Урок "Повторение о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Петренко Галина Михайловна

Методическая разработка урока "Повторение о частях речи" по программе "Школа 2100", 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»

Цели:

Образовательная:  Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по их признакам. 
Развивающая: Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей

Воспитательная:  Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. Воспитывать любовь и уважение к природному наследию Забайкалья. 
Оборудование:   доска, компьютер, учебник, презентация, карточки с заданиями для каждой группы 
Тип урока:  повторно-обобщающий. 

Технологии: КСО (коллективный способ обучения), критическое мышление, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Структура урока

  1. Орг. момент – 1 мин.
  2. Актуализация знаний (работа в тетради, языковая разминка, формирование темы и цели урока) – 8 мин.
  3. Повторение пройденного материала  о частях речи – 29 мин.

- Повторение об имени существительном-8 мин.

- Повторение об имени прилагательном – 8 мин.

Физминутка – 1 мин.

- Повторение о глаголе -8 мин.

- Повторение о местоимении- 4 мин.

  1. Итог урока (Игра «В свои ворота». Рефлексия) – 6 мин.
  2. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

 1  Организационный момент.

 Аутотренинг:  Читаем, думаем.  Ставим для себя цель. (Слайд)

Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(а) к работе.

Я работаю.

- Готовы к работе? Молодцы. Я думаю, что у нас а вами все получится.

   - Откройте тетради, положите их правильно и запишите число и классную работу. Какая орфограмма  встретилась в написании числа?

2. Языковая разминка.

1. Запись предложения под диктовку:

Питаются дзерены  степными травами.

-Кто такие дзерены? Откуда вы про них узнали?

Синтаксический  разбор предложения.

1.Разбор глагола питается по составу.

3. Формирование темы и цели урока.

1. - Мы с вами продолжаем работать в группах. Давайте вспомним правила поведения при работе в группах: (слайд)

  1. Не говорить всем сразу;
  2. Уметь выслушать другого;
  3. Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего;
  4. Обращаться друг к другу по имени.

2. На доске – 4 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.

1 столбик:   л… сица , на поверхност…,   листопа…                                            

 2 столбик:   по.. явились,  уме..т,  п..летел,  

3 столбик:    б… льшой,  глубок…я,  ле..кий                          

 4 столбик:  (у)него,          …на,      (к )ней 

Каждая группа работает со своим столбиком.

- С какой целью мы выполняли это задание

- Что вы можете сказать, глядя на эти слова?  Как их можно назвать одним словом?

- Вы  догадались, какова  тема нашего урока?

- Какие мы поставим цели?  Молодцы!

4. Повторение пройденного материала  о частях речи.

- На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,  наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!

- Ребята вам приготовили загадки о частях речи. Мы с вами внимательно послушаем.

1. Повторение об имени существительном.

1.Ученик загадываёт загадку:

 -Давно живу я в мире этом,

 Даю название предметам.

Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.

 - Ученики  называют  (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки  (одушевленность - неодушевленность, род, склонение), изменяется по числам и падежам.)

- Учитель: Правильно – имя существительное – самая представительная часть речи, самая существенная. Она появилась в речи, по мнению ученых,  в числе самых первых слов. И  это понятно, ведь человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать всё то, что его окружает.

2.   Задания по группам 

  1. Определите склонение существительных (Пушной зверёк, реликтовая чайка, ледяное поле, ранняя оттепель, белая куропатка, амурский тигр, земная поверхность)
  2. Просклоняйте существительное  кедровка
  3.  Определите падеж   существительных (живет в норе, сорвал травинку,  цветы папоротника, найти добычу, занят охотой).

     4   Разобрать как часть речи  слово   (по) тропинке …

Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

- Молодцы! Хорошо справились, все доказали.

  1. Повторение об имени прилагательном.

1.Ученик: Определяю я предметы

Они со мной всегда предметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Родился я  с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба.

Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение».  Что я за часть речи?

- Как определить род, число, падеж у прилагательного? (по существительному)

- Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)

- Какие типы текстов вы знаете? (описание и повествование)

- В каких текстах больше всего прилагательных и почему?

2. Определение типа  текста.

 Каждая группа получает текст.

  1. Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.
  2. Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, - зяблик. Весной самец –зяблик- настоящий красавец: верх головы голубой, лоб чёрный, щеки, горло и грудь коричнево-красные, спина рыжевато-бурая, у хвоста зеленая, хвост и крылья черно-серые с желтыми краями. Издали зяблика легко заметить по широким белым полосам поперёк крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.

