным значением

Д.   Светлые / тёмные  

У. Назови созвучные слова (рифмы).

Д. Березы – розы, осины – апельсины, град – виноград, полями – соловьями                                                  

У. Перечитайте стихотворение про себя. Какие чудеса происходят в нём?

Д. На березах вырастают розы.

     На осинах растут апельсины.

     Из облака посыпался виноград.

     Вороны над полями запели соловьями.      

У. Прочитай строки стихотворения, которые подходят к каждому рисунку

                           

У. Объявляю конкурс на лучшее чтение стихотворения. Желающие читают. А все остальные – члены жюри. Конкурс начинается. Дети читают стихи.

У. Чьё чтение вам понравилось?  Почему? Слово предоставляется жюри.

Д. Я хочу выделить  Сашу. При его чтении я попал в страну чудес.

Д. Мне было приятно слушать Диану. Я испытывал радость при ее чтении…

У. Какую еще «Путаницу» Чуковского ты знаешь? Откуда эти строчки:

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать,

Мы хотим как поросята …

А за ними и утята: «Не желаем больше крякать,

Мы хотим, как лягушата …

У. Назови слова с «ь».

мяукать, хрюкать, крякать, квакать

IV. Работа в тетради

У. Сегодня мы вспомним письмо буквы «ь».

 

У. Как будешь соединять букву «ь» с другими буквами?

Д. Использую соединительный штрих.

У. Что ты знаешь о букве «ь»?

Д.  Буква  «ь» не образует звуков.

У. Для чего нужен «ь»? Какой бывает «ь»?

Запиши слова с «ь» на индивидуальной  доске.

Д.

мяукать, хрюкать, крякать, квакать

Какой «ь» в этих словах?

Д. Мягкий знак – показатель мягкости.

У. Чего больше в этих словах?

Д. В словах больше букв, так как «ь» звука не образует.

У. Найди в стихотворении слова с «ь» и выпиши их  в тетрадь.

 

У. Назови слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

Д. В слове апельсины букв больше, чем звуков, так как буква «ь» звука не образует.

У. Есть еще слова с «ь»?      

Д. Соловьями.

У. В каком из этих слов разделительный мягкий знак?      

Д. Разделительный  «ь» в слове соловьями так как он отделяет согласную от гласной.

V. Этап обобщения знаний

                     ТЕСТ

1. Подчеркни слово, в котором букв больше, чем звуков.

      Ручка, учись, пенал

2. Подбери слово к модели.

     С, весна, цветы

3. Подчеркни слово, в котором одинаковое количество звуков и букв.

      День, тень, удовольствием

 Самопроверка: учись с удовольствием

У. Впиши лишнюю букву.

Прочитай слово, которое у тебя получилось:

Д. Мойдодыр, Путаница, Телефон, Бармалей, Крокодил, Айболит, Муха-Цокотуха, Цыплёнок, Федорино горе, Тараканище…

У. Вы назвали сказки К.И. Чуковского.

Д. Мартышка, цапля, слон, комар, кот, курица, волки, котята, поросята, утята, лягушата, коза, бегемот, носорог…

Д. Это герои произведений детского писателя.

VI. Итоговый этап.

У.   Оцени, как ты выполнял задания на уроке. (Разукрась цветок)

Быстро, правильно и самостоятельно

Правильно, но медленно  

Правильно, но с помощью других  

Быстро, но не правильно

Просмотрите домашнюю библиотеку. Если в ней есть произведения К.И. Чуковского, принесите их на следующий урок.

Рефлексия.

Какие птицы вдруг запели соловьями?

И вороны  над полями вдруг запели соловьями.

Разукрасьте ворон таким цветом, чтобы я увидела ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с мягким знаком.

Цель:a)   Закрепить умение обозначать на письме мягкость согласныхзвуков в середине и на конце слов.b)   Формировать связную речь учащихся.c)   Обогащать словарный запас....

«Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине перед согласными»

Урок русского языка, целью которого является развивать умение распонавать в слове мягкие согласные звуки и правильно оозначать их на письме с помощью мягкого знака...

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Правописание слов с мягким знаком  на конце и в середине слова....

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".

Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Цели: - совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.УУД:Регулятивные: - учиться принимать у...

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.Тип урока: закрепление знаний.Оборудование: проектор, компьютер.Раздаточный материал: карточкиЦель:  в со...