3.  Люди с древних времён любили слушать соловьиные  трели. Кроме того, приметили, что с началом соловьиного пения совпадает начало дружной тёплой весны. Поэтому, видимо, и отмечали праздник Соловьиный день 15 мая.  Пение птиц – это не просто забава, это сигнал  другим птицам о том, что участок уже занят, здесь он хозяин.

4. Чуть позже прилетают дрозды. Дрозд размером с голубя. Узнать его легко по многочисленным бурым пятнам на брюшке и желтовато-белой грудке. Спинка у птицы серенькая. Так же рано прилетает зарянка. Эту маленькую птичку, которая чуть меньше воробья, просто отличить от всех певчих птиц: лоб, бока головы, шея – красные, горло и грудь оранжево-рыжие, брюшко белое.

(На слайдах – птицы- зяблик, соловей, дрозд, зарянка)

-Какая часть речи  помогла нам узнать больше о птицах?

-Назовите несколько этих прилагательных.

  Молодцы! Давайте, послушаем голос зяблика. (звучит запись голоса зяблика)

ФИЗМИНУТКА:

Существительное – школа,               Не и ни у нас частицы,

Просыпается – глагол,                          Нам их надо повторять.

С прилагательным веселый              И при этом не лениться,

Новый школьный день пришел.        И ни часу не терять!

Встали мы – местоименье,                 После школы, как известно,

Бьет числительное  семь.                    Мы катаемся в санях.

За ученье, без сомненья,                      Здесь особенно уместны

Приниматься надо всем.                      Междометья ох и ах.

 Мы наречием отлично                         А потом  у теплой печи

На уроках дорожим,                              Повторяем части речи!

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

- Все ли части речи названы в стихотворении? (нет союзов и предлогов)

- Какое новое слово встретилось  в стихотворении?? (Междометие)

  Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу.

  1. Повторение о глаголе.

1.Ученик: Что без меня предметы?

              Лишь названья.

             А  я приду – все в действие придет:

        Блестит река, пестрят луга

       И процветает Забайкалье!

Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан.  Дружу с другими частями  речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что  я за часть речи?

 -Назовите, по каким признакам определяется спряжение глаголов?

-Какие глаголы-исключения знаете?  

2. Работа в учебнике с.113, упр. 312

   Выписать глаголы с  пропущенным окончанием, определить спряжение.

Сверка..т, суш…т, плеска..т,   клон…т, ослепля..т.  

Самопроверка (слайд)

4.Повторение о местоимении.

Ученик: Я о себе такого мненья:

Огромна роль моя:

Я  делу отдаюсь сполна.

Я заменяю имена.

Мой мир широк и разнообразен. Без меня нет языков. Я заменяю известную часть  речи. Кто я!

 - У местоимения мы можем определить лицо. Назовите 1,2 и 3 лицо местоимения. 

Итог урока:   А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота»

 Задание :  Я вам буду читать слова,  а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):

1 группа записывает - существительные,  2 – глаголы, 3 – прилагательные, 4- местоимения.

Багряный, полевки, вы, закурлычут, она, листопад, браконьерская, с ней, пятый, соболь, улетают, журавль, долго, пожары, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют.

Проверка. Один отвечает – остальные внимательно слушают..

-Какие слова не выписали? (пятый – числ., долго- нареч.)

 - Какие слова несут негатив? Почему? Можно ли заниматься браконьерством? Какую беду приносят пожары?

- Кто заметил, на какую тему были тексты? (природа Забайкалья)  Для чего? Нужно ли охранять природу? Конечно же, ведь мы проживаем в Забайкалье и должны беречь все, что нас окружает.

-Что обобщали?  

-Пригодится это вам когда – нибудь?

-Какую цель ставил каждый  для  себя в начале урока – выполнил?

--Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке?(слайд)

«Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем»

(Да, т.к. мы используем части речи постоянно).

 Домашнее задание:  1.Сочинить стихотворение, сказку, рассказ про части речи, или нарисовать как вы их себе представляете.  Остальные  – записать по 2 слова каждой части речи. (слайд)

-Оценки с комментированием. Дети помогают  оценивать свою работу и работу товарищей.

Рефлексия.

Обведи кружочком цифру с высказыванием.

Я:   1. Доволен собой.

       2. Не совсем доволен своей работой.

       3. Не доволен своей работой.

Дело: 1. Вспомнил все  части речи.

           2. Допускаю ошибки в распознавании     частей речи.

           3. Так и не научился распознавать   части  речи.

Мы:   1. Принимал активное участие.

          2. Не совсем доволен своей  работой в группе.

          3. Не доволен своей работой в группе.

- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках  продолжим эту работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...